«Мы успешно провели десятые – юбилейные – выборы», – гордо заявляют представители правящей команды, умалчивая о том, что у них фактически не было на них конкурента… Зато на этих муниципальных выборах на политическом поле появилась новая партия «Консерваторы для Грузии», которой удалось преодолеть избирательный барьер.
Так существовала ли все-таки конкурентная среда на прошедших 4 октября в Грузии выборах в местные органы самоуправления? – На этот и другие наболевшие вопросы отвечает член партии «Консерваторы для Грузии» Георгий Харибегашвили:
— Структура электоральной среды правящей в стране партии остается такой же, какой мы помним ее еще со времен Шеварднадзе: административный ресурс, медийный ресурс и финансы, и все эти элементы совместно работают в пользу действующей власти. К перечисленному на данном этапе добавились еще и репрессии, направленные непосредственно против «консерваторов» – лидеры партии находятся в так называемом списке Магнитского, банки их не обслуживают, до последних дней нас не приглашали на дебаты и не предоставляли эфир, оправдывая это тем, что мы, якобы, не являемся ни квалифицированной, ни рейтинговой партией. Примечательно, что в так называемом исследовании «Горби» партия «Консерваторы для Грузии» вообще не фигурировала. Это создавало впечатление, будто у нас нет никакой поддержки в обществе, и формировало настрой, при котором избиратель должен был хорошо подумать, имеет ли вообще смысл отдавать за нас свой голос…
— Вы довольны результатом?
— Мы предполагали, что без проблем одолеем избирательный барьер. В Тбилиси и во многих городах нам удалось этого добиться, а кое-где не хватило буквально нескольких голосов. Впрочем, мы добились главного – сумели оформиться в легитимный политический субъект, который теперь нелегко превратить в объект маргинализации и преследований. Сказанное касается не только правящей команды, но и радикальной оппозиции. Кстати, что еще весьма показательно и важно – мы смогли всего этого достигнуть безо всякого финансирования извне, исключительно благодаря бескорыстной поддержке наших соратников – будь то пожертвования или волонтеры-наблюдатели на избирательных участках.
Правда, фальсификация произошла, можно сказать, еще до выборов. Власть применила для этого хорошо апробированные методы: подкуп и запугивание, присутствие на избирательных участках «блатных» типов и групповой подвоз сюда людей на «маршрутках», обход домов в селах и другие сомнительные рычаги. Все это позволило «перетянуть» на сторону «Мечты» значительное число колеблющихся и немотивированных избирателей.
— А что, по-вашему, произошло в Грузии 4 октября? Нам настойчиво обещали переворот, были серьезные попытки. Мы и сегодня слышим пугающую информацию, которая исходит от силовых структур…
— Еще задолго до выборов мы утверждали, что о перевороте и наличии у оппозиции необходимого для его совершения потенциала не может быть и речи. С самого же начала было ясно, что Паата Бурчуладзе, сколько бы он ни старался, устроить революцию не сможет. Так что единственное, что «перевернулось» в Грузии, это настроение на либеральном фланге: бесплодная надежда сменилась нигилизмом, и был запущен процесс общей маргинализации. Это, тем не менее, не значит, что во время выборов бездействовали и не поработали западные спецслужбы – просто их финансы и усилия изначально были обречены.
— Как, на ваш взгляд, будут развиваться события после 4 октября? Многие поговаривают, мол, Западу в Грузии пришел конец…
— После 4 октября непосредственное влияние Запада, надо полагать, серьезно ослабло. Во всяком случае, механизмов для поворота ситуации обратно я не вижу. Впрочем, заслуга в этом принадлежит не изменившейся риторике действующей власти, а, скорее, новому правительству Соединенных Штатов Америки, которое перекрыло источники, занимавшиеся прежде финансированием таких крупных провокаций. Мы, «Альт-Инфо» и консерваторы работали исключительно на энтузиазме, в то время как финансируемые извне медийные и пропагандистские организации, так называемые исследовательские центры и блогеры пальцем о палец не ударят, если им не заплатить. Все эти структуры пытались выжить за счет обычных пожертвований, однако настолько привыкли к крупным грантам, что самообеспечение оказалось им не по силам, и теперь они постепенно начинают закрываться.
Ну а коллективному Западу остается сказать нам: «Вы же хотели в НАТО? Так вот вам член НАТО – Турция, теперь она и будет вашим НАТО и вашим «окном в Европу».
Отныне Запад постарается осуществлять здесь у нас свои цели посредством Турции и арабского капитала.
Беседовала Эка Наскидaшвили