Домой Новости Грузия Если б наше население процветало, ему бы не пришлось заложить коммерческим банкам...

Если б наше население процветало, ему бы не пришлось заложить коммерческим банкам имущество на сумму 111 миллиардов лари

Это катастрофа, если ежемесячно к разряду нищих в стране присоединяется 4 тысячи человек

Согласно официальным данным, каждый пятый житель Грузии считается бедным. По итогам 2024 года пособие по вспомоществованию в нашей стране получает 672 909 граждан, при том что численность населения за этот же период составила 3 694 608 человек. Иными словами, средства на пропитание от государства получает 18,2% жителей Грузии. Из них 450 032 живут только на пособие, а остальные 222 877 включены в государственную программу по содействию трудоустройству, в условиях которой им, между прочим, на 4 года гарантировано сохранение статуса социально незащищенных. Заодно скажем и о том, что максимальная оплата тех, кто включен в государственную программу, составляет 300 лари, и они получают эту сумму наряду с пособием. Также важно отметить, что в нынешнем году число получающих пособие по вспомоществованию уже успело увеличиться на 25 400 человек, и все это тоже трудно отнести к достижениям, которыми можно гордиться.

Кто-нибудь, возможно, спросит: а к чему такая ирония? Но разве буквально пару недель назад нас торжественно не известили о том, что средняя зарплата населения Грузии увеличилась едва ли не 2 тысячи лари, и страна совершила серьезный шаг по пути прогресса? А если, как было заявлено, мы уверенно продвигаемся вперед, почему так катастрофически растет численность тех, кто получает от государства пособие на жизнь? Да, это катастрофа, если ежемесячно к разряду нищих в стране присоединяется 4 тысячи человек. К тому же порочна сама практика подсчета средней зарплаты, которая абсолютно себя не оправдывает, и я объясню, почему. К примеру, годовая зарплата председателя Национальной регулирующей комиссии по энергетике и водоснабжению господина Давида Нармания равна 216 тысячам лари. При этом аналогичная годовая заработная плата сотрудника детского сада составляет около 8 тысяч лари. Так вот, если взять для подсчетов трех работников детского сада и добавить к ним Нармания, получится, что средняя годовая зарплата каждого находится на уровне 60 тысяч лари, или в соответствии с этим принципом анализа каждый получает в месяц в среднем по 5 тысяч лари, в то время как на самом деле оплата воспитателей детсадов не превышает 700 лари. Надеюсь, приведенного примера хватит, чтобы убедиться: опираться в процессе оценок на описанный метод выведения средней заработной платы полная глупость! А теперь попробуйте при определении среднего показателя не включать в расчет зарплату высокопоставленных чиновников, жалованье которых выливается в пятизначное число. Средний размер оплаты труда сократится, как минимум, втрое по сравнению с цифрами, которые фигурируют сейчас. И в этом заключена горькая правда.

Если экономика Грузии продвигается вперед и средняя зарплата ежегодно растет, почему чуть ли не пятая часть населения, перестав получать государственное пособие, может в прямом смысле этого слова умереть с голоду? Данный показатель не просто настораживает – он вопит о катастрофе! А тем, кто все еще не в курсе, скажу, что помимо упомянутых 672 909 человек, еще, по крайней мере, столько же убиваются с утра до ночи, чтобы к вечеру заработать сумму денег, необходимую для того, чтобы кормить семью в течение дня. Естественно, в подобных условиях не может быть речи не только о процветании, но и об элементарной экономии с целью накопления средств на первоочередные нужды. Если б наше население процветало, ему бы не пришлось заложить коммерческим банкам имущество на сумму 111 миллиардов лари. Кто-то заложил золотые украшения, кто-то – земельный участок, кто-то дом, а в сумме все это превысило 111 миллиардов лари! Цифра эта втрое превышает государственный бюджет Грузии, и властям, прежде, чем торжественно делать победные заявления, не мешало бы об этом подумать…

По мере приближения выборов обязательно станет публично обсуждаться тема трудоустройства населения. Ведь создание рабочих мест – это одной из важнейших обещаний, которое, как правило, щедро раздают все политические партии, и никто при этом его не выполняет. Кстати, выход существует, и выход вполне реальный, обещающий создание даже не сотен, а тысяч рабочих мест. Для наглядности опаять-таки приведу конкретный пример. В период правления коммунистов в Грузии функционировало немало крупных предприятий союзного подчинения. Взять Руставский металлургический завод, где были заняты десятки тысяч людей. Одних только местных жителей, естественно, не хватало, и ежедневно автобусы доставляли сюда рабочих из Тбилиси и Рустави. Что же случилось после обретения Грузией независимости? Гигантский завод, на котором рабочих к цехам привозили на автобусах (из-за больших расстояний по территории предприятия курсировали автобусы), умудрились развалить и продать в течение двух лет, да так, что на его месте осталось только огромное поле. Бетонные плиты на продажу извлекали даже из фундамента. Многие указывали рукой на тогдашнего председателя парламента Зураба Жвания, а кое-кто утверждал, что за всем этим стоял Михаил Мачавариани. Так или иначе, ясно одно – невозможно было превратить в металлолом и на корню продать такой внушительных размеров завод без участия высших представителей власти. Но если в коммунистический период власть сумела построить такой мощный завод, почему нельзя то же самое сделать и сейчас? Почему бы государству не взять на себя все расходы и не создать государственное предприятие, прибыль от которого будет поступать в бюджет страны?

Озвучу еще одну интересную деталь: в России по аналогии с Беларусью решили вернуть в государственную собственность несколько колхозов, и теперь в этих хозяйствах содержатся тысячи единиц крупного и мелкого рогатого скота, полным ходом производятся молоко, сыр, мясо… По современным технологиям и с учетом спроса в огромных количествах выпускается и йогурт… Примечательно, что Грузия больше всего йогуртов покупает у России, но неужели нельзя и здесь, у нас создать показательную государственную ферму, где можно будет в больших объемах организовать производство молока? Для это понадобятся настойчивость и подбор людей, которые не будут разворовывать корма, красть молоко, сыр… Правда, найти таких людей, любящих сельское хозяйство и свое дело, очень трудно. Мы уже привыкли (или нас приучили) к тому, что трудиться необязательно, проще купить где-то что-то турецкое, иранское или китайское, а затем продать подороже в другом месте. Нас приучили, что даже в разгар сезона цены на арбузы установлены такие, что большинству людей не по карману покупать их даже раз в неделю. Кстати, почему довели дело до того, что турецкие фермеры утверждают, что в выращенных ими и завезенных в Грузию арбузах меньше нитратов и ядохимикатов, чем в наших? И вся беда в том, что это правда, что подтверждают анализы, проведенные в грузинских лабораториях…

Где кроется выход? Ведь если страна не начнет производить собственные продукты, нам ничто не поможет. Причем, производство их должно охватить все направления. Главное, чтобы занятым в таких хозяйствах работникам выдавали достойную зарплату. Не надо забывать, что в условиях визалиберализации люди, к примеру, могут отправиться в Польшу (это проще всего), где в день будут зарабатывать по 50-60 евро. Многим за полгода удается накопить столько денег, что по возвращению в Грузию, они покупают автомобиль, перекрашивают его в белый цвет и начинают… таксовать. Как ни парадоксально, но факт: столько такси на одного жителя, сколько приходится у нас, нет ни в одной европейской стране, причем, клиентов хватаем всем и это… в условиях тотального безденежья! Похоже, власть, глядя на все это, пришла к заключению, что на самом деле населению страны приходится не так туго, как о том свидетельствуют статистические выкладки, а потому все это ее не особенно заботит и тяготит.

К сожалению, благодаря стараниям Евросоюза и Америки, нам никак не удается избавиться от статуса «развивающейся» страны, и, что не менее печально, мы так и не сумели начать производить нечто такое, что позволило бы Грузии занять конкретную нишу на европейском рынке. Нам на это не дает права Запад, однако, чего уж тут лукавить, мы и сами не особенно боролись, чтобы хоть в чем-то выбиться на передовые позиции. Между тем, без подобного настроя ничего у нас не получится, и мы никогда не выберемся из тупика, в котором прозябаем. А значит пропасть между очень богатыми и нищими будет и дальше углубляться, зайдя настолько далеко, что на ее заполнение не хватит целых десятилетий.

Выше мы говорили: перед выборами непременно всплывет тема создания рабочих мест и мы услышим немало обещаний на этот счет. Так вот, должно быть сделано все для того, чтобы обещания не остались лишь на бумаге и в СМИ, чтобы в стране действительно были созданы достойные рабочие места с достойной оплатой труда. А когда руководство страны, как это делается сейчас, предлагает социально незащищенным 4-летнюю броню и трудоустраивает их на 300 лари в месяц, это выглядит просто смехотворно! То, что в условиях Грузии 300 лари в месяц, то есть, 10 лари в день ничего не значат, наши политики знают ничем не хуже других, однако ведут себя так, будто острые проблемы решены, а мы согласно киваем головой…

Бесо Барбакадзе

                                                                                                         

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Автор ставит правильные вопросы, но предлагает решения, в части создания государством новых предприятий, невозможно выполнить в настоящих условиях по нескольким причинам.
    2. Во времена СССР была жесткая политика индустриализации страны, которая охватывала все республики. На реализацию этой политики формировались обширные, многозадачные планы, которые жестко контролировались. В состоянии сегодня Грузия, небольшое по численности населения государство, с ограниченными финансовыми возможностями, реализовать такой проект? Вряд ли. И вот почему:
    1. Нужны большие средства для постройки современного металлургического завода с полным циклом, каковым был Руставкий комбинат. А это, производство доменного кокса, выплавка чугуна и стали, прокатные цеха для производства сортамента. Во времена СССР железную руду привозили, в основном, из УССР (Кривой Рог), так как в Грузии нет необходимого месторождения. Уголь коксующийся также привозили, так как уголь, который добывали в Ткварчели (марка»Ж») и из Ткибули (марка «Г», «ДГ») составляли мизерную часть от требуемой шихты. Таким образом, строить металлургический завод, который будет работать полностью на привозном сырье — абсолютно нерентабельный проект. (Логистические расходы сегодня чрезвычайно высоки, а в СССР они выстраивались на других экономических основах.)
    2. Из бюджета деньги не возьмешь, так как их просто нет. Значит их надо привлечь. Но ни одна профильная иностранная структура не будет вкладывать деньги в другое государство, в частности в Грузию, без гарантий правительства, в данном случае, Грузии. А правительство таких гарантий не дает, так как это коммерческий проект, который в случае каких-либо событий, ляжет опять таки на «плечи» государства. Пример тому, — строительство тепловой электростанции в Грузии, за счет средств китайских компаний в Гардабани (или, как вариант, в Ткибули), мощностью 300 Мгвт. Станция должна была работать на угле, который добывали в Ткибули компанией «Сакнахшири». Прежний владелец этой компании Д.Р. Бежуашвили много сил приложил для реализации этого проекта, так как понимал, что он жизненно необходим энергетике Грузии. Так вот гарантий от правительства он не получил, и проект «схлопнулся».
    Здесь коротко остановлюсь на этом проекте, с точки зрения его значимости для экономики Грузии. Он предполагал полностью переоснастить шахты «Сакнахшири» (им. Миндели и им. Дзидзигури) на новую, абсолютно безопасную технологию добычи угля, с увеличением добычи в 2-2,5 раза. Увеличение добычи требовало и увеличение, хоть и незначительное, на 400-500 человек, численности трудящихся. Но для Ткибули, где «Сакнахшири» градообразующее предприятие, — это существенная цифра. Для расширения производства, и применения новых технологий, необходимо иметь учебное заведение, которое будет учить новым профессиям. Но для новых навыков нужны новые, современные знания самих преподавателей, а их нет. Такая же проблема встанет и для нового металлургического завода, — работать будет некому, если не готовить квалифицированные кадры заранее. А для того, чтобы их готовить, нужна целая программа, которая подразумевает и материальное стимулирование учащихся, так как это должны быть молодые люди, которые должны как-то жить во время учебы, и понимать свою дальнейшую перспективу.
    Не получив должной поддержки государства, кроме устных заверений и фотографий с рукопожатиями и улыбками, проект строительства ТЭС в Гардабани завершился, толком и не начавшись. «Сакнахшири» решили оставить на прежнем технологическом уровне, а сам Д.Бежуашвили к этому полностью охладел. Дальнейшие события на шахте, произошедшие в 2018г., были предсказуемы, и всем хорошо известны.
    3. Угольная энергетика в Грузии, — это достаточно мощный импульс для всей экономики страны, так охватывает образовательный процесс, строительную индустрию в промышленности (проходка новых горных выработок, строительство электростанции с поной инфраструктурой), развитие транспортной инфраструктуры (полная модернизация железной дороги от Кутаиси до Ткибули, расширения пропускной способности ж/д до Тбилиси и далее), развитие морского порта в Поти для экспорта части угля из Ткибули, создание угольного и энергетического машиностроения на базе Кутаисского завода.
    Сегодня для всех очевидно, на примере Китая, Индии, что угольная энергетика абсолютно востребована, так получила новые технологии сжигания топлива, но сам уголь является прекрасным сырьем для дальнейшей переработки, с получением продуктов химии. Месторождение угля в Ткибули огромно — более 500,0 млн. тонн. Но такой масштабный проект подсилу только при глубоком понимании его перспектив, только при наличии национальной программы, с определением не только целей и задач, но и ответственных лиц и организаций. Толковый бизнесмен может выступить лидером в таком проекте, но при наличии государственной законодательной и финансовой поддержки, при наличии собственного суверенного права определять будущее страны жить в прагматичном мире.
    То что проект ТЭС остался не реализованным, не означает, что к нему нельзя вернуться. Можно, и для Грузии, это было бы здорово!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь