Проблемы возникли у антикоррупционных структур, СМИ и отдельных политиков
Украинские власти начали наступление на прозападные грантовые общественные структуры, активистов и политиков, которых в стране называют соросятами. В ход пошли санкции, угрозы и уголовные дела. Самым громким эпизодом этого сюжета стали масштабные обыски в Национальном антикоррупционном бюро (НАБУ), которые закончились задержанием как минимум одного сотрудника. «Известия» разбирались в ситуации.
Лицом в пол
Утром 21 июля сотрудники Службы безопасности Украины (СБУ) и офиса генпрокурора провели обыски у детективов Национального антикоррупционного бюро (НАБУ). Сообщалось, что следственные действия прошли по 80 адресам в разных регионах страны. На распространенных кадрах при этом видно, что силовики действовали подчеркнуто жестко — сотрудников НАБУ укладывали на пол, угрожая оружием.
В СМИ сообщили, что обыски проходят по делам о госизмене, незаконной торговле с Россией и «коррупционным действиям» в интересах олигархов. В НАБУ при этом отметили, что следственные действия проводятся без санкции суда, то есть незаконны. «Сейчас выясняем все обстоятельства. Подробности будут позже», — говорилось в коротком сообщении.
В СБУ позже заявили, что задержали руководителя межрегионального управления НАБУ Руслана Магомедрасулова, который работал в прифронтовой зоне — в Днепропетровской области и подконтрольной Киеву части Запорожской области. По данным следствия, отец задержанного якобы имеет российское гражданство, а детектив не указал этот факт при оформлении допуска к гостайне.
В СБУ также подчеркнули, что Магомедрасулов помогал своему отцу вести бизнес в России — выступал посредником при продаже технической конопли. «Что касается матери подозреваемого — Ирины Магамедрасуловой, то она проживает в Киеве, но получает пенсию от ДНР и публикует пророссийские комментарии в соцсетях, в частности в группах с Z-символикой», — отмечается в сообщении спецслужбы.
Следователи также подчеркнули, что задержанный тесно общался с «пророссийским депутатом-беглецом» Федором Христенко. Наконец, в СБУ подчеркнули, что Магомедрасулов по работе должен постоянно находиться в городе Днепр, но большую часть времени проводил в Киеве, а недавно и вовсе отдыхал в Испании. В спецслужбе отметили, что в данный момент «решается вопрос» о предъявлении ему обвинений по статье о пособничестве РФ.
Охота на соросят
На Украине после майдана 2014 года по настоянию западных стран и структур появился целый ряд антикоррупционных органов, это в том числе НАБУ, САП, НАПК, БЭБ и другие. В Брюсселе и Вашингтоне тогда подчеркивали, что все они нужны, чтобы победить зашкаливающее взяточничество украинских чиновников. Сторонние наблюдатели отмечали, что на самом деле с помощью этой вертикали устраняются неугодные госслужащие и осуществляется внешнее управление.
Надо сказать, что Конституцией страны эти органы не предусмотрены, их работа регулировалась специальным законодательством. В нем в том числе было прописано, что голоса «международных экспертов» имеют решающее значение при подборе кадров. Запад также пристально следил, чтобы полномочия этих структур не нарушались. Например, в 2020 году украинские власти пытались отменить обязательное декларирование чиновниками своих доходов, но после окрика из Брюсселя прежние нормы пришлось вернуть.
Киев всегда тяготился этой системой, пытаясь под тем или иным предлогом урезать полномочия неподконтрольных органов. В последнее время они перешли в решительное наступление. Во-первых, правительство не согласовало замену директора Бюро экономической безопасности (БЭБ). Специальная комиссия, в которой доминируют иностранные наблюдатели, предложила на должность бывшего детектива НАБУ Александра Цивинского, но кабинет министров отклонил эту кандидатуру.
Формально тогда сообщалось, что Цивинский якобы угрожает безопасности, хотя сам он говорит, что постоянно проходил все проверки и давно имеет доступ к гостайне. Депутат рады Ярослав Железняк заявлял, что решение об отмене результатов конкурса принимал лично Зеленский. «Это срывает все наши обязательства перед МВФ и ЕС. Надеюсь, когда-то все, кто за это голосовал на заседании правительства, понесут уголовную ответственность», — возмутился он.
Во-вторых, проблемы начались и у НАБУ. В мае после аудита было заявлено, что этот орган «умеренно эффективен», демонстрирует невысокую результативность, а штат и бюджет неоправданно раздуты. После этого в Верховной раде была создана временная следственная комиссия по расследованию возможной коррупции. Депутат Сергей Власенко тогда обещал, что в будущем парламентарии заслушают генпрокурора и других руководителей силовых структур.
В СМИ при этом началась мощная информационная кампания. Например, агентство «Украинские новости» опубликовало материал под названием «Топ-список 10 резонансных скандалов вокруг работников НАБУ». «Оказалось, что если собрать всех «героев» в один текст, то выйдет Уголовный кодекс. Здесь и торговля наркотиками, и криптовалютные махинации, и схемы с элитной недвижимостью и VIP- автомобилями, и давление на суд для покрывания родственников-взяточников, и многое другое», — подчеркивалось в предисловии.
В-третьих, под прицелом оказался один из самых известных грантовых активистов, глава Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин. Его обвинили в уклонении от военной службы и мошенничестве. Следователи отметили, что мужчина после мобилизации не появлялся в своем батальоне, а работал в гражданских учреждениях. Дома у Шабунина прошли обыски, самому ему вручили подозрение.
В-четвертых, в конце июня Зеленский ввел санкции против одного из бизнес-партнеров олигарха Томаша Фиалы. Предприниматель владеет крупным медиахолдингом, в который входит в том числе издание «Украинская правда», которая часто критикует центральные власти, предоставляет площадку активистам-соросятам. Считается, что если медиамагнат не одумается, то в следующий раз ограничения могут коснуться и его лично.
Среди причин развернувшейся кампании может быть смена американской администрации. Дело в том, что вертикаль антикоррупционных органов и сеть из грантовых СМИ и активистов на Украине создавались элитами, в основном связанными с Демократической партией. Нынешняя республиканская администрация на них, очевидно, не рассчитывает. Свое слово за этих людей могли бы замолвить европейцы, но и для тех пока этот вопрос далеко не на первом месте.
В таких условиях единственным способом защиты для грантовых структур остается общение с западными СМИ. 17 июля в Financial Times вышла публикация, в которой говорится, что на Украине всё больше проявлений авторитаризма. «Зеленский и его ближайшие помощники <…> используют чрезвычайные полномочия, предоставленные в условиях военного положения, чтобы оттеснить критиков, заставить замолчать лидеров гражданского общества и консолидировать власть», — отмечается в материале.
Что говорят эксперты
Политолог Александр Скубченко считает, что на Украине идет незримая война за контроль над государством.
— НАБУ создавали американцы. Там есть детективы, которые напрямую подконтрольны Вашингтону. За последнее время они возбудили несколько болезненных уголовных процессов против членов ближайшего круга Зеленского. Это дело против совладельца «Квартала 95» Тимура Миндича, против министра нацединства Алексея Чернышова и ряд других. Главная цель — оставить Зеленского в одиночестве, отрезать от окружения, чтобы он стал более послушным. Соответственно, украинские власти пытаются защищаться, — объясняет он.
Политолог Александр Семченко говорит, что происходящее на Украине стало следствием политической борьбы в США.
— Украинские грантовые структуры тесно связаны с американской Демпартией. В США демократы находятся под жестким прессом администрации Дональда Трампа, так что ничего удивительного, что в таких условиях у их протеже возникли проблемы на Украине. Сложно предсказать, что будет дальше. Если в США Трамп и демократы как-то договорятся, то и на Украине, наверное, проблем у соросят станет меньше. Если за океаном борьба продолжится, то думаю, что и на Украине их добьют, — рассуждает он.