Домой Новости Грузия Безрассудство опасней зла!

Безрассудство опасней зла!

В 1947 году в Бюллетене ученых-атомщиков Чикагского университета (Bulletin of the Atomic Scientists) был представлен по инициативе создателей первой атомной бомбы проект под названием «Часы Судного дня» (Doomsday Clock). Назначение этих часов в том, чтобы постоянно предостерегать человечество, предупреждая его о том, насколько близко оно подобралось к самоуничтожению. Часы, как вы понимаете, символические. Полночь на их циферблате обозначает ядерную катастрофу. Перемещение минутной стрелки и ее приближение к полуночи происходит согласно коллективному решению специальной комиссии, в которую входят лауреаты Нобелевской премии и знаменитые ученые, представляющие атомную отрасль. Последний раз стрелки часов переставляли в 2023 году. Из-за украинского кризиса они были сдвинуты на 10 секунд в сторону полуночи, и теперь показывают, что до ядерной катастрофы остается 90 секунд, то есть, полторы минуты. Понятно, что отсчет времени на часах тоже условный и указывает лишь на то, насколько мы близки к Апокалипсису. В 2024 году стрелки Часов Судного дня были зафиксированы в прежнем (на 2023 год) положении. Хотя, думаю, не исключено, что оставшиеся до катастрофы символические полторы минуты, в скором времени, возможно, опять сократятся, известив нас о еще большем приближении человечества к Судному дню. На протяжении 77 лет существования «Часов Судного дня» положение стрелок менялось двадцать пять раз, но еще никогда они не подбирались к полуночи (Апокалипсису) так близко, как сегодня (после корректирования в 2023 году).

По аналогии с украинским кризисом аналитики часто упоминают кризис Карибский (1962 г.), и, надо полагать, сравнение вполне справедливо. Однако следует сказать и о том, что в то время стрелки Часов Судного дня от полуночи отделяло 12 минут. И интервал был большим не потому, что члены комиссии «Часов Судного дня» не осознали всей остроты сложившейся в мире ситуации. Просто Карибский кризис удалось разрешить в короткие сроки (примерно за один месяц), и случилось это еще до реагирования с их стороны.

Карибский кризис стал не случайным явлением. Его предопределил целый ряд объективных причин. Среди прочих ученые называли «холодную войну», начавшуюся между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки после окончания Второй мировой войны, кубинскую социалистическую революцию, разделение мира на два противостоящих лагеря и другие исторические события. Однако главная причина крылась все же в другом – в неудержимом стремлении Штатов к мировой гегемонии и их попытке построить однополярный мир, что, естественно, казалось абсолютно неприемлемым для других больших игроков, и, прежде всего, для Советского Союза. За размещением в Турции и Италии американских ракет средней дальности (PGM-19 Jupiter), что серьезно подрывало обеспечение безопасности Советского Союза, со стороны СССР, естественно, последовала мощная реакция: 9 сентября 1962 года на Кубе, находящейся всего в 200 километрах от побережья США, неожиданно появились первые советские ракеты средней дальности. Чуть позднее туда доставили и ядерные бомбы. А к началу октября было смонтировано 42 ракеты, нацеленные непосредственно на американские стратегические объекты. Это стало возможно в результате осуществления одобренной и утвержденной непосредственно высшим советским руководством операции «Анадырь».

14 октября 1962 года американскому разведывательному самолету (U-2) удалось заснять кубинскую территорию, и на сделанных фотографиях специалисты Центрального разведывательного управления сумели обнаружить на острове советские ракеты среднего радиуса действия типа «Р-12». 16 октября полученные данные уже лежали на рабочем столе президента США Джона Кеннеди. В тот же день президент выступил перед американским народом и всем миром со специальным обращением. Он сказал: «Неожиданное превращение Кубы в важную стратегическую военную базу, о чем свидетельствуют появление там оружия массового поражения, представляет собой угрозу для США и всего мира».

Так начался Карибский кризис.

В тот же день (16 октября) руководство американского военного ведомства представило президенту Кеннеди два варианта разрешения кризиса:

1. Вторжение на Кубу и решение ситуации военным путем;

2. Блокада Кубы с расчетом на то, что кубинцы потребуют вывода советских ракет.

К этому моменту обе палаты Конгресса наделили президента Кеннеди полномочиями, дающими ему право использовать против Кубы армию США. Несмотря на это, президент Джон Кеннеди и Государственный секретарь Роберт Макнамара остановились на втором варианте.

18 сентября президент Кеннеди встретился в Вашингтоне с министром иностранных дел СССР Андреем Громыко, который заявил, что размещение советских ракет на Кубе носит исключительно оборонительный характер.

24 октября американцы потребовали от Советского Союза вывести с Кубы ракеты, а взамен пообещали обеспечить безопасность режиму Фиделя Кастро. К этому моменту на территорию Кубы продолжали прибывать советские подводные лодки. Одновременно была приведена в боевую готовность советская армия, а в США готовность повысили до уровня, носившего название «DEFCON 2», после которого объявляется высший уровень готовности.

Никто не мог заранее предугадать результаты назревавшего широкомасштабного конфликта.

26 октября Никита Хрущев направил Джону Кеннеди пространное письмо, в котором предлагал мир на условиях, что США прекратят блокаду Кубы и откажутся от свержения правительства Фиделя Кастро; а также выведут из Турции ракетный комплекс «Jupiter». В тот же день советские военные сбили над Кубой американский разведывательный самолет U-2, пилот которого погиб.

Вероятность прямого столкновения достигла своего пика. В случае, если последняя дипломатическая попытка не принесла бы результата, американцы в ближайшие дни планировали осуществить вторжение на Кубу.

В ночь с 27 на 28 октября прошли секретные переговоры между министром юстиции Соединенных Штатов Америки Робертом Кеннеди и послом Советского Союза в США Вячеславом Добрыниным. Стороны договорились о следующем: США брали на себя обязательство не вторгаться на Кубу, а также вывести из Турции ракеты типа «Jupiter»; Советский Союз в свою очередь обязался вывести с острова ракеты среднего радиуса действия, а также убрать самолеты, патрулировавшие кубинскую территорию

Блокада Кубы продолжилась до конца ноября, пока Советский Союз не отозвал все бомбардировщики ИЛ-28. В апреле 1963 года из Турции были выведены ракеты типа «Jupiter».

Карибский кризис на этом закончился. Ядерный Апокалипсис не состоялся. После завершения кризиса Государственный секретарь США Роберт Макнамара признал, что в Вашингтоне не осознавали до конца всю степень риска, которая была крайне высокой: «Обеим сторонам, как США, так и Советскому Союзу, очень повезло, что удалось избежать ядерной катастрофы», — заявил он. После этого Макнамара произнес слова, которые должны бы были запомнить все, однако никто их, к сожалению, не помнит: «Это риск, с которым всем нам предстоит жить до тех пор, пока мы будем сохранять свои силы и стратегию. Это риск, который я считаю совершенно неприемлемым для будущих поколений». А президент Кеннеди сказал фразу, которая, по моему глубокому убеждению, уже тогда обозначила первые контуры его безвременной трагической гибели: «Карибский кризис убедил меня в необходимости заново осмыслить холодную войну».

Опыт, приобретенный в результате Карибского кризиса, лег в основу оформленного между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки двухстороннего договора о контроле и нераспространении ядерных вооружений. Это было огромнейшим достижением.

А через год (22 ноября 1963 года) президент Джон Кеннеди был застрелен.

Этот совершенный в США варварский террористический акт, за которым просматривалась тень большой государственной политики, убил вместе с Джоном Кеннеди и необходимость заново осмыслить политику холодной войны, о чем заговорил американский президент. Если б не этот вероломный выстрел, возможно, судьба человечества сложилась бы иначе. Впрочем, история не принимает подобных допущений. История и пути ее развития едины. История предпочитает умалчивать о возможных альтернативных линиях своего развития.

Столь подробно на Карибском кризисе и его причинах я остановился, потому что сегодня мы в упор столкнулись с кризисом на Украине, который по своей остроте не только не уступает кризису семидесятидвухлетней давности, но и превосходит его. Превосходит уже хотя бы потому что, если в ходе Карибского кризиса людям не пришлось проливать кровь, то на этот раз крови пролито уже очень много. Впрочем, еще важней, что Соединенными Штатами в те времена управляли большие личности, которых по своим умственным и нравственные характеристикам даже близко нельзя сравнить с современными лидерами Америки. Проанализируйте слова Джона Кеннеди и Роберта Макнамары, которые я привел в виде цитат, и сравните с тем бредом, который несут сегодня Байден, Блинкен, Сунак, Маркон, Шольц и другие западные политики. Например: «Мы должны победить Россию на поле боя!». Разве напоминают хоть чем-то авторы этого безответственного заявления по-настоящему ответственных людей и лидеров, переживающих в связи с возникшим кризисом? Нет, конечно! Они больше походят на тех, кто занят искусственным разжиганием конфликта, и это существенно утяжеляет украинский кризис в сравнении с Карибским. Перечисленные лидеры не испытывают нехватки злобы, однако главной их отличительной чертой является все-таки безрассудство. А безрассудство, исходящее от персон, призванных принимать решения и держащих в руках рычаги влияния на судьбы других людей, хуже любого зла!

К сожалению, безрассудство и безнравственность полностью охватили современный западный мир. Куда ни глянь и сколько ни присматривайся, нигде не удается услышать ни одной здравой мысли. Стоит им заговорить, и с уст начинают срываться одни лишь потоки лжи, безнравственности и разных дуростей. Среди кризисов, терзающих Запад, которые принимают в последнее время все более системный характер и глобальные масштабы, главный – это именно кризис дефицита разума, который лежит в основе всех несчастий.  Потому в сформулированной Робертом Макнамарой фразе – «Обеим сторонам, как США, так и Советскому Союзу, очень повезло, что удалось избежать ядерной катастрофы» — наиболее важным мне представляется слово «повезло». Если даже у такого умного человека нет полной гарантии, что принятое им решение верное, и потому он рассчитывает на везение, на что же нам надеяться, находясь в руках безрассудных глупцов? Нынешний мировой кризис, который условно называют украинским, гораздо сложней Карибского хотя бы по причине безрассудства, которое окончательно воцарилось на Западе.

Если верить Часам Судного дня, до Апокалипсиса остаются символические полторы минуты, но, наблюдая за западным безрассудством, начинаешь подозревать, что и этот короткий отрезок времени сильно завышен.

К великому сожалению…

Валерий Кварацхелия

                                                                                    

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь