Специальная правительственная комиссия по регулированию цен продолжает свою работу. Напомню, нам пообещали, что заключение будет обнародовано в апреле. Члены комиссии надеются, что до этого времени у представителей некоторых сфер, связанных со снабжением и торговлей продуктами, проснется совесть и они снизят цены. Уже появилась и первая ласточка: Ассоциация производителей яиц объявила, что решила не ждать заключения экспертов и уже сейчас делает встречный шаг – удешевляет куриные яйца на 5 тетри. Бесспорно, такую инициативу следовало бы всячески приветствовать, однако в данном случае… она приветствия не заслуживает. Более того, хочется спросить: неужели, господа, вам не стыдно так бессовестно пытаться нас обмануть? Ведь любому мало-мальски знакомому с арифметикой человеку нетрудно обнаружить, что приведенная вами статистика построена на лжи и что яйца на самом деле не только не подешевели, но и подорожали.
Начнем с того, что перед Новым годом Ассоциация производителей яиц объявила: после 1 января цена на яйца вырастет на 2 тетри. Она действительно выросла, а теперь нам внушают, якобы, ее снизили на 5 тетри. Дело в том, что реально яйца стали дешевле только на 3 тетри, а не на 5, поскольку на 2 тетери ее повысили непосредственно перед снижением. Такая вот манипуляция цифрами, чтобы запутать потребителя. Но главное даже не в этом. В результате официального исследования установлено, что в нашем регионе упаковка яиц стоит: в Азербайджане – 4,10 лари, в России – 4,70 лари, в Турции – 5,70 лари, в Армении – 6,10 лари. Что касается Грузии, то здесь эта цена составляет 6,50 лари. Впрочем, и это еще не все. Почти везде, включая страны Евросоюза, цена дается для стандартной упаковки из 12 яиц. Теперь напрягите память и постарайтесь припомнить, где в Грузии вы встречали такую упаковку? Вряд ли вспомните, потому что яйца у нас продаются по 10 штук. Соответственно рассчитывается и цена. Но даже если скинуть с нее 30–50 тетри, она все равно окажется самой высокой в регионе. И это когда по производству яиц на душу населения мы опережаем и Армению, и Азербайджан. Что получается? Либо у наших соседей законодательством установлена маржа на максимальную наценку, либо у тамошних бизнесменов больше совести и они не наживаются на собственном народе. Яйца ведь – общедоступный продукт, которым могут позволить себе питаться семьи с небольшим доходом: блюдом из десяти яиц нетрудно сытно накормить двух, да и трех человек.
То, как проходит в Грузии процесс удешевления продуктов питания, позволяет заключить, что грузинские бизнесмены думают не о снижении цен, а о том, как бы ввести в заблуждение членов комиссии и обмануть население. Они стараются создать фон, на котором с первого взгляда покажется, будто продукт дешевеет, а на самом деле нас либо обманывают в весе или количестве, либо опускают цену, предусмотрительно повышенную перед снижением, то есть, реально оставляя ее на том же уровне, что и в конце прошлого года. Хочется верить, что члены комиссии обратят внимание на это обстоятельство и на примере такого мнимого «снижения» цен на те же яйца, поймут, что дело обстоит не далеко так, как может показаться, и бизнесмены, желая обвести их вокруг пальца, элементарно лгут.
К сожалению, проблема касается не только яиц. По официальным данным, в январе в Грузии на 98%, подорожали сливы. Если принять во внимание, что сейчас не сезон, то это, вроде бы, неудивительно, однако не кажется ли вам странным, что на мировом рынке цена на сливы выросла только на 33%, а у нас она увеличилась почти вдвое?! Подобный рост опять-таки указывает на то, что грузинских бизнесменов совершенно не волнует, что специальная комиссия работает над проблемой регулирования цен. Взяли и повысили, действуют так, чтобы сохранить уровень извлекаемой прибыли, причем. Причем, стоит им что-то сказать, как они сразу же начинают ссылаться на законы свободного рынка и принцип неприкосновенности бизнеса. В этих рассуждениях, что весьма характерно, полностью отсутствуют интересы потребителей – то есть, нас, людей, которые покупают продукты, а мы, увы, настолько привыкли к подобному отношению, что никак не протестуем против такого подорожания, не заявляем, что это несправедливо. Нас уже не удивляет, что цены растут практически каждую неделю. Мы просто возмущенно, но молча, словно со стороны, на все это смотрим, а потом жалуемся соседям и друзьям: мол, это же форменное безобразие!
Кто-то идет дальше, выдвигая бессменную и универсальную претензию: что делает правительство? Насколько это правильно? Ведь может показаться, что к росту цен правительство не причастно, однако это только на первый взгляд. Отбросим все остальное, но удается же властям других стран нашего региона добиваться у себя приемлемых, образно говоря, человеческих цен на продукты. И они в этом случае не отказываются, невзирая на рыночные законы, от «хирургического» вмешательства и регулирования цен. Доводилось ли вам слышать, чтобы бизнесмены в Армении, в России, в Турции или в Азербайджане выражали коллективный протест: дескать, правительство нас прижимает, помогите? Такого не бывает, потому что в этих странах знают, как не допустить пересечения запретных линий и учитывать интересы потребителя. А у нас в Грузии не существует самих этих границ, они стерты. На рынке царит полный произвол, и не с кого даже спросить за него.
Что еще должны совершить бизнесмены, чтобы до конца обнажить свое истинное лицо? Вся страна живет в ожидании снижения цен, в специальную комиссию, которая занимается этим вопросом, входят премьер-министр Грузии и члены правительства, а цены на продукты, вместо снижения, по-прежнему растут! Может подождать, пока обнаглевшие «деятели» грузинского бизнеса выйдут на улицу и начнут открыто нас материть? Они действуют так, как привыкли делать годами, и в результате синдром безнаказанности настолько прочно укоренился в них, что от своего они ни за что не отступятся и им все равно.
Приближается весна. По правилам сезонные продукты должны пусть хоть и незначительно, но подешеветь. Однако в Грузии нас приучили к мысли: то, что подорожало, никогда больше не подешевеет. И так продолжается из года в год, причем, непонятно, кому предъявить претензии. Мы давно смирились с тем, что, например, огурцы и помидоры даже в разгар сезона стоят почти столько же, сколько в середине зимы, и на спросе это не сказывается. Почему? Да потому что это тоже вошло нам в плоть и кровь: сезонные продукты надо есть, пока на дворе их время, вот мы их и покупаем, хотим того или нет! Платим дороже, чем в прошлом году, ну и что с того?! Всегда можно оправдать это тем, что, якобы, дорожает жизнь. И то, что цена на яйца за последние пять лет выросла на 50%, мы тоже объясняем исключительно подорожанием жизни. А грузинские бизнесмены, видя, что спрос сохраняется, хорошо знают, по какой формуле им действовать.

Если правящая команда не вмешается в регулирование цен и не отнесется к этому вопросу со всей серьезностью, ничего не выйдет. За спиной бизнесмены даже посмеиваются над работой комиссии: мол, приходят какие-то люди, изучают документацию и при этом не имеют представления о том, как годами строилась и отрабатывалась эта система, что в ней просчитаны все возможные риски. Они не знают, что пытаться расшифровать ее за какую-то пару недель совершенно бессмысленно. Чтобы ухватиться и у финансовой полиции или СГБ появилась возможность всерьез к чему-то придраться, понадобятся, по меньшей мере, месяцы. Профессиональные и опытные бухгалтеры, которые раньше были заняты на государственной службе, предпочитают теперь работать в частном секторе, потому что разница в оплате труда огромная. Они очень легко обманывают не знакомых со всевозможными финансовыми лабиринтами новичков, сами легко из них выбираясь и позволяя владельцам бизнеса сохранять спокойствие и невозмутимость. Более того, чтобы оправдаться перед комиссией, они даже умело подделывают иностранные инвойсы. А страдает от этого исключительно потребитель и никто другой. В конечном итоге все это отражается на нас, людях, посещающих рынки и магазины и покупающих там продукты. Получается, мы с вами самая незащищенная категория общества.
Специальная комиссия намерена обнародовать окончательное заключение в апреле. Подозреваю, что до этого срока и другие предприниматели попытаются создать эффект, будто «снизили» цену, а на самом деле в результате несложных манипуляций оставят все, как было. По мнению некоторых экспертов, снижение цен, как и экономический рост, получит отражение только на бумаге, население же никак его на себе не ощутит. Именно это заставляет нас призвать руководство страны гораздо глубже вникнуть в некоторые вопросы ценообразования. В том числе, лежащие буквально на поверхности: к примеру, нужно в конце концов пресечь порочную практику, когда в сетевых маркетах владельцы требуют «куш» за ввоз продукции или по собственной корыстной прихоти блокируют кого-то из потенциальных поставщиков. Для этого не требуется высоких бухгалтерских навыков.
Бесо Барбакадзе
P.S. Для справки:член Национальной комиссии по коммуникациям Каха Бекаури владеет 33,33%-ой долей в торговой сети «Ори набиджи» и официально задекларировал, что в конце года получил в виде прибыли 4 299 570 лари. Следует отметить, что «Ори набиджи» претендует на статус самой дешевой в стране продуктовой сети.
Б. Б.

















