Нам неоднократно приходилось писать о том, что в продуктах местного производства в последнее время заметно увеличилось наличие ядохимикатов. Речь идет о сельскохозяйственной продукции, которая производится в Грузии, а затем продается на рынках. Причем, особенность состоит в том, что грузинский потребитель старается приобрести именно местные продукты, высоко их ценит и не хочет покупать ничего из турецкого и иранского.
Кстати, месяцев шесть тому назад мы рассказывали об одном иранце, который никак не желал угомониться и настаивал: давайте проведем анализ грузинских и иранских продуктов и посмотрим, в которых из них ядовитых веществ окажется больше. Иранцы, надо заметить, не скрывают, что еще несколько лет назад у них действительно очень серьезно стояла проблема, касавшаяся содержания ядохимикатов, однако они сумели с ней справиться, успешно подстроились под мировые стандарты и теперь не без оснований высказывают претензию на то, что их продукты входят в число лучших не только в нашем регионе и поблизости от него, но и в масштабах всего мирового рынка продовольствия. Между прочим, когда мы об этом написали, сразу же у нас появилось немало критиков: да как вы вообще позволяете себе сравнивать местное с завезенным – у нас все намного лучше и качественней! Понять таких людей, честно говоря, нетрудно, ведь и нам самим очень хотелось бы иметь возможность заявить, что грузинская продукция лучшая. Однако дела, к сожалению, обстоят не так. Вы хотя бы знаете, что за последнее время более 90% отравлений продуктами сельского хозяйства, приходится именно на те, что были произведены в Грузии?..
Недавно Национальное агентство продовольствия взяло 150 проб продуктов сельского хозяйства, как из выращенных и произведенных на месте, так из завезенных. В общей сложности 13 из взятых образцов оказались по своим качествам на уровне, при котором их, мягко говоря, не рекомендуется употреблять в пищу, а если обойтись без церемоний, то, скажем прямо, для детей они представляют элементарный яд, а взрослым, как минимум, гарантируют визит в лечебное учреждение. Кому-то покажется, что 13 случаев из 150 – это немного, однако это ведь почти 10% от всей проверенной продукции. То есть, получается, что каждый десятый житель Грузии вынужден покупать отравленные продукты, и было бы кощунством говорить, что мы столкнулись с невысоким показателем. Еще до мероприятия, осуществленного агентством продовольствия, местные специалисты пришли к выводу и заявили, что наши фермеры не умеют применять ядохимикаты. Они слепо покупают и используют завозимые из-за рубежа химические соединения и в огромных дозах обрабатывают ими как бахчевые культуры, так и овощи с зеленью.
«Все объясняется просто. К примеру, кто-то занимается выращиванием арбузов. За рубежом знают, сколько их было посеяно на конкретной площади – скажем, тысяча штук (в Грузии семена 1000 арбузов хороших сортов можно купить за 210-230 лари). Затем, когда пробьются первые ростки, их количество снова подсчитают, определяя, все проросли или нет. Пустующие места заполняют, и, в конечном счете, конкретно определяют, сколько всего получилось единиц. После этого налаживают капельную оросительную систему (в Грузии километровая целлофановая труба капельной системы обходится в 100 лари) и начинают осуществлять полив. Именно тут и кроется суть проблемы. Например, в рекомендациях написано, что каждому саженцу необходимо по 2 миллиграмма конкретного витамина или удобрения. Фермер, владея точной информацией, сколько у него взошло корней, в нужной пропорции растворяет необходимое количество химикатов в воде и приступает к орошению засеянной арбузами площади посредством капельной системы. То есть, на каждый саженец у него приходится абсолютно столько, сколько рекомендовано – не больше и не меньше. А у нас в Грузии никто миллиграммы в расчете на капельную систему не отмеряет – либо сыплют прямо горстью на корень, либо попросту разбрасывают по участку, и в какие-то места веществ, естественно, попадает больше, в какие-то меньше. В конечном же счете, конкретный грузинский фермер может с одной и той же площади собрать одновременно и абсолютно безвредные продукты, и такие, что представляют очевидную опасность для жизни», — рассказал нам эксперт в данной области.
Возможно, то, о чем я расскажу дальше, тоже кому-то придется не по душе, однако в последнее время не только для нас, но и для всего мира стал показательным пример Турции. Страна, не заявлявшая до этого никаких претензий на производство сельскохозяйственных продуктов, теперь не просто фигурирует в числе передовых, но и стала лидером в определенных отраслях аграрного сектора. С этой целью в стране было усовершенствовано законодательство, осуществлена переподготовка специалистов, и для обучения приглашались иностранные агрономы, которые научили местных фермеров работать грамотно и эффективно…
В Грузии же продовольственное направление практически пущено на самотек. Национальное агентство продовольствия, как мы уже сказали, взяло 150 проб разных сельхозпродуктов, а затем обнародовало полученные результаты, однако, как нам стало известно, лимит составляет 300 образцов, то есть возьмут еще 150 проб, а там продавай что хочешь, где хочешь и сколько хочешь – никто тебе и слова не скажет. В результате у нас налицо картина, когда на рынках царит бесконтрольная ситуация и обычным явлением стала, к примеру, торговля мясом, куски которого подвешены на крюках вдоль обочины автомобильных магистралей, при этом продукт ничем не накрыт и настолько смешался с пылью, что даже изменил цвет. Аналогичным способом торгуют у нас сыром, фруктами, на поверхности которых в результате автомобильных выхлопов образуется слой свинца и… Люди все это вынуждены покупать, потому что им фактически не оставляют альтернативы – на рынке тот же продукт стоит дороже, а у большинства (не от хорошей, конечно, жизни) на счету каждая копейка.
Если помните, имело место несколько случаев, когда европейцы браковали грузинские сельскохозяйственные продукты и в качестве главной причины приводили как раз высокий показатель наличия в них пестицидов. Почему, если турецкие и иранские фермеры сумели научиться тому, как надо соблюдать предписанные дозы и выращивать продукты, не наносящие вреда здоровью людей, мы оказались не в состоянии сделать то же самое?! Было бы неправдой сказать, будто мы бездарней них. Это больше связано с материальными возможностями, поскольку отдельно взятый грузинский фермер вряд ли готов позволить себе оплатить получение необходимых знаний, а неправительственные организации, приглашающие экспертов для чтения лекций и проведения семинаров и тренингов, думаю, занимаются исключительно отмыванием денег. А как вы еще себе это представляете? Разве реально за каких-то 2-3 часа объяснить человеку, как следует проводить сев, каким образом надо поливать и хранить продукт, да еще если речь идет при этом о нескольких видах продовольствия, у каждого из которых имеется своя специфика?! Напрашивается и другой вопрос: но кто же в таком случае должен основательно всем этим заниматься? Ответ однозначен – Министерство сельского хозяйства страны, и не надо доказывать, будто оно не располагает необходимыми средствами. За несколько лет на указанные цели этим ведомством был потрачен почти миллиард лари, а результата нет и пока даже не просматривается.
Как известно, в детском возрасте все особенно любят дыни и арбузы, что совершенно логично. Да и взрослые тоже любят их не меньше. Теперь представьте, что случится с 3-4-хлетним ребенком, съевшим насыщенную нитратами дыню или арбуз. Его придется срочно госпитализировать, делать в больнице переливание! Причем, главная сложность заключается в том, что, как мы уже сказали, продукты с одного и того же участка, выращенные одним и тем же фермером, могут отравить одного съевшего их человека и не отразиться на здоровье тысячи других, потому что дозирование химикатов осуществляется неграмотно и хаотически, а систему капельного орошения в Грузии применяет от силы 10 процентов владельцев земли. К счастью, в нынешнем году все пока обошлось, но мы хорошо помним случаи, когда в прошлом отравление сельскохозяйственными продуктами приводило и к фатальному исходу.
Фермеры часто сетуют на то, что Европа не жалует грузинские продукты. А как вы хотите? Взять в качестве примера Германию. Да, в ряде городов яблоневые сады здесь разбиты прямо вдоль дорог. Однако местные жители к созревшим в них плодам даже не прикоснутся, потому что в случае отравления страховка покрывать им лечение не станет. То есть, если ты отравился сельскохозяйственным продуктом, страховая компания будет требовать привлечения к ответственности его производителя. А у нас все обстоит не так – какая еще там ответственность производителя или расследование с участием стразовой компании?!.
К сожалению, данная часть проблем также нуждается в урегулировании, но возникает ощущение, что это дело еще долго не сдвинется с места. Вон перед выборами главным обещанием в области сельского хозяйства осталось субсидирование виноградарства, и это, между прочим, крайне вредный и неэффективный посыл: вместо того, чтобы дать в руки человеку удочку и научить его удить рыбу, мы просто безвозмездно дарим ему эту рыбу и обещаем, что точно так же будем поступать и в будущем. Соответственно, никто в Грузии даже не пытается обучиться «ловле рыбы», напротив, требуют от государства все более крупных субсидий. У меня, рядового налогоплательщика, у которого нет виноградников, возникает вполне обоснованный вопрос: «Собственно, почему я должен покрывать субсидирование винограда, а не, скажем, инжира или яблок?». И не надо оправдываться, напоминая, что Грузия – это родина вина… Во Франции, Италии, Испании, то есть в странах, где издавна и в очень больших количествах производят вино, государство никому ничего не платит, и никто у него денег на это и не просит. Там знают, что у каждого корня лозы необходимо выбрать одну кисть, чтобы именно она вобрала все поступившие блага. А у нас считается, что чем больше на винограднике гроздей, тем лучше. Это тоже результат незнания, и, подозреваю, так будет продолжать до тех пор, пока мы не научимся «ловить рыбу» сами и не станем делать это собственными руками.
Леван Габашвили