Центральным событием заседания Высшего Евразийского экономического совета стала открытая пикировка между президентом Белоруссии Александром Лукашенко и премьер-министром Армении Николом Пашиняном. Она заслонила собой и 17 документов, одобренных по итогам саммита, и выступления неожиданных гостей.
О чем поспорили Лукашенко и Пашинян?
В 2025 году председательство в ЕАЭС перейдет к Белоруссии. В связи с этим Александр Лукашенко предложил провести следующий саммит в Минске. Когда слово взял Никол Пашинян, он сразу сказал, что его страна примет участие в формате видеосвязи.
«А что за проблема? Далеко до Минска или некому вас подвезти? Ну, мы организуем, если нужно», — отреагировал Лукашенко.
«Я по этому поводу выступил с публичным заявлением, и это заявление остается в силе. Я не думаю, что это правильный формат для обсуждения этого вопроса. Просто вы затронули вопрос и я должен был сразу среагировать, чтобы не было никаких недопониманий», — ответил Пашинян. Он выглядел несколько обескураженно.
«Рассмотрим ваше заявление», — ответил ему Лукашенко.
«А что тут рассматривать? — премьер Армении, кажется, на секунду потерял над собой контроль. — Вы не можете рассмотреть мое заявление, потому что мое заявление не подлежит рассмотрению».
«Мы рассмотрим. Может, телевизора не будет, чтобы вы дистанционно выступили», — сказал белорусский лидер.
«Нет проблем. Предлагаю перейти к процедуре подписания. Я понимаю, что у вас, может, появились проблемы с телевизором».
После этого ответа Пашиняна в зале заседания, казалось, повисла неловкая пауза. Разрешать ситуацию пришлось президенту России Владимиру Путину. Сразу после церемонии подписания он предложил всем участникам заседания остаться, чтоб обсудить вопросы в «неформальной обстановке».
Почему у Пашиняна натянутые отношения с Лукашенко?
Саммит ЕАЭС — это отнюдь не первое мероприятие бывших стран СНГ, которое премьер-министр Армении демонстративно пропускает. Он не был на саммите СНГ в Бишкеке, пропустил сессию Совета коллективной безопасности ОДКБ в Минске, а сейчас не приехал в Ленинградскую область на неформальную встречу лидеров СНГ и на саммит ЕАЭС. Официальная причина — положительный результат теста на ковид. В работе ЕАЭС Пашинян принимал участие по видеоконференцсвязи.
Но уже мало кто скрывает, что отношения с коллегами из СНГ у армянского премьера складываются непросто. И прежде всего — с Александром Лукашенко. Что и показала пикировка между коллегами на саммите.
Пашинян открыто обвинял Белоруссию в поставках оружия Азербайджану и в другой помощи Баку во время Карабахского кризиса. Он публично заявил, что «никогда» не поедет в Белоруссию, пока ее лидером остается Лукашенко.
«Один из членов ОДКБ заявляет, что участвовал в подготовке 44-дневной войны, поощрял, верил и желал победы Азербайджана. И после этого я должен пойти и сесть обсуждать с президентом Белоруссии какие-то вопросы в формате ОДКБ?» — возмущался Пашинян.
Он взял курс на сворачивание деятельности Армении в ОДКБ. Недавно даже заявил, что «точка невозврата» в отношениях пройдена, хотя официально о прекращении членства в организации так и не объявил. При этом Пашинян постарался резко нарастить связи с западными странами.
В Минске в ответ обратили внимание на встречи Пашиняна с белорусскими прозападными оппозиционерами, которые лелеют мечты устроить переворот. Белорусские власти призвали Пашиняна не вмешиваться во внутренние дела другой страны, предложив, в первую очередь, разобраться со своими собственными проблемами.
Сам Лукашенко публично призывал армянского коллегу «не принимать поспешных решений». Кроме того, в Минске подчёркивают, что ухудшать отношения с Ереваном не намерены, «сколько бы армянское руководство к этому ни подталкивали внешние игроки».
Саммит ЕАЭС, несмотря на это, можно считать успешным
Было подписано 17 соглашений, в том числе соглашение о единой системе таможенного транзита Евразийского экономического союза и третьих сторон. На роль третьих сторон претендуют Узбекистан, Куба и Иран, чьи лидеры тоже участвовали в заседании и высказали интерес к углублению сотрудничества с организацией. Пока у Узбекистана и Кубы — статус наблюдателей при ЕАЭС, как и у Ирана, который только что этот статус получил.
Их стремление присоединиться к ЕАЭС неудивительно, учитывая, что с мая 2014 года, когда организация была создана, совокупный ВВП стран ЕАЭС вырос с 1,6 до 2,4 трлн долл., а объем торговли между государствами-членами вырос почти в два раза. Только по итогам 2023 года совокупный ВВП вырос на 3,8%, а объем торговли — почти на 5%.
Источник: Аргументы и факты