Организованная бывшей первой леди Сандрой Руловс на зугдидском центральном бульваре акция, которая служила тому, чтобы записать себе определенные политические очки путем оказания помощи населению, создала угрозу еще более масштабного распространения эпидемии в Грузии. Партия, лидеры которой призывали Министерство внутренних дел к принятию строгих мер и требовали приостановления богослужения в церквах путем применения силы, в своих политических целях не соблюли ни один запрет и рекомендацию чрезвычайного положения. Более того, после той отрицательной реакции, которая последовала от населения за политической диверсией Руловс, лидеры «Нацдвижения» стали кивать в сторону власти. По их оценке, то, что не удалось соблюдать дистанцию между людьми, пришедшими в центр города для получения медицинских масок, было результатом неэффективной работы не их, а правоохранителей…
Словом, инициатива Саакашвили о том, что он собственными контактами может вернуть на родину находящихся за рубежом Грузин, превратилась в своего рода предвыборную кампанию. Наряду со всем остальным, это заявление содержало и революционный контекст и призывы.
Что сегодня пытается сделать «Национальное движение», апеллируя к угрозам «Ковид-19», оказывает ли воздействие на общество эта пропаганда, и адекватна ли, со своей стороны, власть в отношении этой кампании, которая в и без того сложнейший период еще больше обостряет ситуацию в стране? С «Грузией и миром» беседует председатель «Объединения правозащитников» Николоз Мжаванадзе.
— Единственная партия, которая сегодня, в период свирепствования коронавируса, не сбавляет активности и занимается пиаром, — это «Национальное движение». Они уже устроили многолюдное скопление людей в Зугдиди, якобы, чтобы раздать населению дезинфекционные средства, которое закончилось инцидентом. Факт, что любой подобный шаг – это политическая кампания… Какие угрозы могут создать подобные провокации сегодня в стране, когда и без того имеется крайне напряженный социальный фон?
— Самый главный вопрос сегодня, конечно, коронавирус, который, помимо того, что в кратчайший срок создал угрозу сотням тысяч людей, вызвал тяжелейший экономический кризис в мире. Это сложнейший вызов для человечества, однако особую угрозу представляет все же для таких стран, как наша. Имею в виду то, что у нас никогда не было мощной экономики, промышленности, и мы очень зависели от присылаемых эмигрантами денег. Что касается «Нацдвижения» и его грязных провокаций, то есть такая поговорка «Горбатого могила исправит». Их исправление исключено, потому что они – члены секты, которая всегда, при всех обстоятельствах будет ориентирована на удовлетворение собственных интересов. Точка. Они очень хорошо знают, что у них нет шанса вернуться к власти путем мирных, объективных и демократических выборов, поэтому сейчас перешли на какой-то смешной пиар и бегают по домам, якобы, чтобы помочь людям. Вообще, Саакашвили не скрывает, что его возвращение в Грузию произойдет революционным путем. Вот, это есть их кредо, что, между прочим, повторил и Мерабишвили, выходя из тюрьмы. И, естественно, ориентированной на такие процессы силе любой кризис только на руку. Кто-то может спросить, кто может выиграть от вируса и эпидемии. Во-первых, мы видим определенную политическую кампанию хотя бы в виде демонстрационной раздачи масок и дезинфекционных средств. И второе – очень интересно, откуда «националы» взяли столько масок и перчаток, когда во всем мире, не только в Грузии, дефицит всего этого?
— Что вы хотите сказать?
— То, что, видимо, эти наши фармацевтические компании в сговоре с «Нацдвижением» и снабжают их масками. А как иначе, тогда пусть объяснят, откуда у них оказалось столько масок и перчаток в президентской библиотеке Саакашвили, когда в аптеках дефицит всего этого? Что касается власти – всегда, когда мы говорим о «Нацдвижении» и идущих от него угроз, не следует забывать об истоках всего этого. А истоки – это беспомощная политика власти и обман людей, что в свое время выразилось в том, что преступной партии не вынесли соответствующий правовой приговор. Вообще, самая большая негативная сторона синдрома безнаказанности – это то, что за ним следует тяжкое преступление. Сектой Саакашвили движет сегодня не только синдром безнаказанности, они еще заняли нишу своего рода политического жандарма. Оттого, что им сошло с рук столько преступлений, столько пыток, рэкета и даже попытка государственного переворота, они посчитали, что сами являются и законом и должны контролировать каждый шаг власти. Вот, это есть движущая сила Саакашвили, Мерабишвили, Бокерия и бессовестных нацистов, вроде них, когда они выступают и в этот сложнейший период, ценой создания угрозы жизни людей, делают себе политический пиар. Но повторяю: виновата во всем этом власть… Вернемся к пандемии. Думаю, сегодня у Грузии есть единственный реальный выход: население (в особенности, речь о людях, переехавших из сел в города) должно вернуться в село. Этому нужна серьезная поддержка, и власти для этого придется приложить очень большие усилия…
— Что изменит возвращение людей в села?
— Мы не являемся экономически сильным государством. У нас нет промышленности, больших предприятий и технической индустрии. Единственный наш путь спасения – поставить на ноги сельское хозяйство, что хотя бы позволит спасти людей от голода. Между прочим, в условиях этого экономического кризиса Россия, которая по энергоресурсам является богатейшей страной в мире и не испытывает нехватки рабочих мест, бесплатно передала населению лучшие участки в Сибирском крае. Власть приняла решение массово дать людям стимул к обработке земли. Что у нас такого, чтобы забыть село, не думать о земле и всем вместе собраться в Тбилиси, который, в конце концов, превратится в головастик, переполненный голодными, обнищавшими людьми?
Власть, приближенные к ней бизнесмены (это касается не только Бидзины Иванишвили) должны сделать все для того, чтобы люди массово вернулись из города в село и начали обрабатывать землю. Для этого могут быть выданы долгосрочные кредиты, разработана ваучерная система или что-то другое, и это должно быть всеобщим. Словом, цель должна быть одна: чтобы люди, в условиях кризиса оставшиеся без работы, без доходов, имели источник существования. Иначе, даже представлять не хочу. Но, поверье, мы не далеко от беды, наподобие 90-ых, когда голодные и несчастные люди из-за еды врывались в дома друг друга…
— Думаете, кризис коронавируса и тяжелый социальный фон может напрячь криминогенную ситуацию?
— Не только может, думаю, уже есть даже определенные признаки, хотя, не могу сказать, что на этом этапе это заслуживает тревоги.
Именно потому сегодня обязательно принять решающие меры, и хочу еще раз обратиться к власти:
Пока в стране, действительно, не начались 90-ые годы, пока люди не дошли до грани голода, и все не встало с ног на голову, помогите селу. Вы покупаете за миллион елку, устраиваете бессмысленные пляски и хороводы. А будет лучше, если вы дадите людям кредиты, не то, если начнется криминал и мясорубка, то за год мы можем оказаться позади на 20 и 30 лет. Тут же хочу откликнуться на оценки некоторых горе-экономистов, якобы, Грузия – туристическая страна, и туризм является главным двигателем нашей экономики. Туризм хорош тогда, когда того туриста потчуешь продуктами собственного сельского хозяйства А вот когда в гостиницы вносишь турецкие яблоки, армянские персики и импортированное из Китая мороженое мясо, это прибыль не твоя, а Турции, Армении и Китая. Что касается помощи сельскому хозяйству, думаю, на данном этапе будет очень хорошо, если грузинские бизнесмены объединятся и создадут фонд, который, при сотрудничестве с властью, начнет работать над конкретным планом…
— Поскольку вы упомянули помощь – что вы думаете о «поддержке» демократического Запада, они достаточную помощь оказывают нам сегодня?
— Демократический Запад бросил члена НАТО и Евросоюза – Италию, и о какой поддержке речь?! Никакого Евросоюза, никакого НАТО не существует, сегодня у всех свои беды
Что касается Грузии, у нас и не должно быть ожиданий, что в такой сложнейшей ситуации кому-то будет до нас. Вообще, мне интересно, о чем думают представители власти (и не только власти, а целиком прозападного политического спектра) о том, что все о нас забыли. Где те наши западные «друзья», о которых столько говорят?! Это своего рода тест, который показывает, что в любой подобной напряженной ситуации, если угодно — на войне, нас бросят точно так же. Вот, это означает, по нынешним западным понятиям, партнерство. Так что, у Грузии есть единственный выход – собравшееся в городе избыточное население должно вернуться в села. Но повторяю, что граждане, оставшиеся без средств, без доходов, не смогут это сделать без поддержки. Вообще, следует изменить многие политические подходы. В том числе, нужно упразднить оформленный Квирикашвили договор с Турцией о свободной торговле, который губителен для Грузии, и, оформив этот договор, Квирикашвили унес домой миллионы… Я не говорю о других обязательных изменениях, поскольку разговор об этом далеко заведет. Это большая, комплексная тема, над которой должны работать специалисты.
Беседовал Джаба Жвания
Mjavanazis moxseneba politbiyrohi brejnevs.