После того, как бывший губернатор Одессы и т.н. президент прокрался в Грузию, наша страна находится в крайне тяжелом состоянии. Но это состояние, как говорят наши респонденты, продолжается 30 лет… Почему Грузия сегодня в тяжелом состоянии, где находится ключ для выведения нашей страны из тупика, и что должны сделать правители Грузии, чтобы вывести страну из стагнации – по этим и другим важным вопросам беседуют политологи Гулбаат Рцхиладзе, Тамар Кикнадзе и Реваз Киласония.
«Не знаю в Грузии такой силы, которая бы построила новую страну, все продались, или если не продались, ни на что не способны»
Гулбаат Рцхиладзе, руководитель «Института Евразии»:
— Не хочу начинать разговор с Миши Саакашвили. Предпочитаю говорить о бытовых проблемах. К примеру, о проблеме гигиены, которая беспокоит столицу Мэр нашего города много говорит, так сказать, о сделанных делах, однако столице нужна чистота, в особенности, в период пандемии. Когда пандемия началась, улицы города мыли, мы аплодировали, сегодня это не происходит, да это и не нужно. Пусть помоют хотя бы мусорные урны, вымоют подземные переходы, в лифтах проведут дезинфекцию, проконтролируют, чтобы приезжие не мочились на улице, поставят био-туалеты… Несколько дней назад проходил мимо «Динамо», там био-туалет, освещенный, как Лас-Вегас… Девушка захотела зайти в туалет, сопровождавший ее молодой человек бросил в автомат лари, но тщетно – дверь туалета не открылась, а близлежащая территория смердит. На центральных улицах, на дорогах – грязь…
Это – не малая проблема, и хорошо, если пресса и телеканалы активно об этом заговорят. Пусть все телеканалы начинают утро такими темами, а не разговорами о Саакашвили. Обязательно должен сказать пару слов о «зеленом паспорте», о котором активно говорит власть. Вместо «зеленого паспорта», лучше пусть проконтролируют, как работают вытяжки в барах и ресторанах, в залах, поскольку вирус от чистого воздуха умирает…
— Все это очень важно, но Грузия уже давно в стагнации. Последний год мы только и говорим, что о результатах выборов, Саакашвили, о его сторонниках и количестве вышедших на акции людей. Между тем, в регионе вокруг нас происходят серьезные изменения, серьезные встречи. Перед какой реальностью стоит наша страна?
— Мы, грузины, — народ странный. Все время говорим: не будет Шеварднадзе, придет кто-то лучше. Не будет Саакашвили, будет лучше. Правда, я мало верил в это, но все же улучшения есть, поскольку в нас хотя бы на улице не стреляют и т.д.
Сегодня в стране ситуация тяжелая, у людей уже нет надежды, что в стране начнется прогресс, экономика исправится, уладятся социальные проблемы. Я уже не говорю об объединении страны. В Грузии не видно лучика надежды…
— Видите ли вы выход?
— Должны произойти тектонические изменения в регионе, во всем мире, мы должны попасть в идущую оттуда волну… Правда, это будет для нас разрушительно, но эта система должна быть разрушена, поскольку она не имеет ничего общего с грузинством, православием, с нашим духовным настроем. Я не говорю, чтобы люди гибли, но система должна быть разрушена! Страна – как здание, если не разрушить, на старом построить не сможешь, поскольку все равно обрушится. Саакашвили все разрушил, но построил еще худшее уродство, такого мы больше не хотим.
Мы, грузины, уже не в силах построить новое, поэтому нам нужно как-нибудь оказаться в глобальных изменениях. Не знаю в Грузии такой силы, которая бы построила новую страну, все продались, или если не продались, ни на что не способны. От социальных сетей люди совсем одурели. Если что-то там написали, думают, что сделали дело. Газеты молодежь уже не читает, соответственно, и пресса теряет силу, влияние теряет…
— Выходит, что нам должна помочь поднявшаяся вокруг нас волна?
— Я виду выход только в этом. Глобальные изменения окажут влияние на нашу страну, но каким будет это влияние – хорошим или плохим – сказать не могу, поскольку Грузия, возможно, и тогда не сумеет сделать правильный выбор, и мы пойдем неправильным путем. Но я все же думаю, что зависит от народа, каким путем мы пойдем, какой путь выберем…
Правда, пока и этой волны не видно, до нас ничего не доходит. Глобалисты используют в качестве повода вирус, однако на что все это рассчитано и куда идет, сказать не могу…
— Какой путь будет хорошим?
— Это не газетная тема, поскольку, полагаю, что хороший путь – война…
Недавно прочитал о партии «Альт-Инфо». Говорили, что вместе с Россией восстановят территориальную целостность. Это глупость. Мы перед Россией такие беспомощные, что, если мы с ней прямо начнем говорить о восстановлении территории, она нам скажет, мол, входите в альянс без Абхазии и Осетии – так, как нам говорит НАТО…
Сегодня в стране такая обстановка, что будет 250 партий, или 251, значения не имеет. Только программой ничего не сделаешь. Если создашь партию, должно быть общение с народом, с представителями всех сфер общества, только болтовней ничего не получится. Пророссийскость – не индульгенция, этим очки себе не запишешь. Созданием партии, разговором с Россией, обещаниями разместить в нашей стране российские базы голоса не получишь. Так что, нашу страну «расцвет» пока что не ждет. И снова повторю: если нас что-то спасет, то это произойдет за счет глобальных, тектонических изменений, да и то в случае, если мы проявим благоразумие…
«Проходит процесс передела мира, создается новый порядок, и Грузия все это должна встретить подготовленной, во всяком случае, у нас хотя бы должна быть информация»
Тамар Кикнадзе, доктор политологических наук, профессор:
— Саакашвили, вообще, человек деструктивный, и он и сегодня продолжает эту деструкцию, находясь в заключении. Ему даже в тюрьме удается выдавать директивы т.н. эпистолярного жанра. Персона Саакашвили на страну не действует положительно – он является источником постоянной дестабилизации. Устроить в Грузии дестабилизацию он пытался и во время парламентских выборов, однако, к счастью, ему это не удалось. Он хотел того же на местных выборах, не имел представления, что его тут ожидает, но полагал, что приедет и снова устроит «революцию роз». В Грузии уже нет такой обстановки, какая была в период Шеварднадзе, и следует учитывать также, что у «националов» и Миш сторонников уже нет. Тут же скажу и то, что не имею представления, откуда у них такие проценты голосов, которые они получили на выборах…
— Вы говорите, что у них нет сторонников, нет силы на революцию. Но признаем, что им последние несколько недель все удается парализовать страну…
— Да, они смогли устроить беспорядки в сакребуло в масштабах почти всей страны, и в парламенте, перед тюрьмой, на улице… Да, им действительно удается дестабилизировать страну, что для Грузии является губительным, поскольку в нашем регионе и за его пределами политические процессы развиваются очень быстро и интенсивно.
В беседе с вашей газетой я всегда говорю, что идет процесс передела мира, создается новый порядок, и Грузия все это должна встретить подготовленной, во всяком случае, у нас хотя бы должна быть информация.
— Информацией они, видимо, действительно владеют, поскольку премьер Гарибашвили скромно, но все же признал, что на Черном море с Россией никто конкурировать не может. Но вопрос в том, для чего используют информированность…
— Сейчас готовится и очень скоро состоится встреча президента США Байдена и президента России Путина, которая, на мой взгляд, будет иметь очень большое значение. На этой встрече состоятся переговоры по важнейшим вопросам, которые окажут влияние на наш регион.
Обстановка в Черном море напряженная – НАТО заявляет, что это море и территория является сферой ее интересов, Россия говорит, что Черное море входит в ее интересы. Но если хорошенько присмотреться, риторика НАТО и Америки смягчена. Это свидетельствует о том, что встреча Байдена и Путина будет иметь серьезный результат. Смягчение риторики НАТО и Америки чувствуется и в отношении Украины.
— Видите ли вы выход? Очевидно, что большей части населения Грузии не нравится ни одна политическая партия…
— Очень интересны заявления действующего премьера по социальным вопросам. Важно, что государство начало проводить меры против наркомании и игрового бизнеса. Эти заявления запоздалые, но главное, что было сказано, и будем надеяться, что начнется проведение соответствующих мер, поскольку для такого маленького народа, как наш, наркомания и игра являются катастрофой. У нашей страны ужасные данные в этом конкретном плане, и, если не будет разработана какая-то идеологическая составляющая, мы погибнем. В борьбу с наркоманией и игровым бизнесом должны включиться система образования, социальные агенты, масс-медиа и т.д.
В условиях либеральной повестки дня, власть Грузии не решалась говорить на эти темы, сейчас начали, и это мне нравится. Поздно, но все же начали заботиться о молодых. Важна идеологическая составляющая, молодое поколение должно знать, что любовь к родине – самое главное, самое главное – трудиться для родины, создавать в стране блага, а не то, чтобы уезжать за границу. Все это требует комплексного подхода, и я думаю, начался разговор, и дело скоро начнется.
— Как вы думаете, может ли с той политикой, тем внешним курсом, который взяла наша страна, правительство, подписавшее договор по ассоциированию, страна, у которой в Конституции записан внешний курс, действительно искоренить проблемы, в особенности, среди молодежи, о которой мы говорим, что она погублена?
— Я понимаю смысл вашего вопроса. Скажу, что в настоящее время изменить все это невозможно. Скажу больше: я даже против сейчас резких действий со стороны Грузии, принятия резких решений, поскольку проблемы, которые в Европе, оказывают влияние на всеъ и вся. Поэтому мы не должны спешить, не сделать то, что сделали при распаде Советского Союза, не стоит подставлять голову под все кирпичи. Нужно наблюдать за проблемами в мире и действовать умно. Одно, что необходимо сделать — уладить отношения с Россией. Между прочим, об этом нам часто говорят и западные партнеры. Более того, уже активно и громко говорят, что нам нужно наладить отношения с Россией и после этого думать об евроинтеграции.
Со стороны нашего правительства прозвучали очень осторожные, но тем не менее, заявления о формате 3+3. Министр иностранных дел заявил, что отношения с Россией неприемлемы, пока не произойдет деоккупация, но в этот процесс мы должны включиться в какой-нибудь форме.
Когда речь о национальных интересах, должен работать прагматизм. Грузия – буферная страна, часто ее действия от нее не зависит, поскольку мы интегрированы в западном содружестве, у которого своя повестка дня, и мы обязаны считаться с их указаниями и директивами.
— Где выход?
— Действия «Национального двиения» следует пресекать, их поведению должно быть дано свое название и политически, и юридически, и основания для этого существуют. Обвинения Саакашвили должны быть очевидны для всех. Также во всеуслышание и квалифицированно должны быть предъявлены обвинения, чтобы ни у кого не осталось сомнений по поводу того, что он – преступник. Сторонники есть у всех, но в случае Саакашвили должна восторжествовать правда. Этот человек – деструктивная личность, Украина называет его международным авантюристом. Такие политики, как Саакашвили, плохо заканчивают деятельность в политике. Сейчас его психическое состояние также незавидно. Так что,. Саакашвили плохо закончит. Главное, чтобы нам, грузинам, и нашей стране было хорошо.
«У нас проблема территориальной целостности, о которой нам даже в Европе говорят, что ключ урегулирования проблемы находится в России, но на это правители нашей страны внимание не заостряют»
Реваз Киласония, политолог:
— Грузия уже давно стоит перед тяжелейшей реальностью, и это – проблема территориальной целостности нашей страны, которая, словно Дамоклов меч, висит над нами. У нас также есть экономические проблемы, предпосылок для улучшения которых не существует. Есть политические колебания, искусственные проблемы, которые некоторые медиа-средства выдают за вызванные по причине какого-т политика.
У Грузии есть проблемы, которые должны быть решены скорейшим образом. Прежде всего, с политического поля должно исчезнуть «Национальное движение». Есть проблема территориальной целостности, о которой нам даже в Европе говорят, что ключ урегулирования проблемы находится в России, но на это правители нашей страны внимание не заостряют. Недавно в Сочи наши региональные соседи встретились с президентом России, к сожалению, нас там не было…
Пусть никто не говорит, что у Азербайджана и России хорошие отношения, или у населения Армении – с Россией. Но лидерам этих стран удалось сесть вместе с президентом России и поговорить, поскольку мыслят по-государственному, чего нельзя сказать о правителях Грузии.
Грузия не сможеи говорить о выходе, и под этим выходом я подразумеваю экономику, социальные проблемы… Если мы не урегулируем проблему территориальной целостности, если не будем разговаривать с Россией, ни один зарубежный партнер у нас не сложит инвестицию, поскольку мы пребываем в условиях постоянной войны. Для Грузии существует единственный выход – мы должны осознать, что гендерные, якобы проблемы защиты прав человека – не первостепенны. Первостепенно – объединение страны и урегулирование социально-экономических проблем.
Создано «Консервативное движение», которое даже не зарегистрировали, назвав причиной технические проблемы, и надеюсь, что и эта проблема будет устранена., но посмотрим, что будет. Если указанную партию не зарегистрируют, тогда следует думать, что страна погибнет, поскольку не примут альтернативное мнение, потому что создатели «Консервативного движения» говорят, что стране нужен российский рынок для урегулирования экономических и социальных проблем, и после этого говорят о вопросах восстановления территориальной целостности.
У Грузии есть единственный выход – разговаривать с Россией. Объединиться всем тем людям, которые думают, что нас спасет российский рынок, урегулирование отношений с Россией.
Подготовила
Эка Наскидашвили