Самаркандский саммит (15-16 сентября 2022 года) разрушил гегемонию Запада и представил вариант реальной альтернативы ООН. Огромное историческое значение этого саммита, помимо всего другого, подтверждает и болезненная реакция на него Запада. Белый дом открыто продемонстрировал свое неудовольствие в отношении этого мероприятия.
Особую озабоченность американцев вызвала подчеркнутая близость Владимира Путина и Си Дзиньпина. Представитель Белого дома Карин Жан-Пьер заявила: «Мы ясно выразили свою озабоченность глубокой связью между Россией и Китаем. Вызывает тревогу сближение позиций двух этих стран и их равнение друг на друга в то время, когда Россия ведет агрессивную войну на Украине. Прошедшая встреча была примером такого сближения».
Несмотря на сказанное, значение Самаркандского саммита невозможно свести лишь к сближению России и Китая и началу организованного сотрудничества между государствами Востока. Огромное историческое значение его, прежде всего, в том, что он поставил окончательную точку на модели однополярного мира. В Самарканде произошел поразительный разворот: Восток, на протяжении многих лет стоявший перед Западом с покорно опущенной головой, неожиданно расправил плечи. До мирового слуха словно только теперь дошли пророческие слова императрицы Екатерины Великой: «Бог дал русским особые свойства… верю, взойдет звезда Востока, откуда должен воссиять свет, ибо там (в России) больше, чем где-нибудь хранится под пеплом духа, мощи и силы». А примерно веком позже Федор Достоевский вновь обратился к этой теме, сумев уместить эпохальную мудрость в одном небольшом предложении: «От Востока звезда сия воссияет!»
Лучшие умы России веками проявляли интерес к теме Востока и Запада, хорошо чувствуя и понимая разницу, существующую между двумя этими цивилизациями. В период, когда Российское государство только поднималось на ноги, Александр Невский четко обозначил это различие между Востоком и Западом: «На Западе нам надо крепить оборону, а друзей искать на Востоке!». Спустя почти девять столетий президент сформировавшейся уже в качестве сверхдержавы огромной России Владимир Путин выскажет настолько полное глубокого смысла и подтекста предложение, что оно немедленно будет повсеместно подхвачено, обретя статус афоризма: «Это не Россия находится между Западом и Востоком, это Запад и Восток находятся слева и справа от России».
Саммит показал, что процесс тронулся с места, и больше половины населения планеты (практически весь Восток) село за один круглый стол, чтобы на обломках превращенного Западом в руины мирового порядка и растоптанного его ногами международного права заложить основу новому порядку и твердо сказать «нет» провокационной западной политике, толкающих мир к глобальной катастрофе. Главными действующими лицами в Самарканде были, естественно, лидеры России и Китая – Владимир Путин и Си Дзиньпин. Путин емко оценил сложившееся положение: «Мир стремительно меняется, но неизменным остается только одно: дружба между Китаем и Россией!». Самаркандский саммит подтвердил, что это вовсе не Россия все больше задыхается в изоляции, как пытается убедить нас Запад, а как раз сам Запад оказался в своеобразном вакууме, как назвал это его состояние Путин. «Уродливое явление однополярной модели» заканчивается. Бесконечные разговоры Запада на языке санкций привели к весьма плачевному результату в отношениях с остальным миром, когда некогда покорные страны начинают избавляться не только от западного диктата, но и от самих механизмов, делающих подобный диктат возможным. В частности, доллар в торговых отношениях постепенно вытесняется национальными валютами.
Данный факт был особо подчеркнут на встрече Владимира Путина с Си Дзиньпином. Путин и до этого говорил: «У нас нет цели уходить от доллара, доллар уходит от нас. Те, кто принимает соответствующие решения, стреляют уже себе не в ногу, а чуть выше, потому что такая нестабильность в расчетах в долларах вызывает желание очень многих экономик мира найти альтернативные резервные валюты и создать независимые от доллара системы расчета». Причем, крайне важно, что роль Шанхайской организации сотрудничества возрастает не только за счет увеличения числа участвующих в ней государств (уже появился новый член в лице Ирана), но и путем расширения содержания. Уже можно говорить о том, что неспециализированная и неформальная международная организация на базе и в лице шанхайского сотрудничества состоялась, и скоро она возьмет на себя часть функций ООН. Своими откровенными и наглыми попытками пересмотреть итоги Второй мировой войны Запад практически лишил ООН функций, тем самым полностью разрушив международное право как форму юридических взаимоотношений между государствами и столкнув мир в мутную стихию анархии и беспредела.
Не исключено, что американцам в скором времени придется сдавать в аренду под офисы крупных бизнесменов тридцатидевятиэтажное сооружение (архитектор Ле Корбюзье), гордо возвышающееся в Нью-Йорке (на Манхэттене) между 42-й и 48-й улицами, в котором сейчас размещается штаб-квартира ООН. Международный центр тяжести явно сдвинулся в сторону Востока. Безусловно, главное во всем этом даже не то, в каком полушарии физически разместится новый центр международных отношений, а то, что все, разрушенное Западом, Восток теперь отстроит заново, то есть мир, наконец-то, избавится от состояния управляемого хаоса, коварно навязанного ему Западом. Приближается эпоха нового мирового порядка и нового международного права. Главное, чтобы удалось осуществить процесс перехода, избежав глобальной войны и общемировой катастрофы. Стремление американцев видно невооруженным глазом – они хотят не просто держать мир в условиях управляемого хаоса, но и погрузить его в пламя глобальной войны, и это уже совершенно очевидно. Югославия, Афганистан, Ирак, Ливия, Тунис, Египет, Сирия, Карабах, Абхазия, Южная Осетия, Украина, Центральная Азия и другие «горячие точки» — это те самые очаги, которые Соединенные Штаты в разное время разожгли, чтобы затем они переросли в пожар мирового масштаба. Сейчас все внимание перенесено на Украину, потому что посеянные ими фашистские зерна дали самые щедрые всходы именно на Украине. Соответственно, теперь Штаты возлагают надежды на то, что Украина сумеет дотянуться до масштабов, которые отличали в двадцатом веке фашистскую Германию, поскольку рядом видят плодотворную почву для этого. Великобритания, Польша, Прибалтийские республики и, что главное, опять-таки Германия – вот перечень государств, в руководстве которых окопались ярые фашисты (Лиз Трасс, Анджей Дуда, Олаф Шольц и др.). Так же как их предшественники в тридцатые годы двадцатого века напичкали фашистскую Германию финансами и оружием, они теперь безо всякого смущения, коварно и не таясь ввозят на Украину тяжелые артиллерийские и зенитные установки, танки и самолеты, чтобы оказать поддержку украинским властям, которые в качестве приоритета послушно наметили себе выполнение грязных заданий американцев, превратив собственное население в пушечное мясо.
Именно по американскому сценарию развивается противостояние Азербайджана и Армении на Кавказе; Таджикистана и Киргизии в Центральной Азии; Греции и Турции в Евразии. Правящие силы США (где президент Байден со своей администрацией играют номинальную роль и ничего из себя не представляют) намеренно делают все это, страшно опасаясь системного кризиса, который начался в США уже давно и углубляется все больше и больше. Кризис ставит эту огромную и все еще мощнейшую империю перед реальной угрозой гражданской войны и развала. А единственную надежную гарантию, чтобы избежать этого, американские ястребы видят в глобальной войне и потому формируют новые очаги конфликтов, пытаясь замкнуть огненное кольцо вокруг России. Потому они всячески способствуют обострению отношений Китая с Тайванем. Нэнси Пелоси, словно апостол Дьявола, прибыла на Тайвань, чтобы вовлечь Китай в войну, как удалось сделать в случае с Россией. Теперь эта посланец Сатаны побывала в Армении, объявив о поддержке, чем крайне разозлила Азербайджан. Этот шаг третьего лица в американской иерархии направлен на то, чтобы взорвать ситуацию на Кавказе. Не сумев привлечь Грузию к своему грязному замыслу открыть «второй фронт» против России, они теперь хотят раздуть пожар, столкнув Армению с Азербайджаном. Однако Россия и Китай и в этих вопросах стоят на одинаковых позициях и не имеют разногласий. В Самарканде Путин громко заявил, что поддерживает идею единого Китая. Тем временем, американцы продолжают усиливать и повышать активность украинского фашистского руководства, стремясь внести перелом в ход боевых действий.
Тот факт, что Россия в операции на Украине выглядит пока не особенно безупречно, вызывает немало вопросов. Поддерживаемой коллективным Западом украинской армии даже удается переходить в контрнаступление. В Самарканде Путин ответил на этот вопрос довольно неопределенно: «Россия до поры до времени сдержанно отвечает на украинские удары по инфраструктуре и теракты… Совсем недавно Вооруженные силы России нанесли пару ударов чувствительных, будем считать, что они предупреждающие». Но оценивая контратаки украинцев, он прибег к иронии: «Посмотрим, чем все закончится – флаг им в руки!» – обычно с таким выражением обращаются к противнику, когда считают, что его поражение неизбежно, но он не складывает оружия и продолжает беспомощно трепыхаться.
Путин явно не торопится завершить операцию. На мой взгляд, медлит он по понятной причине, ибо его цель вовсе не Украина. Украина всего лишь военный полигон, выбранный Западом. Целью Путина являются центры, принимающие решения, от которых проистекает все это вероломство. Потому, не исключено, что ему удастся заманить в свои сети одновременно и Евросоюз, и НАТО, и США. Право уверенно высказывать эту мысль мне, вместе с другими интересными явлениями, дал и саммит Шанхайской организации сотрудничества, лаконично оценивая значение которого, можно свободно сказать, что в Самарканде Восток поставил Запад на колени.
Валерий Кварацхелия