Министр иностранных дел России Сергей Лавров в интервью для интернет-проекта «Эмпатия Манучи» обвинил Европу и Киев в «изнасиловании» американской инициативы по урегулированию на Украине.
Он также отметил, что Россия всегда готова к поиску баланса интересов, но не поступится собственной безопасностью.
ТАСС собрал ключевые заявления главы МИД.
Обеспечение безопасности и интересов России
- Россия всегда готова к поиску баланса интересов, но не поступится собственной безопасностью: «Мы всегда готовы к компромиссам, проще говоря, к балансу интересов. Самое главное, чтобы законные интересы каждого государства принимались во внимание».
- «Наш законный интерес заключается в том, что мы хотим обеспечить собственную безопасность. Как и любая нормальная страна, заинтересованная в том, чтобы ее история продолжалась, чтобы народ развивался в максимально благоприятных внешних условиях и обеспечивал рост экономики, решение социальных задач и повышение благосостояния населения».
- Европа и киевский режим, говоря о гарантиях безопасности, «имеют в виду гарантии безопасности не с участием России, а против России».
Цели СВО
- Цели спецоперации не подлежат конъюнктурным изменениям: «Наша правда не подлежит каким-то конъюнктурным изменениям, изгибам, «извивам».
- Президент России Владимир Путин четко обозначил цели СВО. «Эти цели остаются неизменными и не подлежат каким-то конъюнктурным компромиссам».
- ВСУ «в конечном итоге будут вытеснены» из той части Донбасса, которую еще занимают.
Трехсторонние переговоры
- Те, кто комментирует переговоры в Абу-Даби «на каждом углу», либо хотят их сорвать, либо снять с себя вину в отсутствии гибкости: «Если ты на каждом углу комментируешь, высказываешь какие-то свои предположения, значит, ты хочешь либо сорвать эти переговоры, либо (что одно и то же) свалить на партнера вину в отсутствии гибкости».
- Россия не меняет позиции, с которыми принимала участие в трехсторонних переговорах в ОАЭ: «Мы эти позиции не меняем».
- Направленные на результат переговоры любят тишину, поэтому Москва хранит «вежливое молчание» по контактам в Абу-Даби.
- Ключевые принципы, от которых зависит жизнь государства и миллионов людей, не могут быть предметом компромиссов по Украине: «Послушайте, компромиссы не могут касаться ключевых, базовых принципов, от которых зависит жизнь государства. И самое главное — жизнь миллионов людей».
Наследие Анкориджа
- Лидерам России и США и делегациям обеих стран в ходе саммита на Аляске удалось найти подходы, которые открывали путь к миру на Украине и согласованию соответствующего договора: «На той основе вполне реально было оперативно согласовать окончательный договор об урегулировании [на Украине]».
- Россия и США на саммите в Анкоридже в августе 2025 года нашли баланс жизненно важных интересов, но сейчас Владимир Зеленский и его кураторы из Европы пытаются все это «перелопатить в свою пользу».
- «Очень мало трезвых голосов в Европе» призывает принять серьезный подход к урегулированию на Украине.
- Европа и Киев «изнасиловали» американскую инициативу по урегулированию на Украине: «Все последующие версии — это результаты попытки «изнасилования» американской инициативы со стороны Владимира Зеленского и, прежде всего, его «патронов» из Британии, Германии, Франции, Прибалтики».
- Россия так и не получила никакого документа по Украине, состоящего из 20 пунктов: «Этот документ уже несколько раз «перелопатили». Сейчас они размахивают неким «документом» из 20 пунктов, который нам никто ни официально, ни неофициально не передавал. Его содержание частично утекало в СМИ».
- Гарантии безопасности нужны Владимиру Зеленскому, чтобы не признавать российских территорий и продолжать войну.
- Зеленский рассчитывает, что в случае перемирия НАТО разместит на Украине ракеты, способные «доставать до российских городов».
Ситуация с правами человека на Украине
- Все размышления Запада о том, как двигаться к миру на Украине, полностью игнорируют вопрос о правах человека: «Наблюдаем на Украине тотальный запрет русского языка во всех сферах жизни, запрет Украинской православной канонической церкви. Все это остается у Запада (Европы, по крайней мере, и, конечно же, у Британии) вообще за рамками их размышлений о том, как двигаться к миру».
- Зеленскому плевать на конституцию Украины, по ней он обязан отменить пещерные законы против русского языка и канонической православной церкви: «Плевать ему на конституцию. Он по ней обязан отменить все эти пещерные законы по истреблению русского языка и канонической православной церкви».
- Европа и Киев предлагают «договор терпимости» вместо защиты прав человека: «В последних версиях, которые утекали в прессу по итогам интенсивных переговоров американцев с европейцами и украинцами, состоявшихся после Аляски, ничего об этом не говорится. Там сказано, что стороны (Россия и Украина) будут проявлять к друг другу терпимость».
Европейские провокации
- Провокации, которые устраивают европейцы на море, скоро прекратятся: «Провоцировали, да. Сейчас таких провокаций на море тоже наблюдаем немало. Но убежден, что скоро они прекратятся, потому что те, кто их организуют, осознают тяжесть последствий для себя».
Ситуация вокруг Гренландии
- США, Дания и Гренландия, вероятно, договорятся между собой о будущем статусе острова: «Теперь еще Евросоюз хочет участвовать. Он везде хочет «воткнуться» со своими услугами. Вроде бы «захват» отменяется, договорились о чем-то вроде «полуаренды», «полупокупки». Мы не знаем. На самом деле это не наш вопрос».
- Споры относительно территориальной принадлежности Гренландии вряд ли повлияют на ситуацию, которая сложилась в Арктике: «Едва ли это что-то изменит».
Совет мира
- Совет мира, предложенный президентом США Дональдом Трампом, не сможет стать заменой ООН: «Это другая история».

















