Сам черт не разберет, на каком этапе находится сегодня украинский кризис. Заканчивается ли война или нет? А если заканчивается, то что это знаменует: то есть кто в ней победил, и кто ее проиграл? И, вообще, что в этой войне означает победа или поражение? – Такого рода вопросы немедленно всплывают, как только пытаешься разобраться в сущности проекта мирного урегулирования, представленного США, и стараешься вникнуть в нюансы составляющих его 28 пунктов (которые потом были сокращены).
Думаю, рыться сейчас в деталях, чтобы найти, где, как говорят, черт кроется, вряд ли что-то нам даст – скорее, собьет с толку и заведет в дебри, где мы окончательно утратим ориентиры и запутаемся. Поэтому после новой инициативы Дональда Трампа, которая на многое пролила свет, облегчив тем самым вынесение обобщенных оценок, философский подход к рассмотрению данного вопроса может оказаться более результативным и полезным…
Стало очевидно, что Запад пытается перевести кризис (войну) в переговорную фазу (позиция Украины значения при этом не имеет, поскольку она представляет собой лишь территорию для ведения военных действий и обеспечивает одну из сторон пушечным мясом), Россия же великодушно соглашается, но так, чтобы не пришлось ничего принципиально уступить. Само подобное поведение свидетельствует о существенных процессах. Но о чем конкретно? А конкретно ситуация подтверждает, что президент США Трамп признал Россию победителем. Это не нуждается в подборе обоснований и доказательств, так как теперь это факт.
Тем не менее, не лишне объяснить, что же именно заставило Трампа действовать так, а не иначе, почему он не желает продолжения войны и больше не грозит, что поставит Украине «Томагавки». Причем, само по себе то, что американский президент перестал повторять угрозы – это одно, а еще показательней другое – он стал озвучивать принципиально новые и совершенно противоположные оценки: «В короткое время Украина потеряет еще больше территорий». Разве это не есть признание того, что весь Запад с его хваленым НАТО не смогли, не то что победить Россию, но даже ее остановить? Хочу особо подчеркнуть: в этой войне проиграла не Украина – проиграл именно Запад!
История повторилась через восемьдесят лет. Россия снова поставила Запад на колени. Это было невозможно себе представить еще каких-то двадцать или даже десять лет назад. Страна отчаянно пыталась выбраться из советских руин, армия ее была уничтожена, система безопасности развалена, во всех стратегических структурах сидели американцы, государство осталось без идеологии и, казалось, можно уже рукой подать до ее полного духовного и морального разрушения. Однако вставший по главе нее умный, целеустремленный и дальновидный лидер вновь поднял, казалось бы, павшую хоть и некогда могучую державу на ноги, вернул ей силу и мощь, вдохнул патриотический дух и вот теперь с высоко поднятой головой и широко расправленными плечами вывел победителем из совершенно неравной войны.
Сколько бы ни мели языками хронические болтуны в Грузии, Европе, Америке или даже в самой России, все это служит упрямым фактом, перед которым осекается язык у самых изощренных лжецов и демагогов, заполонивших мировую прессу. К этой же категории следует отнести и армию бездельников, денно и нощно стучащих по клавиатуре своих компьютеров и поддерживающих провокационный настрой в социальных сетях, у которых, в отличие от вышеупомянутых профессиональных лжецов и демагогов, чувство ответственности атрофировано априори и которые придерживаются единственного доступного им принципа – «язык без костей». Но и они уже никуда не могут убежать от того непреложного факта, что Россия в это войне победила, а Запад в очередной раз был обречен проиграть.
Главное, что победа России над Западом – это состоявшийся результат, который уже не изменится, а все остальное – будут ли условия этой победы сформулированы в двадцати восьми или девятнадцати пунктах соответствующего меморандума, который в итоге неизбежно станет документом исторического значения – абсолютно неважно.
Есть ли опасность того, что это почти решенное дело сорвется и война будет продолжена еще на неопределенный срок? – Есть. Дело в том, что в мире существует странный и утративший способность трезво оценивать вещи феномен, который называют Европой и который играет крайне негативную роль в современной мировой политике. Европа не желает окончания войны в Украине. Она всячески пытается скомпрометировать и сорвать трамповский план мирного урегулирования и создать предпосылки для продолжения военных действий. Как ни удивительно, на аналогичной позиции стоит и исчерпавшая все законные сроки своих полномочий, прогнившая фашистская власть, стоящая во главе Украины. Прямо заявить об отказе от мирного решения конфликта она, естественно, не может и потому выдвигает условия, на которые – это прекрасно всем известно – России никогда на даст согласия. Подобные «торги» преследует одну единственную цель.
В Женеве, где эта тема рассматривалась совместно с американцами, европейцами и украинцами были выдвинуты следующие предложения:
- Вооруженным силам Украины не будет установлено никаких ограничений;
- Украина восстановит контроль над Запорожской атомной электростанцией и Каховской плотиной, получит беспрепятственное движение по реке Днепр и вернет контроль над Кинбурнским полуостровом;
- Другие территориальные споры будут рассмотрены после установления режима прекращения огня, что означает, что Украина не выведет войска из Донбасса ради достижения перемирия.
Внимательно присмотритесь к этим требованиям, и вы легко придете к заключению, что если кто–то в этом мире и не желает остановки войны в Украине, так это европейские лидеры.
Что касается позиции Зеленского, то он сформулировал ее в одной емкой фразе: «Сейчас Украина может оказаться перед очень сложным выбором – либо потеря достоинства, либо риск потерять главного партнера».
Обратите внимание на то, как мыслит Зеленский и как работает его сознание. Из сказанного становится понятно, что де-факто украинский президент любой ценой добивается не окончания войны, а ее продолжения. Предположим, план Трампа действительно требует от него слишком много уступок. Но не означает ли сказанное в ответ на это предложение, что сделать их тогда придется неизмеримо больше? Зеленский заявляет, мол, если президент Трамп категорически потребует согласия на свое предложение, мы, возможно, откажемся от США как партнера. Он вместе с США уже проиграли, а теперь представьте, что произойдет, если Украины останется лицом к лицу с Россией, лишившись американской поддержки и помощи. Это будет концом украинского государства! Зеленский, который в одном случае не желает согласиться на потерю определенной территории, в другом – соглашается, по сути дела, отдать и погубить всю Украину. Разве подобное решение выглядит не как абсурд?! Почему же Зеленский идет на это?
Потому что в первом варианте он теряет часть Украины, и война в этом случае заканчивается; а во втором – Украина обречена, но есть возможность на определенное время добиться продолжения войны, что жизненно важно лично для него. Дело в том, что окончание войны означает проведение выборов и отстранение Зеленского от власти. Продолжение войны ассоциируется у него с сохранением власти, хотя бы на определенный срок. Зеленскому, погрязшему в болоте коррупции, необходимо выиграть время в надежде, что вдруг в мире произойдет что-то, что спасет его. Он до конца жертвует Украиной и украинским народом ради сохранения власти пусть даже на очень короткое время. Таков моральный облик этого человека, и одновременно таков облик всей современной Европы, которой движет, с одной стороны, фашистский дух, а с другой – русофобия.
Здесь неизбежно возникает вопрос: если в двадцатом веке европейский фашизм не смог справиться с малочисленными и практически беззащитными евреями, то как в двадцать первом он рассчитывает расправиться с ядерной сверхдержавой Россией? Абсурдна уже сама по себе постановка такой задачи, а в условиях, когда главный союзник США отказывается от этой идеи и в случае провала проекта по окончанию войны угрожает выйти из игры, этот абсурд превращается в нечто сверхабсурдное. Как Европа намеревается победить Россию без США, если она оказалась не в состоянии добиться этого даже вместе с Соединенными Штатами?!
Трамп трезво осознает возникшую реальность, однако далекие от здравого смысла европейские лидеры этого не понимают и снова (уже в третий раз) подталкивают Европу (этот несчастный континент) к мировой войне, провоцируя ее и навязывая ей незавидную роль детонатора. Только посмотрите, какие нелепости сочиняют они в связи с урегулированием украинского кризиса:

«По информации издания Bloomberg, представитель президента США Дональда Трампа, Стив Уиткофф, провел в октябре телефонный разговор с помощником Владимира Путина Юрием Ушаковым, которому он предложил разработать план по окончанию войны в Украине, аналогичный мирному соглашению по Газе. По имеющимся у издания сведениям, во время разговора, продолжавшегося чуть больше пяти минут, Уиткофф в качестве совета высказал высокопоставленному кремлевскому чиновнику пожелание, что было бы неплохо, если бы Путин поднял этот вопрос во время разговора с Трампом. Представитель Трампа дал также Ушакову, являющемуся помощником российского президента по вопросам внешней политики, рекомендации о том, как было бы выгодней для Путина затронуть эту тему в ходе беседы с Трампом. Указания Уиткоффа содержали советы о проведении телефонного разговора между Трампом и Путиным до визита Зеленского в Белый дом и об использовании в качестве отправной точки для этой беседы соглашения, достигнутого в Газе».
На такой вот дешевой глупости построена вся эта «сенсация» европейских СМИ. Чего они добиваются? Надо полагать, пытаются доказать, будто США играют на стороне России, и стремятся поставить под сомнение добропорядочность Трампа. Вот до чего могут дойти идиотизм, невежество и ревность! Даже если такой разговор действительно состоялся, что необычного и «сенсационного», если между соответствующими представителями США и России состоялся рабочий диалог по данному вопросу?! Ведь факт, что и США, и Россия заинтересованы в скорейшем окончании войны. Специалисты, которые занимаются (с обеих сторон) этими проблемами, естественно, могли посоветоваться друг с другом, что и как представить главам государств, чтобы не провалить столь важное обсуждение и эффективней сдвинуть с места эту наболевшую проблему. Кому понадобилось такое нездоровое внимание к тому, что, эти люди (две стороны) рассуждают, как лучше, более оптимально, быстрей, с меньшими издержками достигнуть намеченной цели и т.д.? Ясно, что европейцы стараются всеми силами продлить войну, хотя на то, чтобы продолжить воевать самостоятельно, независимо от американцев, у них нет ни возможностей, ни, проститe…
Перед этим в СМИ с отсылкой к источникам на уровне высокопоставленных американских лиц была распространена информация о том, что Украина согласилась с разработанным при посредничестве США мирным планом после того, как, в результате встречи в Женеве делегаций Соединенных Штатов и Украины, первоначальный 28-пунктовый вариант был сокращен на несколько пунктов (по словам Трампа, до двадцати двух, а по сообщениям журналистов – до девятнадцати). Как сказано, из первоначального варианта были исключены наиболее тяжелые и неприемлемые для Украины вопросы. Согласно распространенным в СМИ сведениям, окончательное решение по относительно сложным спорным проблемам Трамп и Зеленский примут непосредственно после личной встречи.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что первоначальная версия мирного плана была для России «приемлемой». Лавров обвинил Европу и Украину в изменении первоначального плана, добавив, что исправленный документ должен полностью отражать дух взаимопонимания, достигнутого между президентом Трампом и ВладимиромПутиным во время переговоров на Аляске.Таким образом, это доведенное почти до конца дело снова было завернуто в тупик. Вопрос в том, что это за тупик, перед которым оказались все заинтересованные стороны, каковы его масштабы и,собственно, чей он – украинский или международный, глобальный? Поспешно искать ответ на эти вопросы было бы неправильно.Поэтому подождем еще немного, следя за развитием событий.
Статья была написана 27 ноября 2025 года. Это дата, когда Зеленский должен был дать окончательный ответ на предложение Трампа. 27 ноября мир узнает, продолжит ли украинский поезд войны нестись в тупик, за которым следует неминуемый крах, или свернет на другую, спасительную колею. Скоро мы узнаем это. Однако, куда бы ни устремился оставшийся без машиниста украинский поезд, одно ясно, как день – Запад в очередной раз встал на колени перед Россией.
Валерий Кварацхелия
















