Международный научно-практический форум «Хабаровский процесс: исторические уроки и современные вызовы» имеет особое значение с точки зрения сохранения исторической памяти и недопущения преступлений против человечности, заявил президент России Владимир Путин в понедельник, 6 сентября, при обращении к участникам форума.
Приветствие от главы государства участникам форума зачитал начальник управления по общественным проектам администрации президента Сергей Новиков.
«Обсуждение событий тех лет основывается на фактах и архивных материалах. Такая честная, ответственная позиция очень важна для сохранения исторической памяти, для того, чтобы эффективно противодействовать попыткам исказить события Второй мировой войны и не допустить их повторения», — процитировал Новиков слова Путина.
Президент подчеркнул, что на Хабаровском процессе в 1949 году над японскими военными преступниками, так же как на Нюрнбергском и Токийском процессах, был вынесен правовой, моральный и нравственный приговор тем, кто развязал Вторую мировую войну, тем, кто был виновен в страшных преступлениях против человечности.
Также Путин отметил, что Хабаровский процесс стал первым и значимым шагом на пути к запрещению оружия массового поражения, фактически предтечей соответствующей конвенции ООН 1972 года.
Международный научно-практический форум «Хабаровский процесс: исторические уроки и современные вызовы» посвящен Хабаровскому процессу, состоявшемуся 25—30 декабря 1949 года. Тогда судили группу из 12 бывших военачальников Квантунской армии, их обвинили в создании и применении в ходе Второй мировой войны бактериологического оружия.
Проведение процесса стало выражением принципиальной позиции СССР по факту разработки и применения Японией бактериологического оружия.
16 августа ФСБ России впервые рассекретила архивные документы, из которых следует, что милитаристская Япония планировала применить чумную бомбу в 1944 году.
Бактериологическая бомба была названа в честь генерал-лейтенанта Сиро Исии — микробиолога, начальника специального отряда 731 Квантунской армии, проводившего биологические опыты над корейскими, китайскими и советскими военнопленными. У нее был керамический корпус, начиненный чумными блохами. Бомба взрывалась бы на высоте 50−100 м над поверхностью земли, что обеспечивало максимальную площадь заражения.
В отрядах 731 и 100 Квантунской армии ставили бесчеловечные опыты по заражению людей бактериями чумы, сибирской язвы, холеры, тифа, газовой гангрены. Большинство зараженных умирало в страшных муках. Выживших подвергали повторным опытам вплоть до их смерти. Создатель бомбы Сиро Исия избежал наказания. В 1945 году его укрыли американцы, впоследствии он работал как в Японии, так и в США. Умер в 1959 году на родине.