Ажиотаж, возникший вокруг объединения Тбилисского государственного университета и Грузинского технического университета, постепенно стих. 30 января, в первый день после объявления об этом решении, профессора вышли на улицу с протестом, но теперь их там почти не видно. 8 февраля исполнилось 108 лет со дня основания Тбилисского университета имени Иванэ Джавахишвили, но университетские профессора и преподаватели не воспользовались этой датой, чтобы в полный голос заявить о своем протесте.
«Профессора и преподаватели напуганы, боятся потерять кусок хлеба», – пишут пользователи социальных сетей.
Действительно ли опасается часть грузинской общественности открыто выразить протест? – На эту и другие важные темы рассуждает руководитель Института Евразии Гулбаат Рцхиладзе.
– Страх — это естественное свойство человеческой натуры. Некоторые испытывают его даже тогда, когда им ничто, по сути дела, не грозит. А наши люди сегодня действительно напуганы, и это стало результатом целенаправленных действий существующей власти. Прежде всего, опасение вызывает перспектива материальной нужды – граждане элементарно боятся потерять средства к существованию.
Страх господствовал и в период правления Саакашвили, но тогда все общество знало, что он враг, власть которого так или иначе закончится. Сегодня ситуация в стране иная, процессы развиваются крайне нелогично, а неопределенность еще больше усиливает страх. В свое время появление на политической арене Бидзины Иванишвили, располагающего огромными деньгами, вселило в людей надежду на благополучие, но ситуация с самого же начала была неясной и крайне запутанной. Затем Иванишвили прочно укрепил свои позиции и начал «делать дело»: первым делом установил собственную диктатуру в созданной им партии, а дальше добрался и до общества в целом. Делал он это очень осторожно, шаг за шагом, не так резко и без оглядки, как Саакашвили. Теперь же, чтобы противостоять процессу автократизации, должны вмешаться силы извне, будь то Запад или Север, потому что изнутри выбить Иванишвили из его кресла некому – в отличие от периода разгула Саакашвили, в стране не видно настоящей оппозиции, а у той, которая красуется перед телекамерами, нет ни денег, ни доверия народа. Общество ясно осознает, что страна катится в пропасть, избрав для себя неверный путь, но многие боятся потерять ту щепотку лобио с куском лепешки, которую они сегодня имеют, и поэтому никто не утруждает себя лишними протестами.
— Власть раздразнила студентов, сознательно подливала масла в огонь? Не готовится ли она к внеочередным выборам и не стремится ли к объединению двух крупнейших университетов, чтобы потом легче было ими управлять?
— По правде сказать, я не вижу возмущенных студентов. Сейчас на улице должны стоять тысячи представителей студенческой молодежи, поскольку затронут суверенитет высших учебных заведений и законное право университетов на самоуправление, но их там нет… Что касается внеочередных выборов, то не могу сказать вам ничего определенного. В любом случае это крайне непопулярный шаг, а перед выборами власти невыгодно злить людей. Она не собирается ничего менять, по-прежнему стоит на так называемой европейской орбите и действует в привычном режиме.
– Вы говорите, что правительство находится на европейском орбите влияния, но представители ее посещает арабские страны чаще, чем западные.
– Предприимчивые арабы открыли для себя, что Грузия – это страна глупцов; здесь глупое руководство, но при этом плодородные земли, хороший климат, к тому же страна пустеет от коренного населения. Короче, для них это замечательный плацдарм. Скоро тот же отвергнутый ныне нами Евросоюз, который мы считаем неприемлемым для себя и говорим, что это объединение нам абсолютно не нужно, станет для нас желанным, и мы докатимся до такого несчастного дня, когда о Европе можно будет только мечтать!
Кстати, после визита грузинского премьера в Объединенные Арабские Эмираты туда же отправился министр образования Миканадзе и встретился со своим тамошним коллегой… Об Эмиратах говорить можно много разного, но образованием там точно не блещут. Они отправляют молодых людей на учебу в британские университеты, потому что у самих уровень обучения низкий и нет науки. А у наших при виде денег глаза озаряются жадным блеском. Правительство готово уничтожить даже то, что еще осталось от системы образования, привести арабов, профинансировать программы, отправить туда наших студентов и устроить для себя «хорошую жизнь».
Суть в том, что вместо местной молодежи, арабы привезут сюда студентов из своих стран, но тех, где очень низкий уровень образования, потому что богатые жители самих Эмиратов к нам, понятно, не поедут. Привезут также молодежь из Индии и Пакистана – на эти страны арабы имеют большое влияние, помогая им «сбрасывать» избыточное население – должны же эти «лишние» люди куда-то деться. Так позиции арабских стран будут усилены: они смогут смело говорить о том, что обучили и воспитали молодежь зависимых от себя государств. Студенты из Грузии туда поедут, станут там учиться, некоторые вернутся, другие останутся, но поток и влияние будут расти. Этого как раз добиваются Саудовская Аравия и Эмираты, а наши им помогают.
Грузинская власть отрезала себе все перспективные пути. Теперь лидеры ее боятся инфляции и падения лари, поэтому им любой ценой необходимы инвестиции. А арабы готовы вкладывать огромные деньги, естественно, руководствуясь собственными интересами.
— Все знают, что сфере образования требуется реформирование, но специалисты заявляют, что нельзя начинать ее с объединения двух крупнейших университетов. Чем это закончится? Власть сумеет продавить свое?
— После распада СССР нормального образования в Грузии не было и нет. Объединение университетов приведет к сокращению факультетов и контингента студентов. Власть не опубликовала концепцию, никто не знает, что именно подразумевается под этим объединением. Нельзя так обращаться с академическим сообществом. Оно протестуют, и при этом даже не знает против чего. Концепция не представлена, и подобный метод действия и поведения, к сожалению, весьма характерен в последнее время для нынешней власти. Точно так же она вела себя в отношении скандальной арабской инвестицией – заявила о строительстве новых городов, но суть дела оставила держать в тайне.
Власть хочет ввести в университетах должность «ведущего профессора», который будет послушным инструментом – своего рода «назначенцем», благодаря которому кто-то рассчитывает полностью подчинить вузы. Не сомневаюсь, что они возьмутся за все высшие учебные заведения. Что представляет собой министр образования Миканадзе, я не знаю, но не возомнил ли он себя Нико Кецховели, раз взялся за такое дело?
Качество обучения не улучшится, повышение зарплат не поднимет уровень образования… При этом научные статьи, опубликованные в российских журналах, профессорам не засчитывают – это плохо, и об этом нужно говорить вслух. Происходит дискриминация русского языка, молодежь вынуждают отказываться от всего русского. А я посоветую молодежи: езжайте, дети мои, учиться в Россию – там вы получите отличные знания, а главное, уедете из этой страны!..
Беседовала Эка Наскидашвили

















