В Грузию, которая известна в мире как родина вина и страна, где существует культ лозы, завезли виноград на 5 миллионов долларов

    Нас разорили, превратили в нищих, «мы уподобились стаду на свободном выпасе»… То, что происходит сегодня со страной в продовольственной сфере никак иначе объяснить невозможно. Попробуйте назвать хотя бы один какой-нибудь продукт, который мы массово потребляем и при этом производим в количестве, достаточном для удовлетворения собственных нужд. Не назовете! Потому что Грузию постепенно и, не исключено, вполне осознанно все больше переключают на импортную продукцию, и этот процесс ежегодно разрастается настолько, что в конечном счете на месте мы достаточно скоро будем выращивать лишь 5–10% от того, что нам требуется, а остальное станем импортировать из зарубежных государств.

    Несколько дней назад один из грузинских политиков признался: когда я, мол, бываю в Европе или Америке, то стараюсь фрукты не есть, потому что они там совершенно безвкусные, словно пластмасса, и это справедливо в отношении всех сельскохозяйственных продуктов. Именно этой «пластмассой» все более плотно заполняют грузинский рынок, и потребляем ее в пищу не только мы – ее придется есть и нашим детям. А теперь вдобавок прикоснулись, как выяснилось, и к самому святому, что у нас было и есть – к виноградной лозе: в нынешнем году мы импортировали из-за рубежа виноград на сумму, превысившую 5 миллионов долларов. Представьте себе, завезли более чем на 5 миллионов долларов винограда в страну, которая известна во всем мире как родина вина, где безоговорочно господствует культ виноградной лозы. И это статистические данные только за первые 7 месяцев. То есть, никто не ведает, сколько еще винограда мы завезем до конца года.

    Представители Министерства сельского хозяйства объясняют, что речь идет лишь о столовых сортых, мол, винные мы не ввозим. Но разве климат не позволяет и столовый виноград производить на месте? Вроде бы ухаживать за лозой мы умеем, и это древнейшая традиция. Тем временем, всего винограда мы закупили в Узбекистане, на втором месте – Армения, а на третьем – и это особенно примечательно и горько – … Иран. Да, да, тот самый Иран, один из правителей которого безжалостно вырубал когда-то в Грузии виноградники и огнем выжигал культуру виноделия, пытаясь под корень вырубить ее. Теперь выяснилось, что для этого, оказывается, вовсе не обязательно размахивать мечом – достаточно разленить народ, и он сам все растеряет, уничтожит, а затем за покупками придет к тебе. Иранский шах не случайно вел борьбу с лозой: он справедливо отождествлял виноград с душой грузин и пытался таким образом уничтожить всю грузинскую нацию. Сделать это ему не удалось, но теперь мы сами посягаем на собственную душу…

    К сожалению, дело касается не только винограда. Взять, к примеру, чеснок – по сравнению с прошлым годом объем его ввоза в страну увеличился аж на 139% (!). Главным поставщиком для нас является теперь Китай. Причем, местные потребители жалуются, что завозимый в Грузию китайский чеснок не обладает ни запахом, ни вкусом, ни привычной остротой, но, тем не менее, его все равно покупают. Почему? Да потому что своего нет, и людям приходится.

    Агентство развития села Минсельхоза страны объявило о новой государственной программе, которая направлена на оказание помощи садоводам. Предполагается, что, если у вас возникнет желание заложить многолетний сад, агентство вам поможет. В описании программы подчеркнуто, что главное для этого – иметь в собственности надел сельскохозяйственной земли. Казалось бы, что может быть лучше: у тебя своя земля, а государство поддерживает тебя софинансированием при закладке сада? Вдобавок, в документе конкретно перечисляется, в каких регионах растет лучше та или иная конкретная культура и что именно будет подлежать финансированию. Однако при всем здесь присутствует один нюанс, на который многие, возможно, не обратят внимания. Потому это сделаем мы.

    Агентство оговаривает следующее условие: «Деньги на софинансирование, как при покупке саженцев у местного питомника, так и в случае их импорта, выдаются в рамках компонента программы только после закладки сада и установки капельной оросительной системы». То есть у вас, как выясняется, должно быть во владении не только сельскохозяйственное земельное угодье, но и средства на покупку саженцев, на то, чтобы их посадить, а также на устройство капельной оросительной системы. Только выполнив это условие, вы сможете обратиться в банк, чтобы вам там утвердили кредит, а потом уже идти в агентство. Без банка денег агентство не выдаст, то есть между ним и вами гарантом того, что вы поступите добросовестно и распорядитесь средствами надлежащим образом, выступает банк.

    Что же получается? Вам необходимо на принадлежащей вам земле, за собственный счет разбить сад, оборудовать капельную оросительную систему, после чего у вас, наконец, появится возможность отправиться в банк, где вам обложат эту землю ипотекой, выдадут (низкопроцентный) кредит, и только тогда вы будете вправе получить софинансирование от агентства сельского развития… Спрашивается, ради чего все это?! Сад у вас уже есть, земля имеется, оросительная система устроена – так зачем же еще влезать в долги и платить непонятно за что проценты?!.

    В самом агентстве пожимают плечами: дескать, должен ведь кто-то контролировать, как расходуются наши деньги, и лучше банка с этим не справится никто. Однако не проще ли и не лучше, чтобы человек, владеющий землей, но не имеющий достаточного количества средств, заложил в банке эту самую землю, получил под нее кредит под низкий процент, софинансирование, и только после этого начал приобретать саженцы, устраивать систему полива и осуществлять выплаты? В противном случае, то есть, если приходится делать все это за собственный счет, совершенно непонятно, к чему нести дополнительные расходы, влезать в процентный долг, обременять ипотекой свое имущество и идти на ненужный риск?..

    Продолжим. Примерно у 50 тысяч жителей Грузии имеется хотя бы одна пчелиная семья. Агентство сельского развития вот уже третий год объявляет программу софинансирования и в этой сфере. Во время ее презентации пчеловодам было сказано: советуем поторопиться, потому что бюджет составляет всего 4 миллиона лари, и после того, как он будет исчерпан, заявок мы больше не примем. И что же? Миновал уже третий год, а эти 4 миллиона так до конца и не распределены. Разве не должно было это заставить кого-то из кураторов задуматься, не странно ли, что пчеловоды не рвутся участвовать в столь замечательной и прибыльной, как утверждает агентство, программе? Почему это не навело их на мысль, что что-то в ней не так, не работает, как надо. Неужели, если б все было настолько хорошо, насколько записано в документе, никто из 50 тысяч человек, занимающихся в Грузии пчеловодством, этого бы не заметил? Но никто, как видите, с ума от счастья не сошел. Между тем, бюджет успешных программ, которые работают по-настоящему хорошо и эффективно, как правило, бывает исчерпан за пару месяцев. Кто-нибудь попытался сопоставить? Может быть стоит приостановить программы, которые не работают, не пользуются популярностью, хотя мы годами навязываем их населению, а предусмотренные на их осуществление средства перенаправить на то, что людям действительно нравится и представляется приемлемым, выгодным и полезным?

    Когда министром сельского хозяйства был назначен Давид Сонгулашвили, у многих затеплилась надежда, что он-то, наконец, наведет порядок в этой сфере. Если честно, мы видим, как министр всерьез старается что-то изменить, лично встречается с фермерами, садоводами, пчеловодами, внимательно выслушивает их, вникает в их проблемы. Однако… Оказалось, что и Сонгулашвили, если его не поддержит государство, ничего в одиночку улучшить не сможет. Но кто же мешает государству встать с ним рядом?! Министр, в конце-то концов, является членом правительства, и вправе потребовать от него концентрации внимания на тех или иных конкретных направлениях. По-другому ничего у нас, поверьте, не получится. Из года в год мы пятимся назад, и, кстати, единственное, что Грузия до сих пор не импортирует, это питьевая вода. Нет, в малых количествах завозят и ее, но это исключительно, чтобы разнообразить ассортимент. Между прочим, импортная вода продается с большим трудом, так что ее можно исключить из расчетов.

    Еще одно несчастье для любящих и ценящих застолье грузинских граждан – отсутствие для шашлыков свинины местного производства. Большинство (если не все) ресторанов работают на свином мясе, завезенном из России и Беларуси, а оно по своим вкусовым качествам и близко не приближается к местной свинине. Раньше, скажем, в тианетинских лесах у многих свиноводов были целые стада свиней, а теперь государство почему-то не позволяет их держать – дескать, нельзя. Тем временем желуди с буков и дубов бесцельно гниют на земле. Раньше кое-кто здесь занимался также скрещиванием домашних свиней с дикими, и по дворам начинали сновать полосатые поросята, мясо которых было намного вкуснее и полезней обычного. Сейчас нет и этого. Вообще, аграрная отрасль пребывает в Грузии в коматозном состоянии.

    В последние годы повсюду в мире стали делать главный акцент именно на производстве продовольственных продуктов. В большинстве стран в это дело активно вмешивается государство, которое тратит миллиарды, чтобы производить эту продукцию в количествах, необходимых не только для удовлетворения спроса собственного населения, но и достаточных для отгрузки на экспорт. В нашем регионе лучше всех это удается Турции, которая стала за последнее время одним из значимых игроков на всем мировом рынке продовольствия, а нас она поэтапно, просто и все глубже привязывает к своему карману. С ней довольно успешно соперничал Иран, но теперь в дело включился Китай, с которым мы заключили соглашение о свободной торговле. Так что, если мы не займемся решительным укреплением собственного производства, скоро китайцы проглотят нас с головой.

    Сейчас на дворе осень, время закладки на хранение того скудного урожая, который мы все еще получаем. Однако необходимо уже сейчас подумать о весенних полевых работах. Причем, государству следует позаботиться о том, чтобы обработать хотя бы угодья, находящиеся в его владении, и полностью загрузить их выращиванием зерновых и кормовых культур. По-другому не получится, потому что тогда мы проснемся однажды в стране, где главными культурами будут сено и солома из травы, которая во все времена росла сама по себе.

    Леван Габашвили

                                                                                                

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Пожалуйста, введите ваш комментарий!
    пожалуйста, введите ваше имя здесь