Кто спасет Европу?

    «Большинство европейцев смотрит в будущее пессимистически», – пишет издание Politico, публикуя результаты опроса, проведенного стратегической коммуникационной компанией FGS Global. Согласно упомянутому исследованию, пессимизм европейцев вызван как общей ситуацией в мире, так и положением в их собственных странах, а также продиктован теми угрозами, которые возникли в результате некоторых решений, принятых в последнее время президентом США. 63 процента опрошенных считают, что лучшие годы уже позади, а 77 процентов полагают, что для следующего поколения жизнь в их стране «окажется более сложной».

    Как отмечает Politico, мрачные настроения особенно характерны для Западной и Центральной Европы. Большинство европейцев (76 процентов) заявляет, что демократия в их странах переживает упадок. Наиболее высокий уровень пессимизма отличает Румынию (91 процент), Грецию (88 процентов) и Болгарию (86 процентов). По информации издания, большинство респондентов в странах, где проводился опрос, считает, что их страна идет по неправильному пути. На вопрос: заслуживает ли Дональд Трамп Нобелевскую премию мира? – 77 процентов опрошенных дали отрицательный ответ. Исследование провела в ноябре 2025 года стратегическая коммуникационная компания FGS Global. В опросе приняло участие более 11000 человек из 23 стран Евросоюза, в частности, Австрии, Бельгии, Болгарии, Хорватии, Чехии, Дании, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Венгрии, Ирландии, Италии, Латвии, Литве, Нидерландах, Польше, Португалии, Румынии, Словакии, Словении, Испании и Швеции. Возможная погрешность составляет 4,4%.

    Даже если б погрешность (в прикладной социологии существует такое понятие) проведенного исследования была бы выше, в оценках она все равно бы ничего не изменила, настолько рентгенограмма Европы незавидна и предвещает нечто плохое. Действительно, следует считать очень тревожным сигналом, когда большинство населения почти во всех государствах Евросоюза считает, что «их страна идет по неправильному пути». Вот что заявил в связи с этим президент Римского клуба Александр Кинг: «Мир стал свидетелем общего системного кризиса. Наша жизнь изобилует инстинктом чрезмерного потребления, разрушениями и конфликтами. Мы пытаемся на ощупь отыскать ключ к выживанию. Выход человека из животного мира стал возможен благодаря морали. Теперь возникла реальная опасность того, что доминирование политики и инстинкта потребления отбросит человечество на нижнюю ступень бытия. Отсюда до полной катастрофы – один шаг. Когда эрозии подвергаются основополагающие ценности, начинается деградация человека».

    Немецкий философ и историк Освальд Шпенглер еще в начале двадцатого века предсказал «закат Европы» в своем двухтомном труде, изданном под таким же названием (он переведен на грузинский язык, как «ევროპის დაისი»). Эта книга вышла в свет в 1918 году и приобрела невероятную популярность. Она настолько широко и хорошо известна, что ее влияние прослеживается в сочинениях таких мыслителей, как, например, американец Самуэль Хантингтон и русский Лев Гумилев.

    Шпенглер предсказывал закат Европы, опираясь на теорию, согласно которой каждая культура и цивилизация имеет свое начало, определенные этапы развития и свой конец. Его концепция берет за основу семь наиболее известных и изученных культур (цивилизаций): египетскую, вавилонскую, китайскую, индийскую, античную, майя, арабскую и европейскую. Шпенглер еще в начале прошлого столетия заметил, как началась деградация европейской цивилизации, при этом он не утверждал, что Европа разрушится и исчезнет мгновенно. Он полагал, что данный процесс может продолжаться в течение несколько столетий. С момента публикации упомянутого труда миновало уже больше века. За это время, помимо Первой мировой войны, которая завершилась как раз перед тем, как книга Шпенглера была издана, Европа всего через каких-то двадцать лет после ее издания подарила ошеломленному и пораженному человечеству еще одну, самую кровопролитную в истории человечества Вторую мировую войну.

    Европа, которая в средние века дышала Ренессансом и создавала подлинные шедевры во всех жанрах и видах искусства, а в новые времена вознесла ввысь столь желанное знамя свободы, внезапно опустилась до того, что покрыла свою территорию сетью концентрационных лагерей и оставила будущим поколениям примеры жестокости, не только не имеющие ничего общего с понятиями культуры и цивилизации, но и противостоящие им, ставшие преградой на их пути. Конец культуры или цивилизации начинается там, где уникальные, самобытные и гениальные идеи (соответственно, и мыслители, их генерирующие) перекрывают массовое сознание и культура. Как реакция на бесконечные войны, историческую жестокость и несправедливость в Европе взорвался культ свободы и либерализма, который очень скоро, однако, принял крайние формы и обернулся фетишем. А крайности, как правило, переводят любое явление в свою противоположность.

    Тем не менее, перед континентом стояла не только эта проблема. Все более возрастающее американское влияние, окончательная утрата суверенитета, моральная деградация, вызванная фетишем свободы, за которыми последовал каскад присущих капитализму кризисов, быстро дали свои плоды и способствовали неслыханному отчуждению Европы. Отчуждение это выразилось в том, что континент, подверженный мощному политическому влиянию США, не на словах, разумеется, а конкретными делами и решениями противопоставил себя, скажем так, самому себе. Лучшее подтверждение тому – отказ Германии от российского природного газа и участие во взрыве уже завершенного проекта газопровода, носившего название «Северный поток». Это стало не просто политическим и экономическим саботированием самого себя – это было настоящее самоубийство. Случилось нечто неслыханное, явление, которое никто до сих пор даже не попытался объяснить.

    Какой механизм должен был сработать, чтобы народ и страна с такой фанатичной энергией выступили против здравого смысла и подорвали собственные перспективы?! Принуждение извне – безусловно, серьезный фактор, но и он не способен до конца объяснить это самоубийственное явление. Возможно, сработала характерная для части немецкого народа ненависть к другим нациям и конфессиям, которая с особой полнотой проявилась в эпоху фашистского господства?! Еще во время Второй мировой войны здесь, параллельно с антисемитизмом, свирепствовала и русофобия, которую в последующие периоды пытались приглушить. Но она, по-видимому, сохранялась в темных уголках социального сознания и выплеснулась наружу после внешней провокации. В данной статье я не стану углубляться в эту сложную психологическую проблему, поскольку разговор на тему русофобии понадобился нам лишь для иллюстрации того, как далеко зашла деградация европейского сознания. Трудно было допустить, чтобы подобное положение не отразится на европейском общественном мнении. И оно действительно нашло в нем закономерное отражение: «Большинство населения почти во всех государствах Евросоюза считает, что их страна идет по неправильному пути»

    В Европе происходит невероятная деградация общественного сознания. Прежде всего, это заметно в политической жизни, на примере протекающих политических процессов. Современная европейская политика впервые сбилась с пути именно тогда, когда подверглась массовому заражению русофобией (я имею в виду волну XXI века). А теперь у Европы испортились отношения и с Соединенными Штатами Америки, причем, настолько, что возникла реальная угроза распада НАТО. Дональд Трамп заявил: «Организация НАТО нам никогда не была нужна, и мы никогда ничего у нее не просили. Мы слишком долго им помогали, но ничего не получили от них в ответ». Это высказывание президента США свидетельствует о многом. Мировую прессу и социальные сети обошла карикатура, на которой Трамп мочится на НАТО.

    Заметим, что подобные вещи не происходят ни с того ни с сего. Кризис в отношениях США и Европы более чем серьезный. При этом проблема заключается не в неизбежном распаде НАТО или Евросоюза, а в вырождении самого Европейского союза. Оно, в свою очередь, означает, что Европа уже не такая, какой ее когда-то так преданно полюбили грузины. Кстати, любовь эту вполне можно объяснить и понять – европейская культура, философия, литература, музыка, живопись, скульптура, архитектура, театр, опера, балет… – как остаться равнодушным к этим величайшим достижениям человечества! Но, к сожалению, сегодня в Европе не сыскать ни Шекспира, ни Гете, ни Гегеля, ни Леонардо да Винчи, ни Микеланджело, ни Бетховена, ни Байрона, ни… ни… ни… И главное, в ней не найти Христа – в «христианской» Европе не осталось и духа христианства.

    — ЛГБТ, однополые браки, смена пола, — упрямо бормочут в жизни, в книгах, в кинофильмах и спектаклях выродившиеся европейские идеологи, эти тени истории, жалкие призраки европейцев, оторвавшиеся от своего великого прошлого и утратившие будущее.

    — Отмените закон, который вы ввели для контроля финансирования нашей агентуры!

    — Отмените закон, который вы ввели для защиты святости семьи!

    – Отмените закон, который запрещает ЛГБТ-пропаганду!

    Словно вороны, каркают над нашими головами уличенные в коррупции пресловутые европейские дамы – какие-то Урсула фон дер Ляйен и Кая Каллас. Нам угрожают, нас запугивают, шантажируют какие-то Шарль Мишель и Оливер Варгеи. Мне кажется, до сих пор по улицам Тбилиси бродит какой-то Боррель, который, как пьяный, бормочет: «Европа – это сад. Мы построили сад, в котором все работает. Это лучшая комбинация созданных человеком политической свободы, экономического процветания и социального единства. Остальной мир – это джунгли, а джунгли могут вторгнуться в сад».

    Ух, кошмарно даже упоминать этих отвратительных насильников!

    Однажды Генри Киссинджер цинично спросил: «Кому мне позвонить, чтобы поговорить с Европой?» Тяжелый пассаж. В европейском политическом истеблишменте не осталось ни души, кто бы мог говорить с человечеством от лица Европы. Европейцы откровенно идут по пути вырождения, однако потеряно еще не все, раз общественное мнение столько адекватно отозвалось на этот ужасный процесс. Возможно, все-таки появится кто-то (либо внутри Старого континента, либо вне его), кто сумеет спасти от гибели эту когда-то столь великую и почитаемую цивилизацию?

    Однажды это удалось сделать Сталину. Кто сможет повторить все это теперь? Оглядимся с надеждой вокруг!

    Валерий Кварацхелия

                                                                                         

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Пожалуйста, введите ваш комментарий!
    пожалуйста, введите ваше имя здесь