Совет Евразийской экономической комиссии принял по инициативе российской стороны стратегическое решение : на две трети сокращен перечень более чем из 100 развивающихся и наименее развитых стран (РНРС) и территорий, пользовавшихся с начала 2010-х годов правом беспошлинного экспорта товаров и услуг в регион Евразийского союза.
Решение вступит через полгода – в августе. Оно нацелено в первую очередь на то, чтобы сократить до минимума, а в качестве сверхзадачи вообще устранить незаконный реэкспорт разнообразной продукции в регион ЕАЭС.
Напомним, что эти 100 с лишним стран и территорий ассоциированы в сфере торговли со странами Запада и с их таможенно-экономическими блоками (например, Евросоюзом, Североамериканской зоной свободной торговли, Европейской ассоциацией свободной торговли). Что, естественно, облегчает незаконный реэкспорт из тех РНРС в Россию и другие страны ЕАЭС товаров и услуг. А для российской стороны это особенно ущербно не только ввиду обширности российского рынка, но и в связи с введением в РФ с августа 2014 г. контрсанкций в отношении продовольственного импорта с Запада.
Но реальное выполнение контрсанкций в основном «условно» до настоящего времени. Ибо, во-первых, те же страны и территории, пользующиеся правом беспошлинного экспорта в ЕАЭС, активно реэкспортируют в регион Союза продовольствие и другую продукцию. Во-вторых, мы вовсе не оговорились насчет «территорий»: из упомянутого перечня Евразийской комиссией исключены наконец-то еще и территории ряда западных стран (Великобритании, Новой Зеландии, Нидерландов). Ибо те территории не включены метрополиями в санкции Запада против России, и потому они – прямые поставщики в РФ-ЕАЭС подсанкционной продукции и реэкспортеры других зарубежных товаров.
А в-третьих, неучастие в российских контрсанкциях других стран ЕАЭС позволяет им вполне легально завозить «западную» (и не только «западную») продукцию с последующей её переправкой на российский рынок. В том числе путем её переименования, например в белорусскую, казахстанскую.
Консультации о подключении этих стран к контрсанкциям РФ пока безрезультатны. Так что и по этой причине решено радикально сократить число стран и территорий-поставщиков беспошлинной продукции во все страны ЕАЭС. По совокупности же вышеупомянутых факторов реальные объемы/ стоимость российского импорта товаров и услуг уже который год минимум на четверть выше официально объявляемых.
Что касается самого перечня «льготных» зарубежных стран и территорий, его столь многочисленный состав – свыше 100 – был рекомендован ООН и Всемирной торговой организацией (ВТО) в начале 2000-х. Причем принятие этого перечня было среди главных условий для «незападных» государств, вступающих в ВТО. В том числе для России, других постсоветских стран и стран Восточной Европы. Чтобы их рынки были всегда открыты для импорта – откуда бы то ни было – любого объема, качества и ассортимента.
Словом, решение ЕЭК от 5 марта с. г. позволит существенно ограничить незаконные поставки и перепоставки в регион Евразийского союза.
Как видим, среди исключенных, например, Турция, Бразилия, Аргентина, КНР, Южная Корея, Индия, Сербия, Вьетнам, Сингапур, Чили, которые уже сформировали действующую зону свободной торговли или планируют сформировать её с Евразийским союзом. Дело здесь в том, что участие данных стран в льготном торговом режиме с ЕАЭС означает, по сути, двойные для них преимущества: с одной стороны, это льготы в рамках общего перечня «льготных» стран, а с другой – это ещё и возможности (уже зафиксированные или планируемые) для беспошлинного экспорта в РФ-ЕАЭС в рамках ЗСТ.
Кроме того, очень многие из стран и территорий, исключенных из того же перечня, уже давно не являются наименее развитыми или слабо развивающимися. Это, к примеру, КНР и Бразилия, Чили и Турция, Южная Корея и Гонконг, Саудовская Аравия и Катар, Индия и Хорватия, ЮАР и Вьетнам…
Потому очевидно, что требуется упорядочить торговые льготы в экономических взаимоотношениях РФ-ЕАЭС с другими странами, особенно со странами-участницами реальных и потенциальных ЗСТ, чтобы устранить возможности «двойных» торговых преимуществ тех же стран на рынке Союза.
В этой связи Евразийской комиссией на днях разъяснено, что, например, Сербия и Вьетнам по-прежнему смогут претендовать на льготный режим для их экспорта, но «в рамках обоюдных с Союзом действующих ЗСТ: по сертификату страны происхождения (товаров и услуг. – Ред. ) СТ-2 – для Сербии и по аналогичному сертификату EAV – для Вьетнама». Аналогичные решения, по данным ЕЭК, предусмотрены для других стран, включая КНР и Сингапур, с которыми Евразийским союзом вводятся и планируются зоны свободной торговли.
«Исключение стран из льготного перечня уравновешивает конкурентоспособность их товаров по отношению к товарам других иностранных поставщиков в ЕАЭС. Или к товарам собственного производства внутри ЕАЭС», – отмечает глава департамента торговой политики ЕЭК Игорь Назарук. А, по оценке министра по торговле ЕЭК Андрея Слепнева, упорядочение числа стран, пользующихся беспошлинным экспортом в РФ-ЕАЭС, «позволит ежегодно сохранять в бюджетах стран Союза дополнительно более 100 млн долл.» (за счет взимания пошлин на импорт из стран/ территорий, исключенных из перечня РНРС).
С такими оценками вполне можно согласиться.
Кстати, та же практика действует, например, в Карибском сообществе (14 стран Карибско-Центральноамериканского региона): торговые льготы здесь действуют только для слаборазвитых и развивающихся стран других регионов, имеющих соглашения о режиме свободной торговли с КС. Схожий принцип в торговых режимах с другими странами и у блока АСЕАН (Юго-Восточной Азия), Европейской ассоциации свободной торговли (Норвегия, Швейцария, Исландия, Лихтенштейн, планируется вступление Великобритании).
Так что решение Евразийской комиссии вполне соответствует практике защиты национальных рынков и параллельно обеспечению равноправия в международной торговле.
https://zen.yandex.ru/