Хаос, привнесенный в последнее время на Кавказ, может нанести невосполнимый ущерб Грузии, потому что у нас нет дружественной опоры, которая готова была бы встать рядом и оказать, если возникнет серьезная проблема, покровительство нашей стране…mМнения различных политологов и политиков относительно обострения ситуации на Кавказе сильно разнятся друг с другом. Некоторые утверждают, что с Россией необходимо обязательно начать говорить и обеспечить с ней восстановление дипломатических отношений. По мнению других, страна эта обессилена войной и не способна заниматься решением чужих проблем. При этом многие полагают, что Россия вообще будет вынуждена уйти с Кавказа…
Сегодня эту крайне болезненную и актуальную тему с нами обсуждает руководитель «Института Евразии» Гулбаат Рцхиладзе:
— Мы на этот счет имеем лишь гадания и стенания. Вопрос: уйдет ли Россия с Кавказа? – послужил поводом для целого потока противоречащих друг другу и чаще всего некомпетентных мнений, и потому я не могу, не хочу и не стану его комментировать в плане предсказаний и прогнозов… Лучше обрисую ситуацию в целом.
Руководство Азербайджана уверовало в то, что ему все дозволено. Там теперь явно вынашивают идею создания «Великого Азербайджана». Азербайджанцев прикрывает Турция, которая не прочь создать нечто вроде конфедеративного объединения с ними. Сразу оговорюсь: когда что-то плохо поддается объяснению, в этом нередко начинают искать след Великобритании, поднаторевшей во всевозможных грехах и кознях и сумевшей довести их до совершенства. Однако оставим в покое англосаксов – у турок на Кавказе свои амбиции, а Великобритания в данном случае лишь пользовалась ситуацией, поддерживая турецкую сторону в ее антироссийских выпадах…
Турецкий же мир, действуя против Российской Федерации, втянутой в военный конфликт с Украиной, стремится воспользоваться этой войной. Ну а Азербайджану в этом деле отведена конкретная роль, как одной из частей турецкого мира. Это главное, что дает мотив для обсуждения, а все остальное – глупости…
Я уже несколько раз во всеуслышание заявлял: если у Грузии пока еще не до конца утрачен инстинкт самосохранения, ей следует именно сейчас, не затягивая, установить дипломатические отношения с Россией. Хотя и этого мало – за возобновлением дипломатических отношений должны последовать и другие конструктивные шаги, тем более, российское руководство неоднократно заявляло, что ждет их от Грузии. Сказанное подтверждает, что россиянам небезразлично, чего добивается и хочет наша страна. При этом отношения Грузии с Россией не должны строиться на альтруизме, без выдвижения определенных условий. В частности, на каком-то этапе непременно следует завязать принципиальную дискуссию по теме Абхазии и Южной Осетии…
Что касается Армении, то она сейчас подвергается сильному давлению со стороны Азербайджана, который жизненно заинтересован в открытии дороги через Зангезур. Тут присутствует один важный момент: азербайджанская сторона хочет добиться, чтобы этому маршруту был присвоен статус коридора, в результате чего дорога перестанет быть армянской и Азербайджан станет ее контролировать. Именно в этом, а не в самом факте открытия дороги, кроется главная опасность для Армении. Причем, ни Европа, ни Америка ничего в плане помощи Армении не предлагают, если только не считать обещаний, что Азербайджан больше на нее не нападет. Получается, в складывающейся ситуации Армения тоже фактически окажется на орбите Турции, а Грузия останется одна. И тогда интенсивно пойдет процесс, который мы в настоящее время с тревогой наблюдаем в Аджарии, где расправили крылья вскормленные турецкими деньгами исламисты грузинского происхождения и уже объявилась турецкая мафия. Мы видим, как на грузинской территории, прямо на глазах у туристов происходят турецкие разборки. И это только начало…
В этих обстоятельствах Грузия оказывается совершенно незащищенной. Единственный шанс создать противовес – это союзнические отношения с Россией. Европа и Америка не смогут защитить нас от турецкого мира, так же, как они не могут или не намерены защищать Армению. Россия же, исходя из собственных интересов, готова стать нашим союзником. Она нам не враг, если, конечно, мы сами перестанем делать из нее врага. Уже в который раз мне приходится говорить об этом, но в моих устах все сказанное оказывается пустыми словами, потому что решения принимает власть, а власть, которая сегодня удерживает в своих руках рычаги управления нашей страной, не способна принять подобное решение!
— Многие считают, что Россия очень ослаблена и не в состоянии помочь даже самой себе. Насколько реально, что она станет оказывать помощь Грузии, если у нее у самой повсюду проблемы?..
— Признаться, я не совсем понимаю: что значит «не в состоянии помочь даже самой себе»?! А кто же тогда воюет на таком огромном фронте на территории Украины? Что касается Кавказа, то у Российской Федерации нет общей границы с Арменией и Нагорным Карабахом, но у нее есть граница с Грузией, а ее вооруженные силы присутствуют в Шида Картли и Абхазии. Нам, грузинам, пора понять, что если в России начнется заварушка, Абхазии и Осетии нам все равно не видать, как собственных ушей.
— Сможет ли нынешняя власть спасти нас от назревающей угрозы?
— Отвечу вам просто: нынешняя власть и есть угроза. Это торгаши и перекупщики, которые способствовали внедрению исламистов в нашу страну. Наш премьер едва ли не каждый день внушает обществу, что во всем виновато «глубинное государство» — Deep State. Но это, простите, полная шизофрения! Хуже всего, что, начиная с 1990 года, Грузия находится как раз-таки в плену у шизофреников.
Выход единственный – либо руководство уйдет добровольно, либо оно должна быть изгнано. При этом рычаги власти в Грузии должны оказаться в руках здравомыслящих людей, и для этого крайне важно опередить те антигрузинские силы, которые называют себя словом «оппозиция»…
-Но насколько такое реально?
— Если откровенно, то я хоть и описываю, как все должно быть, на самом деле все больше убеждаюсь, что мы, грузины, к сожалению, бываем «крутыми» только в социальных сетях. А дальше никто оказывается ни на что не способен. Так что, скорее всего, процессы будут развиваться по более пессимистическому сценарию…
Беседовала Эка Наскидашвили