Объявленная властью реформа образования вызывает огромный интерес у грузинской общественности. По мнению многих ее представителей, в намечающейся реформе самым важным является внесение серьезных изменений в действующие учебники… Было сказано, что учебники претерпят изменения, но пока неизвестно, какие именно и кто будет работать над решением этого вопроса.
О реформе в сфере образования страны с нами беседует руководитель Института Евразии, политолог Гулбаат Рцхиладзе:
— Учебники являются наиважнейшей частью реформы образования. При этом нельзя допустить, чтобы в силу политической конъюнктуры наши школьные аттестаты, дипломы о высшем образовании и научные степени перестали признаваться на международном уровне. На сегодняшний день все грузинские дипломы и сертификаты в этой сфере нострифицированы – то есть, принимаются международным сообществом. Однако поспешный выход из Болонского процесса может вызвать обратную реакцию, создать впечатление, будто мы стремимся любой ценой показать, что не являемся частью глобальных процессов и «глубинного государства».
Инициаторы реформы пытаются вывести страну из Болонского процесса, но к чему мы в результате всего этого возвращаемся? Безусловно, многое было бы полезно позаимствовать у советской системы просвещения, но представителей власти буквально передергивает при одном лишь упоминании слова «советский». В период СССР в стране издавалась масса методической литературы, учебников, пособий, которые были выполнены на весьма высоком уровне и содержали глубокие знаниями. Однако даже тогда этого часто оказывалось недостаточно, и старшеклассники при поступлении в вуз сплошь и рядом занимались с репетиторами. Тем не менее, сегодня, думаю, никто не станет спорить по поводу того, что советские учебники, по сравнению с нынешними, давали молодежи гораздо более серьезные и прочные знания.
Какие предметы должны преподаваться сегодняшним учащимся и студентам, есть ли у нас хорошие специалисты по ним и, что главное, основательно ли обучают детей в наших школах русскому языку? Изучение русского крайне важно, особенно потому что на нем в Интернет-пространстве можно подобрать самую разностороннюю и многообразную информацию, которой на грузинском, к сожалению, не найдешь, а молодежи она жизненно необходима. Вся эта информация, конечно, представлена и на английском или, скажем, немецком языках, но доступ к ней затруднен, так как она стоит денег, причем, очень немалых… На русском же в электронном виде собрана уникальная библиотека, особенно научная, и доступ к ней предельно прост. Специалисты, которые будут привлечены к реформированию образования, непременно должны учесть это обстоятельство. В учебные заведения необходимо вернуть квалифицированных преподавателей русского языка.
— Наиболее болезненный вопрос связан с учебниками по истории Грузии. Те, по которым сегодня учат детей в школах, охватывают историю нашей страны далеко не полностью… Изданная вами книга на тему Великой Отечественной войны, удивила молодых людей, которые ее прочитали, потому что у них было искаженное или очень скудное представление об этом периоде и из вашей книги они узнали много для себя нового…
— Сталин как-то сказал, что история – патриотическая наука. История является составной дисциплиной политологии. На учебник по истории следует обратить особое внимание, потому что именно он испытал наибольшее давление со стороны соросовских либералов. Под давлением находились и педагоги, что сильно отразилось на молодежи.
В курсе по истории следует представить и внеклассную литературу. Принципы, на которых мы воспитываем молодежь, должны основываться на знаниях, а не на ура-патриотизме.
В одной из школ, где прочитали изданную мной книгу о Великой Отечественной войне, поднялся огромный ажиотаж. Из министерства образования даже прислали жесткое письмо, в котором содержались угрозы в адрес директора и педагогов, и случилось это два года назад…
Учащимся на уроках не рассказывают о перипетиях Великой Отечественной войны, не говорят или в искаженном виде подают факты о главных ее сражениях, что очень плохо. Тем самым искусственно создаются препятствия, мешающие молодежи самостоятельно прийти к заключению, была ли Великая Отечественная война войной грузинского народа или нет.
В учебники, которые издаются сейчас, нет необходимости подробно включать вопросы новейшей истории, тем более, оценивать ее, потому что это неизбежно будет сделано необъективно. Грузинское общество давно расколото на части, таким образом, составитель учебника, хочет он того или нет, скорее всего, невольно окажется на чьей-то стороне. А это означает, что ему вряд ли удастся объективно донести до подростков подобные вопросы.
Приветствую инициативу о том, чтобы запретить учащимся пользоваться во время их пребывания в школе мобильными телефонами. А что касается отговорок о беспокойстве родителей за своих чад, то в школах должна быть обеспечена абсолютная безопасность, чтобы ни у кого не возникало сомнений в том, что с его ребенком ничего не случится.
Я скептически отношусь к нынешнему правительству, но хочу верить, что проблема образования, которая слишком для нас важна, будет все-таки решена, и это долгосрочный процесс.
Интересно узнать, кто войдет в комиссию, которой предстоит работать над новыми учебниками, будет ли представлена публичная информация касательно вносимых изменений…
Вопросов очень много. А нам с вами остается только ждать – другого пути у нас нет…
Беседовала Эка Наскидашвили

















