3 сентября 2021 г. Федеральное архивное агентство выложило в открытый доступ более 3500 документов, рассказывающих о событиях, приведших к началу Великой Отечественной войны. На них стоят подписи Сталина, Жукова, Зорге…
Как пользоваться
С комплексом оцифрованных архивных документов, кино- и фотоматериалов «Вторая мировая война в архивных документах» можно ознакомиться на сайте Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина по ссылке https://www.prlib.ru/collections/1298142.
Период, который охватывают рассекреченные документы, — с 1 сентября 1939 г. по 22 июня 1941 г.
Документы организованы по-архивному четко. Сначала кликаешь на иконку года. Получаешь доступ к разбивке по месяцам. В каждом месяце десятки страниц с документами, которые тоже выложены в хронологическом порядке. На первой странице первый день месяца, на последней — последний. Так что, если знать дату подписания того или иного документа, найти его можно без труда.
Молотов и Риббентроп
Например, на с. 35 за сентябрь 1939 г. можно найти полный корпус документов по германо-советскому Договору о дружбе и границе между СССР и Германией. Кроме самого договора, вошедшего в историю как «пакт Молотова — Риббентропа», Архив внешней политики Российской Федерации предоставил и другие документы от 28 сентября 1939 г., а именно «Доверительный протокол относительно возможности переселения населения, проживающего в сферах интересов правительств СССР и Германии», «Секретный дополнительный протокол об изменении советско-германских договоренностей от 23 августа 1939 г. относительно разграничения территориальных сфер интересов Германии и СССР», «Секретный дополнительный протокол о недопущении польской агитации на территории другой договаривающейся стороны». Это, кстати, для тех конспирологов, которые до сих пор считают, что никаких секретных протоколов не было.
Рядом — фотография исторического рукопожатия глав дипломатических ведомств СССР и Германии. Вячеслав Молотов с папиросой в левой руке и Иоахим фон Риббентроп с партийным значком НСДАП на левом лацкане пиджака.
План Рыжей Бороды
На с. 8 (18 декабря 1940 г.) лежит план «Барбаросса» во всей красе с картой и переводом на русский язык, сделанным в 1945 г., когда документ попал в руки советских штабистов. Да, из этой невзрачной бумажки выросла самая крупная и разрушительная война в истории человечества: «Германские вооруженные силы должны быть готовы разбить Советскую Россию в ходе кратковременной кампании еще до того, как будет закончена война против Англии.
Сухопутные силы должны использовать для этой цели все находящиеся в их распоряжении соединения, за исключением тех, которые необходимы для защиты занятых территорий от всяких неожиданностей.
Задача военно-воздушных сил — высвободить такие силы для поддержки сухопутных войск при проведении Восточной кампании, чтобы можно было рассчитывать на быстрое завершение наземных операций…»
«Это начало войны»
На с. 17 (22 июня 1941 г.) сразу несколько интересных документов. Например, воспоминания Молотова о том, как Германия объявила войну Советскому Союзу. Себя Вячеслав Михайлович именует, как Юлий Цезарь в «Записках о Галльской войне», в третьем лице: «В 5 час. 30 м. утра… Шуленбург (немецкий посол в Москве. — АиФ), явившийся на прием… заявил, что он с самым глубоким сожалением должен заявить, что еще вчера вечером, будучи на приеме у наркома т. Молотова, он ничего не знал. Сегодня ночью, говорит он, было получено несколько телеграмм из Берлина. Германское правительство поручило ему передать Советскому правительству следующую ноту:
„Ввиду нетерпимой долее угрозы, создавшейся для германской восточной границы вследствие массированной концентрации и подготовки всех вооруженных сил Красной армии, германское правительство считает себя вынужденным немедленно принять военные контрмеры…“
… Тов. Молотов спрашивает, что, по его мнению, означает эта нота. Шуленбург отвечает, что, по его мнению, это начало войны…»
Или вот записи в журнале регистрации лиц, принятых И. В. Сталиным в кремлевском кабинете, за 22 июня 1941 г. В 05:45, то есть не успела закрыться дверь за германским послом, к вождю вошел глава советского МИД. За ним последовали глава НКВД Берия, нарком обороны Тимошенко, зампред Совнаркома Мехлис, начальник Генштаба Жуков, секретарь ЦК Маленков, член Политбюро Микоян… Всего в тот день кабинет Сталина посетили 17 человек из его ближнего окружения. А вот это, кстати, уже для тех «историков», которые рассказывают о том, что Сталин якобы «впал в депрессию и от всех скрылся».
Разведка доложила точно
На предыдущей странице — «Директива наркома обороны СССР № 1 о приведении войск в боевую готовность в связи с возможностью внезапного нападения Германии 22-23 июня 1941 г.», датированная поздним вечером 21 июня 1941 г.
На с. 14 — шифртелеграмма из Токио в Разведуправление Генштаба Красной армии о неизбежности войны между Германией и СССР: «Германский посол в Токио Отт сказал мне, что война между Германией и СССР неизбежна». Подпись — Рамзай, то есть Рихард Зорге.
Чуть выше — разведдонесение советской военной резидентуры из Софии с указанием возможных дат вторжения Германии: 21 или 22 июня. Оба документа датированы 20 июня, когда уже ничего нельзя было исправить.
Приведенными документами поделились 8 федеральных архивов (РГВА, РГАСПИ, РГАНИ, ГА РФ, РГАЭ, РГАКФД, РГАВМФ, РГА в г. Самаре), ведомственные архивы МИД, Минобороны, ФСБ, СВР России, а также государственные архивы Белоруссии.