К начатому т.н. прозападной оппозицией, при поддержке и подстрекательстве «демократического» Запада, новому пропагандистскому штурму, главным посылом которого обществу является то, что якобы проходящие «политические репрессии» угрожают евроатлантическому будущему страны, присоединились и определенные духовные лица.
Целая армия священников, годами распиаренных т.н. либеральной медиа и называемых «прогрессивными», делали заявление за заявлением, что «историческое достижение» страны в опасности. Писалось и говорилось, что поляризация общества может вернуть нас в 1990-ые годы, что «цивилизованный мир» окончательно может махнуть на Грузию рукой и т.д. Среди этих оценок самым впечатляющим оказалось заявление владыки Мелкисидека, который, параллельно комментариям для медиа, посвятил проходящим процессам и подробный пост в социальной сети: «Любимые братья и сестры во Христе, с тревогой наблюдаю за проходящими в последнее время событиями в стране. Могу прямо сказать, что ситуация более критическая, чем мы себе представляли, и все это может очень многому и многим нанести вред. Внимательно ознакомился с взволнованными заявлениями иностранных послов, фасилитаторов, международных организаций и друзей нашей страны. Создается угроза историческому достижению Грузии – евроатлантическому устремлению, что может радикально изменить будущее нашей страны. Исходя из этой геополитической обстановки, которая сейчас в регионе, на фоне того экономического или эпидемиологического кризиса, который лютует во всем мире, раскол и парализация граждан в Грузии, нашей плоти и крови, не может входить ни в чьи интересы, кроме врагов нашей страны и государственности»… Позже это заявление подхватила «либеральная» медиа, однако владыка был не единственным, кто, на фоне проходящих событий, выразил подобную позицию. Для защиты «исторического достижения» выразили обеспокоенность и другие духовные лица…
Что означает в нынешней ситуации высказанное высоким иерархом мнение, что «создается угроза историческому достижению страны», соответствует ли эта позиция мнению большинства населения, и может ли для нас быть «достижением» современная западная либеральная демократия – по этим и другим важным вопросам беседует настоятель Авчальской церкви Святой Мученицы Кетеван, отец Георгий (Размадзе).
— На развивающиеся в последнее время в стране процессы (имею в виду политические перепалки между властью и ее т.н. прозападной оппозицией) один из высоких иерархов откликнулся заявлением. В нем он подчеркнул, что угрожает опасность историческому достижению страны – евроатлантическому устремлению. Что вы думаете по поводу этого заявления?
— Начнем с того, что эти процессы и, в особенности, напряженность между властью и оппозицией, которую «либеральная медиа, фактически, называет решающей битвой за спасение грузинской демократии, являются обыкновенным спектаклем. Только это процесс, в котором люди вообще не участвуют, что, в определенной мере, обнадеживает. Потому что люди понимают, какая грязная игра реально ведется.
Что касается оценок, в том числе – от высокого иерарха, что «историческому достижению» создается угроза, то у всех свое мнение, и я не стану ни с кем вступать в спор, а об оскорблении и вовсе говорить излишне. Но мне искренне интересно, о каком историческом достижении речь – о потерянных территориях, проигранной войне и ставшей политической пустышкой евроатлантической интеграции или об оставшейся в мечтах, не восстановленной справедливости, в результате чего правосудие не могло или не стало предавать суду людей, в течение девяти лет совершавших тяжелейшие уголовные преступления, и их чуть ли не героями объявляют? Те, для кого это достижение, могут всю жизнь провести с этой мыслью и верой в это. А для меня достижение – традиционное, национальное государство, в котором человекоубийц и насильников, тех, кто продал Давид Гареджи, неусыпных врагов Церкви и маргиналов не героями объявят, а сами достойно, не согласовывая с внешними силами, смогут осуществить над ними правосудие. У нас этого нет и, к сожалению, наверное, еще долго не будет. Зато есть псевдогосударство, в котором человека, котрый устроил штурм парламента, планировал государственный переворот, прокуратура упрашивает: мол, заплати залог, дай нам возможность отпустить тебя домой. А рядовых граждан, у которых с тем, кто публично «узаконил» передачу Азербайджану монастырского комплекса Давид Гареджи, на улице произошел какой-то конфликт, на два или три года отправляют в тюрьму. Вот, это и есть наше «достижение»…
— О том, что задержание Мелия создает угрозу «историческому достижению», нас предупреждают и американские чиновники. Как по-вашему, чем может быть наказана Грузия?
— Грузия и грузинское общество уже наказаны. Какое еще нужно наказание, когда сегодня по-прежнему существует обоснованный страх, что вдруг «националы» вернутся и снова завладеют властью. В этом случае никто даже не сомневается, что беды, творившиеся в течение девяти лет правления «националов», будут цветочками. Что касается того, якобы мы были очень близки к НАТО, Евросоюзу, и события последнего время увеличили это расстояние, то мне правда интересно, каково сегодня расстояние, Может, его измерят и скажут нам точно – нас отделяют два шага, пять или десять. Это, разумеется, шутка, а вообще, моя личная позиция такова: если судьба Грузии проходит через неприкосновенность кучки криминалов и убийц, то я не хочу ни такого будущего, ни той евроатлантической перспективы, которая уже давно стала пресловутой темой…
— Со другой стороны, чего от нас хочет Запад? Какой у него может быть интерес, когда они зубами защищают определенные политические силы, в том числе, «Национальное движение»?
— Думаю, их целью является установление в стране двухпартийного правления. Так же как в Америке друг друга сменяют Демократическая и Республиканская партии, так и у нас должны сменяться «националы» и «Мечта». Только в случае Грузии все это осуществляется в гораздо более уродливой форме, потому что речь о политической реабилитации сил, уличенных в уголовных преступлениях. И второе – тут важен тот момент, что люди не участвуют в процессах. Нарушен ими же декларированный фундаментальный принцип т.н. либеральной демократии, подразумевающий, что политический процесс любого вида должен вестись, в соответствии с волей большинства общества. Сегодня все делается и выполняется таким образом, что позиции людей вообще не видно. Но не потому, что этой позиции не существует, или ее не знают нерейтинговые силы, находящиеся в авангарде проходящих политических процессов, не потому, что позиция людей никого не интересует. Вообще, сегодня в Грузии игнорирование и наплевательство на интересы общества одинаково легко и для власти, и для «оппозиции». Знаете, почему? Потому что знают: за оскорбление общества, за нарушение его прав никто с них не спросит – ни Запад не обеспокоится, ни неправительственные организации не будут кричать, ни о санкциях никто говорить не начнет и т.д. Что касается задержания Мелия, которое все перекрыло, то с объективной очки зрения, разумеется, арест человека – событие не радостное. Но скажем правду: Мелия должны были арестовать не сейчас, а годы назад. Для этого существовало множество причин. И, если кто-то полагает, будто мы забыли, как он, переодевшись в форму мусорщика, разгонял на Руставели мирных демонстрантов, то очень ошибается… Тут же хочу откликнуться на вопрос отставки Гахария. Сегодня многие говорят о том, что этим он сохранил какое-то лицо, что предпринял правильный шаг и т.д. Это абсурд. Гахария давно потерял политическое лицо, если оно у него вообще было. Поэтому, если он хотел сохранить лицо, он должен был идти в отставку не сейчас, а когда его хозяева приказали ему в центре Руставели, на виду у всего мира извиниться перед наркореализаторами, мужеложцами и их защитниками. По правде говоря, мне уже очень стыдно, что живу в этой стране. Грузия – страна с попранным достоинством, стоящая на коленях, которой управляет обесчещенная, изнасилованная власть…
— Вначале вы сказали, что общество не участвует в проходящих политических процессах. Что нужно для того, чтобы эта ситуация хотя бы частично изменилась, и население вышло из этого всеобщего нигилизма, который льет воду на мельницу нынешней власти и оппозиции?
— Очень сложно ответить на этот вопрос. Ранее я говорил, что необходимо появление третьей силы, и это действительно так. Однако формирование реальной политической альтернативы совершенно нелегко. Выход, конечно же, в коренных изменениях, осуществленных на уровне политической идеологии. Тут же следует сказать, что любая сила, любой гражданин, включенные в этот процесс, должны быть готовы к серьезным препятствиям. Борьба действительно неравная, и это видно во всем. Вот, что сделали со сторонниками Трампа в Америке… Но, если мы хотим, чтобы страна окончательно освободилась, от вредных сил, которые, как во власти, так и в оппозиции одинаково обгладывают государство, то эту борьбу следует пережить. Вот такова реальность. Поэтому я и раньше говорил и повторюсь: срочно, в ближайшее время следует созвать национальное собрание, в рамках которого, объединятся умные люди, с чистым прошлым, из разных сфер и обсудят будущее страны. Другого выхода я не знаю и не представляю. Иного выхода в этой ситуации, наверное, и не существует…
Беседовал Джаба Жвания