Впервые арабы вторглись в Картли в середине VII века, но не сумели в тот раз там закрепиться. Вскоре они подчинили себе Иран и Армению, а затем, в 654–655 годах, вновь снова пошли походом на Грузию. Некто Хабиб ибн Маслама подчинил Картли, но картлийским эриставам удалось договориться с арабской стороной о более или менее сносных условиях и размерах дани.
Основой, на которой строились отношения между Картлийским царством и Арабским халифатом, служила так называемая «Охранная грамотa», в которой были обговорены все необходимые подробности и детали. В «Охранной грамоте» было, в частности, записано, что арабы не станут вмешиваться в религиозные дела Картли, хотя тут же подчеркивалось, что жители, добровольно признавшие ислам, освобождается от налогов. Кроме того, присутствовало обязательство предоставлять воинов для участия в войнах, которые вели арабы.
Эти правила действовали на протяжении двух лет, а затем в халифате началась смута, картлийцы этим воспользовались и перестали выплачивать дань захватчикам. Благоприятствовало им и то обстоятельство, что помимо подавления внутренних междоусобных конфликтов, халифату приходилось также воевать с Византией. Впрочем, вскоре между двумя империями было достигнуто перемирие, и они поделили между собой территории, на которые претендовали. Население Картли при этом восстало и, объединившись под предводительством эриставa Нерсе, наголову разбило войско арабского военачальника Бараба. Однако на Картлийское царство нападали не только арабы, но и византийцы, а с севера, вдобавок, появились новые захватчики – хазары. Выдержать натиск с трех сторон Картли не смогла, и с конца VII века на этой территории утвердились арабы.
К этому времени относится и восстание против византийцев в Западной Грузии, которое возглавил предводитель Эгриси Сергий – сын Барнука. Когда ему пришлось тяжело, он обратился за помощью… к арабам. Те, понятно, воспользовались представившейся возможностью и разместили свои войска в столице Эгриси – Цихегоджи. Однако Западная Грузия пришлась им не по душе, и вскоре они покинули эти места, снова направившись на восток. Поход арабского военачальника Марвана ибн Мухаммада оказался разрушительным для Картли. Этот араб, которого грузины прозвали Мурваном Глухим, опустошил Картли, перешел в Западную Грузию, разрушил Цихегоджи и сравнял с землей столицу Абхазии Цхуми. В 736 году арабы сформировали в Картли собственное политическое образование – эмират и управлять им поставили эмира, которого назначал халифат. Этот эмират просуществовал почти 400 лет – до 1122 года, когда царь Давид Агмашенебели очистил Тбилиси от арабов…
И вот теперь, спустя девятьсот лет, мы уже по собственной воле приглашаем в Грузию эмира. Кому-то это, возможно, покажется преувеличением, но, увы, опасность существует. И к тому же весьма серьезная. Обратимся к периоду, когда между Украиной и Россией началось военное противостояние, и в Грузию переехало жить немало русских и украинцев. Оппозиция вместе со своими сторонниками гневно протестовала, крича, что, мол, Россия захватывает нас без оружия. Более того, некоторые из этих людей проявляли агрессию по отношению к российским гражданам, ссорились с ними, причем, к украинцам при этом проявляли полную лояльность. Между тем, согласно законам Украины, они были, в прямом смысле этого слова, дезертирами.
Кстати, Россия своим гражданам ни городов в Грузии не строила, ни финансирования не выделяла – просто не стала противиться тому, чтобы они прочно здесь осели. Та часть россиян, что осталась здесь у нас, сегодня успешно ведет бизнес, обеспечивает местных жителей работой, исправно платит налоги в государственную казну… А вот приехавшие одновременно с россиянами украинцы, стоило только грузинским властям прекратить оказывать им безвозмездную помощь, сразу же Грузию покинули. Признаться, для меня до сих пор остается непонятным, с какой стати мы так щедро им помогали, давали возможность жить в апартаментах, а они, между тем, разъезжали тут на автомобилях стоимостью, как минимум, 50 тысяч долларов и каждый вечер сидели по ресторанам?! Украинцы в Грузии не сумели закрепиться, решили отправиться в страны Евросоюза – дескать, там помощь посолидней и куски пожирнее. Некоторые укатили в Америку, хотя там их встретили не особенно приветливо, а в Европе протестные акции, выражающие недовольство украинскими беженцами, стали привычным явлением. Местные граждане требуют выслать их из своих государств…
Так вот, на таком фоне совершенно не понятно, почему наши власти так довольны приходу в Грузию арабских инвесторов. Основатель зарегистрированной в Объединенных Арабских Эмиратах компании Eagle Hills Мохаммед Али Алаббар, посетив Грузию, заявил, что готов вложить сюда 6,5 миллиарда американских долларов и построить в Тбилиси на 600 гектарах «зеленый город», а в Батуми создать туристический курорт премиум-класса на территории бывшего полигона площадью 250 гектаров. Безусловно, отношение к прямым иностранным инвестициям у нас в целом позитивное – они способствуют усилению экономики, укреплению национальной валюты, открывают возможности для создания новых рабочих мест. Однако…
Вопросы к проекту появились после того, как оппозиция подняла шум: в арабской прессе пишут, что город, который собираются построить в Грузии, будет более чем на 60% заселен арабами, то есть, что бо́льшую часть его населения будут составлять они. Говорят, данное условие прописано в договоре, а если так, судите сами, что значит более чем на 60% заселить арабами жилой комплекс на 600 гектарах! Можно заключить, что в новом городе арабов поселится гораздо больше указанного, потому как вряд ли там будут цены, которые окажутся по карману рядовому грузину. Оставшиеся дома тоже скупят арабы, и как проспект Агмашенебели перестал сегодня быть грузинским, так у нас в столице появится очередное негрузинское поселение… В принципе, даже не поселение, а целый город, точнее, город в городе, где будет представлено и доступно все, но по очень дорогой цене.
Получается, все эти блага, развлекательные пространства и современные аквапарки местным жителям окажутся недоступны. То есть, иностранцы в данном случае вкладывают в Грузию огромные деньги, ориентируясь исключительно на самих себя, намереваются сделать нашу страну своего рода дачной территорией, где они смогут отдыхать, развлекаться, тратить деньги… Причем, судя по всему, делать все это в своем собственном городе. Не исключено, нам тогда поставят в Тбилиси эмира – совсем, как в древние времена…
«Непонятно, на какие расчеты опирается прогноз распределения дивидендов, если такие расчеты вообще существуют. Следует также учесть принципиальное обстоятельство: грузинская сторона будет представлена в данном проекте в качестве миноритарного партнеры, поскольку арабской стороне предполагается отдать две трети совместно созданной компании и, соответственно, право принятия всех основных решений, включая вопросы наращивания капитала и распределения дивидендов», — заявил один из лидеров партии «Лело» Бадри Джапаридзе. Надеемся, представители «Грузинской мечты» и высшие должностные лица страны, наконец-то, осознают, сколько существует вопросов, чтобы нам не приходилось ссылаться на заявление Бадри Джапаридзе…
Это один из множества вопросов, которые волнуют население и на которые никто не торопится дать ответ. Мы согласны с властями в том, что стоящие на проспекте Руставели «Акацуки» – это не вся Грузия, это даже не сотая ее часть. Однако, надо полагать, вы бы не хотели увидеть там настоящих, переполненных гневом патриотов нашей страны.
Премьер-министр Ираклий Кобахидзе заверяет, что готов ответить за любую сделку, заключенную с его участием, если в ней проявятся коррупционные риски. Мы не утверждаем, что сделка коррупционная, но возникают закономерный вопрос: почему арабам предоставлено право распоряжаться двумя третями инвестиций (это заставляет нас думать, что упомянутые в арабских СМИ 60%, которыми заселят новый город, близки к истине), тогда как другие инвесторы такого права не имеют?!
Вы хотя бы на минутку задумались, что бы произошло, если бы на таких условиях в Грузию пришла бы какая-нибудь российская компания, пусть даже с очень крупными инвестициями? Можете представить, как встрепенулись бы лидеры местной оппозиции и западные партнеры? Сейчас оппозиционные партии поднимают шум только ради получения политических очков, а Запад и вовсе наблюдает за всем этим с невозмутимым спокойствием. Во-первых, там совершенно не хотят портить с арабами отношения (тем более из-за Грузии), а во-вторых, чем больше будет недовольства у нас в стране (неважно, по какому поводу), тем для них лучше.
До последнего времени мы, вроде бы, мы понимали и осознавали все, что собиралась делать власть или что она анонсировала, но данное конкретное решение не поддается никакому объяснению. Мы никак не готовы понять, почему правящая команда поступает таким странным образом, и, что главное, не понимаем, почему власть не обнародует этот договор, который касается нас всех и, по идее, должен быть публичным. Ведь это же не какая-то там государственная тайна, не связано с изменой Родине (так, во всяком случае, хочется думать) и не содержит признаков какого-либо другого государственного преступления! Почему же все вокруг упомянутого документа так наглухо закрыто и никому неведомо?!
Вопросы у наших граждан предельно простые и ясные, и мы требуем на них простых и ясных ответов, потому что власть обязана делать проекты подобного масштаба более прозрачными и открытыми. Она должна внятно и убедительно объяснить всем нам, кому и для чего передает 850 гектаров (в общей сложности именно столько) площадей и кто будет всем этим пользоваться! После этого народ и духовенство заключат: а нужны ли нам в Грузии такие арабские инвестиция.
Бесо Барбакадзе
















