2025 год выдался для Грузии крайне напряженным. Деструктивные силы ежедневно появлялись на центральном проспекте столицы, грозя беспорядками, а поддерживающий их Запад оказывал беспрецедентное давление на действующую власть. Отметим, что власть это давление выдержала, что, безусловно, следует по достоинству оценить.
Тем не менее, нельзя не сказать и о том, что, наряду с деструктивными силами, власть настроила против себя не имеющую к ним отношения часть общества и консервативные партии. И это стало, прежде всего, результатом согласия на осуществление в Грузии арабской инвестиции в размере 6,6 миллиарда долларов… В остальном же ничего существенно не изменилось по сравнению с прошлыми годами – продукты питания и лекарства, как и прежде, дорожают, население балансирует на грани бедности, пенсия минимальная… Правда, премьер Кобахидзе пообещал заняться регулированием цен, что надо счесть за хорошую новость, но об этом мы, наверное, еще поговорим…
Политические события 2025 года оценивает руководитель Института Евразии, политолог Гулбаат Рцхиладзе:
– В такие изменчивые времена, прежде всего, вспоминаются вечно не теряющие своей актуальности слова великого Ильи Чавчавадзе: «Что вам еще сказать? Чем обрадовать?»
Самым запоминающимся для меня и, думаю, для Грузии событием минувшего года стало то, что была продана наша земля. То есть, по частям, кусочками она распродается уже давно, но на этот раз уже сама власть пошла ва-банк и начала торговать землей, как говорится, по-крупному.
В Грузии воцарился бендукидзизм, причем, не только в отношении продажи земли, но и в восприятии мира в целом – поощряется продажа всего, кроме совести, хотя представители «Грузинской мечты» — «грумы» не скупятся, с готовностью продавая и совесть.
Прежде всего, потому что на территорию Грузии и в регион входит одно из богатейших арабских государств, и нам остается лишь надеяться, что арабы не отнимут у нас суверенитет, хотя порядки свои они кое-где, вероятно, все же установят – я имею в виду территорию, на которой будет осуществляться их инвестиция. Можно сколько угодно говорить о том, что, дескать, грузинская Конституция и законы страны защитят нас от неправовых процессов, но это будет очевидная ложь, мыльный пузырь, потому что мы давно превратили Конституцию в клочок бумаги, и никто из грузин ее не соблюдает, а иностранцы при первой же представившейся возможности попирают ногами. Вот, пожалуй, главное и наиболее примечательное из того, что случилось в Грузии в завершающемся году.
— То есть, не произошло ничего хорошего?
— Да, не было ничего, что могло бы по-настоящему обрадовать! Я не люблю пустых разговоров – этой беспрецедентной арабской инвестицией власть поставила точку на всем хорошем и носящем национальный характер.
— Год выдался тяжелый, деструктивные силы постоянно выходили на улицу и несколько раз предпринимали попытку свергнуть власть насильственным путем. Имели также место агрессивные атаки Запада, но мы, тем не менее, сумели сохранить и отстоять мир…
— Знаете, и в период правления Саакашвили война продолжалась всего каких-то пять дней, а все остальное время практически у нас был мир. Но что нам такой мир дает по сути? Люди умирают от голода, значительная часть населения больше не в силах выносить обрушивающихся на нее лишений – о каком мире рассуждает на этом тяжелейшем фоне наша власть?!
Теперь Кобахидзе вдруг опомнился и начал говорить, что цены на продукты питания искусственно завышены и продовольствие у нас стоит неадекватно дорого. Не понял, чему тут, собственно, удивляться?! Производства у нас фактически нет никакого, а от продажи земли иностранным гражданам цены, как хорошо известно, не снижаются. Напротив, иностранцы приходят, и цены тут же взлетают вверх. Если вникнуть объективно, в Грузии ничего не делается в стратегическом плане. Все примитивно, вон кому-то что-то подарили; например, типы, вроде Хайндрава, берут миллионы и т.д. В этих условиях кто-то богатеет, непонятно почему; а кто-то еще больше беднеет…
— Несмотря на очень большое давление, которое Запад оказывает на Грузию после конфликта, начавшегося между Россией и Украиной, наша страна не присоединилась к международным санкциям, введенным против России, и это позволило нам нарастить нашу экономику…
— Не совсем с вами согласен. Вряд ли правомерно утверждать, что наша страна к санкциям, введенным против России, не присоединилась. Тогда почему в Грузии больше не существует банка VTB?
Но давайте продолжим разговор о том, что произошло в прошлом году. Взять, к примеру, факт поджога Боржомского вокзала. Время идет, но никто даже не пытается искать виновных. Спрашивается, почему? Ответа нет. И ведь подобных фактов в 2025 году было много. Если начнем их обсуждать, никакого разговора о мире и возрождении экономики не получится. Этот кажущийся мир, да еще и постоянно навязываемый нам в виде одолжения, в любой момент может перерасти в гражданское противостояние…
Кобахидзе поручил Министерству внутренних дел выяснить причину роста цен на продукты, но, спрашивается, причем здесь МВД? Лично мне непонятно. Думаю, напрасно в этом деле ищут криминал, лучше бы поискали истоки в окружении самого Бидзины. Помните, он изменил закон: я намерен ввозить золотые слитки, но денег за ввоз платить не собираюсь…
Вместо того, чтобы зацикливаться на «глубинном государстве» и теории заговоров, лучше бы начали говорить о собственном Deep State. О том, что в стране утвердилось мафиозное управление…
Я не вижу разницы между «нацами» и «грумами». Хочу, но не могу отделить хорошее от плохого, потому что плохого стало так много, что хорошее уже не замечаешь. То есть я, конечно, вижу и хорошее – не слепой же, в конце концов! — но на весы положить не могу, настолько его мало. Нас всех основательно «употребили», хотя что-то, наверное, все же делается… Потому закончу тем же, чем и начал: «Что вам еще сказать? Чем обрадовать?»…
Беседовала Эка Наскидашвили

















