Состоялся первый официальный визит президента Ирана Масуда Пезешкиана в Азербайджан. Он имел ряд важных особенностей принципиального свойства. Дело в том, что в последние годы отношения между двумя странами были сложными. В видимом публичном пространстве Иран раздражало сотрудничество Азербайджана с Израилем и США, был трагический инцидент с вооружённым нападением на посольство Азербайджана в Тегеране в января 2023 года. Тегеран выступал против попыток Азербайджана и Турции открыть транспортную коммуникацию с Нахичеванью через территорию Армении по «Зангезурскому коридору», воспринимая его как угрозу упразднения общей границы между ним и Арменией.
Был ещё один фактор, о который стороны имели в виду, но не говорили громко. Территории современных Азербайджана и Армении до начала ХIX века долгое время входили в состав Персидской империи. С азербайджанцами иранцев объединяет общая конфессия. Кроме того, в самом Иране до четверти населения составляют азербайджанцы (по разным оценкам, от 12 до 20 млн) — больше, чем в самом Азербайджане. Кстати, сам Пезешкиан является этническим азербайджанцем. Поэтому проблемы в отношениях двух стран находятся в параллельных плоскостях: истории и современности. С историей — понятно, но в последние годы в геополитике региона чувствовалось заметное влияние действий администрации Джо Байдена в США. На Западе не делали секретов из того, что в противостоянии против Ирана рассчитывают использовать азербайджанский плацдарм и разыгрывать карту «разделённого народа». Иран обоснованно опасался потенциально возможного формирования в политике Баку устойчивого прозападного вектора, а также угрозы сепаратизма на территории Южного (Иранского) Азербайджана. В ответ он вёл контригру через Армению. Поэтому все попытки создать региональную систему безопасности «3+3» (Россия, Иран, Турция, Азербайджан, Грузия и Армения) провисали из-за разных геополитических устремлений его участников. Кстати, и сейчас по этим же причинам срывается процесс подписания мирного договора между Азербайджаном и Арменией.
Но в регионе постепенно меняется геополитический ландшафт. Появляются реальные условия для реализации транспортного коридора «Север-Юг» с участием России, Азербайджана и Ирана. При этом новый президент США Дональд Трамп стал позитивно корректировать политику в этом регионе, вступив в переговоры с Ираном по ядерному соглашению при косвенном участии России. Стали также заметно слабеть позиции прозападных сил в Азербайджане. Визит президента Азербайджана Ильхама Алиева в Китай оказался, как пишет китайское издание Global Times, «успешным не только с точки зрения углубления двусторонних отношений с Китаем, но и вывел Азербайджан на высокую орбиту большой политики, где в альянсе находятся Россия, Китай и Иран». Этот фактор во многом предопределил успешный визит и в Баку Пезешкиана и уровень его приёма. Стороны заявили о готовности выходить на высоту стратегического партнёрства, чего не наблюдалось прежде. Азербайджан и Иран в сложившейся в регионе ситуации стали чувствовать себя уверенно в выстраивании взаимовыгодного регионального сотрудничества. Речь прежде всего идёт о готовности сторон совместно участвовать в создании транспортного коридора «Север-Юг» и сотрудничестве в области энергетики, хотя подписанные документы представлены в виде меморандумов, которые заявляют пока только о намерениях. Но и такое начало обнадёживает и, как считает депутат Милли Меджлиса (парламента), председатель комитета по обороне, безопасности и противодействию коррупции Арзу Нагиев, «создаёт свои ожидания». Кстати, Алиев рассказал о проекте Аразского коридора, который соединяет Азербайджан, его основную часть, с Нахичеванью через Иран. По мнению Алиева, он «откроет большие транзитные возможности». В то же время этот проект снимает остроту Зангезура. Дело в том, что Анкара считается партнёром Запада, с которым у Ирана имеются серьёзные противоречия, поэтому вопрос «Зангезурского коридора» из экономической плоскости давно перетёк в сферу геополитики. Так что складывающаяся ситуация в регионе пока ещё находится в сфере эксперимента. Сегодня, как говорит помощник президента Азербайджана по вопросам внешней политики Хикмет Гаджиев, «Зангезурский коридор» потерял привлекательность». Но что может быть завтра? Как бы то ни было, Алиев пошёл в прорыв на иранском направлении, нашёл общие с Россией и Ираном точки соприкосновения и начал в регионе серьёзную геополитическую игру вокруг распределения ролей в формирующейся новой системе отношений. В Закавказье всё начинает быстро меняться.
Автор: Тарасов Станислав