Домой Новости Мир История палестинской государственности — интереснейший предмет исследований

История палестинской государственности — интереснейший предмет исследований

История палестинской государственности — интереснейший предмет исследований

История палестинской государственности — интереснейший предмет исследований. Есть один устоявшийся нарратив (израильский / сионистский) — и есть учёные, которые его опровергают.

Известнейший израильский / сионистский тезис: «Палестинцы никогда не хотели независимости, они могли создать собственное государство, как евреи, но не сделали этого».

Вот что пишет Джон Куигли — профессор права Университета Огайо и ведущий эксперт в области международного права, связанного с Палестиной (он посвятил большую часть своей академической жизни проблеме палестинской государственности и является автором трёх тематических монографий):

  1. Государство Палестина фактически существовало задолго до провозглашения Государства Израиль (1948) — на основании действовавшего международного права, включая Устав Лиги Наций, и права наций на самоопределение, которое британцы сознательно отказались признать.
  2. В 1922 г. у палестинских арабов имелся проект Конституции Государства Палестина. Это подтверждают даже газетные публикации — например, статья Associated Press от 21 апреля 1922 г. Однако британцы отредактировали этот проект — что вызвало протест и возмущение «со стороны арабского населения, без различия вероисповедания и политических убеждений».
  3. Новый проект наделил Верховного комиссара (британского чиновника) единоличным правом принятия решений по всем вопросам, касающимся управления местными делами. Палестинским органам власти остались только консультативные обязанности. Арабы не могли понять причины, которые побудили британцев, обладающих мандатом в Палестине, принять такую унизительную для них позицию, — и задали резонный вопрос:
    «Разве мы не уполномочены согласно статье 22 [Устава] Лиги Наций считать себя независимыми, а британские советники и эксперты действуют только в качестве наших проводников?»
  4. В 1933 г. была принята Конвенция Монтевидео — один из немногих международных документов, где перечислены признаки, определяющие правосубъектность государства с точки зрения международного публичного права:
    *постоянное население;
    *определённая территория;
    *собственное правительство;
    *способность вступать в отношения с другими государствами.

Признания другими государствами не требуется, то есть конвенция фиксирует декларативную теорию государственности. Данную теорию впервые закрепил ещё Вестфальский мирный договор (1648) — а Конвенция Монтевидео лишь подтвердила её.

  1. В книге «Палестинская государственность. Международное право в ближневосточном конфликте» (2010), на стр. 101 Джон Куигли пишет:

«22 сентября 1948 г. Верховный арабский комитет организовал временное собрание и кабинет временного правительства в Газе. 1 октября 1948 г. собрание, названное Палестинским национальным советом, провозгласило независимость Палестины в пределах [британского] мандата. В Прокламации независимости Палестины говорилось:

“Действуя на основе естественного и исторического права арабского народа Палестины на свободу и независимость… мы, члены Палестинского национального совета, собравшиеся в городе Газа, провозглашаем в этот день … 1 октября 1948 года — полную независимость всей Палестины, ограниченной Сирией и Ливаном с севера, Сирией и Трансиорданией с востока, Средиземным морем с запада и Египтом с юга, а также создание свободного и демократического суверенного государства”.

Всепалестинское правительство телеграфировало Трюгве Ли, дабы объяснить, что “арабы Палестины” объявляют Палестину во всей её полноте и в её границах, установленных до прекращения британского мандата, независимым государством».

Таким образом, существование, провозглашение и признание палестинского государства были попросту проигнорированы в пользу «национального очага еврейского народа» — который планировалось создать на основании Декларации Бальфура (1917). В противном случае сам факт наличия Государства Палестина давно бы уже не вызывал вопросов — как это и произошло, например, с Египтом (1922) и Ираком (1932), а позже — с Иорданией, Сирией и Ливаном (1946).

Источник: Первый ближневосточный

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь