Похоже, в Турции разгорается серьёзный политический кризис, подпитываемый беспрецедентными для властей экономическими и социальными вызовами. Это были ужасные несколько месяцев для правящей Партии справедливости и развития (ПСР) и еë лидера, президента страны Реджепа Тайипа Эрдогана. Турция изолирована в международном масштабе, экономическая ситуация продолжает ухудшаться, есть вопросы относительно состояния здоровья главы государства. Об этом пишет старший научный сотрудник по изучению Ближнего Востока и Африки в Совете по международным отношениям (CFR, штаб-квартира в Нью-Йорке) Стивен Кук.
Результаты всех последних замеров общественного мнения в Турции выглядят для ПСР и персонально Реджепа Тайипа Эрдогана крайне тревожными. Причëм такие соцопросы проводились ещë до «исторического краха» национальной валюты, свидетелем которого в последние дни стала Турция и весь мир.
По мнению ряда наблюдателей и турецкой оппозиции, разгром правящей партии на выборах приближается, отмечает американский эксперт.
Все ведущие оппозиционные силы ратуют за проведение досрочных всеобщих выборов, не дожидаясь июня 2023 года, на который запланированы одновременно президентская и парламентская избирательные кампании. Политические оппоненты Эрдогана не скрывают, что намерены вернуть Турцию к смешанной парламентско-президентской системе правления, отказавшись от нынешней президентской, инициатором перехода к которой был лично турецкий лидер.
«Это может быть преждевременным — прогнозировать разгром ПСР в результате выборов, ибо железным неписаным законом эры этой партии во власти являлось „никогда не исключать Эрдогана“. Тем не менее ситуация для президента и его детища выглядит на самом деле безрадостной», — констатирует Стивен Кук.
Среди всех проблем Турции именно ухудшающаяся экономическая ситуация является самой серьёзной для бессменного лидера, стоящего у руля государства с 2002 года, подчёркивает аналитик.
«В результате вопиющей бесхозяйственности Эрдогана лира потеряла около 75 процентов своей стоимости по отношению к доллару за последнее десятилетие, 45% с начала текущего года и 15% только за последние сутки. Это правда, что Турция, несмотря на все трудности и глобальную пандемию, в 2020 году увеличила свою экономику на 1,8 процента. Но общая экономическая картина для среднего турка мрачна: инфляция составляет 20% в годовом измерении, безработица — 14%. Разрыв между богатыми и бедными увеличивается. В ответ на обвал лиры ряд крупных турецких банков закрыли свои онлайн-операции, и люди вышли на улицы в знак протеста в некоторых частях Анкары и Стамбула, предвещая возможные дальнейшие и более масштабные антиправительственные акции», — заключает Кук.
Как сообщало EADaily, после очередного снижения Центральным банком Турции ключевой процентной ставки на прошлой неделе и заявлений президента страны о продолжении нынешнего финансового курса национальная валюта накануне обесценилась сразу на 15% по отношению к доллару США, достигнув абсолютного исторического минимума — 13,45 лиры за $ 1. «Страдания» лиры вывели отчаявшихся граждан на улицы турецких мегаполисов. На фоне настоятельных требований оппозиции о проведении внеочередных выборов люди также призывали правительство Эрдогана подать в отставку.
eadaily.com