Как известно, по решению властей фермеры, обрабатывающие землю, получат в виде государственной помощи по 200 лари на каждый гектар, плюс по 150 литров дизельного топлива по льготной цене – на лари дешевле рыночной. На первый взгляд, все это очень хорошо, однако только на первый…
И потому начнем с начала.
Одно из обещаний «Грузинской мечты» перед парламентскими выборами 2012 года заключалось в том, что каждое село получит по пять миллионов лари, чтобы уверенно расправить плечи. План, что главное, был отнюдь не утопическим. В Грузии насчитывается около 3700 сел (точнее – 3668), и если б этим селам поэтапно выделялось в год по полмиллиона лари, в суммарном выражении это ежегодно обходилось бы государству около двух миллиардов. Кому-то может показаться, что это очень много, но напомним: именно два миллиарда лари выбросила власть (другим словом это не назовешь) на возрождение сельского хозяйства, получив в результате в виде отдачи голый ноль. Причин немало. Не существовало плана, не было стратегии, не прослеживалось желание добиться, чтобы эти деньги расходовались в правильном направлении, а главное – полностью отсутствовала политическая воля, направленная на возрождение сельскохозяйственной отрасли. Да, отсутствовала именно воля сделать грузинское село сильнее и крепче. Но об этом ниже. Прежде поговорим о материальной помощи сельчанам, предоставление которой так громко анонсировала власть.
Так вот, 200 лари плюс льготное топливо означают, что деньги, по сути дела, опять окажутся пущены на ветер. Во-первых, никто не сумеет проконтролировать, действительно ли крестьянин направит эти 200 лари на тот самый гектар земли и истратит ли конкретное дизельное топливо именно на его обработку, а не на что-либо иное. Во-вторых, с точки зрения общепринятых мерок по ведению сельского хозяйства сумма представляется крайне незначительной, то есть, если быть до конца откровенными, пригодна она лишь на то, чтобы потом сказать – мы оказали сельскому хозяйству помощь в размере нескольких десятков миллионов. Потому все эти миллионы что в конечном счете будут раскромсаны так, что их не найдешь, как каплю в море.
Что касается сельского хозяйства в целом, то еще в период правления Эдуарда Шеварднадзе ООН, то есть, Соединенные Штаты Америки (впрочем, если кто-то верит, что ООН является независимой организацией, это его личное дело), присвоила Грузии статус развивающегося государства. Мы тогда страшно обрадовались (некоторые радуются и по сей день), мол, Европа и Америка станут нам теперь помогать. На самом же деле этот статус означает, что развивающемуся государству запрещено производить в значительных объемах собственную продукцию, самостоятельно продвигать собственную систему здравоохранения, образования и сельское хозяйство. Так называемое развивающееся государство обязано использовать продукцию, произведенную большими странами, то есть, то, что они сочтут нужным для него выделить. Именно по этой причине бо́льшая часть завозимых в Грузию продуктов иностранного производства не пригодна для здорового питания и насыщена нитратами. В аналогичном положении находятся африканские страны – перед ними стоит абсолютно такая же проблема.
Заняться продвижением сельского хозяйства и повести разговор о производстве собственной продукции попытался еще Саакашвили, но его быстро тормознули (помните, наверное, «коровьих самцов», «потийских лягушек» и «черную клюкву, которая нас спасет»). Затем это дело решил возобновить Иванишвили (пообещав сто предприятий), но и его остановили. Когда в мире разразился кризис, первое, что объявило наше руководство, стала программа подъема сельского хозяйства. Власть поняла, что на фоне общемирового кризиса выживать без собственной продукции будет крайне затруднительно, однако и теперь разговор на эту тему быстро заглох. Прекратился он после того, как состоялись консультации с Мировым банком. Представители банка строго пригрозили пальчиком грузинскому руководству: что еще за крамольные разговоры о развитии сельского хозяйства и производстве местной продукции? Присмотрите за туризмом, сферой обслуживания (на вас ведь возложена функция наших слуг). После этого главный акцент был сделан именно на туризме.
Причем, следует знать, что оказываемая нам помощь не является гуманитарной – это самый обычный кредит. То есть, государство вновь взвалило на себя внешний долг. К долгам прибавились долги, а это означает, что «стратегические партнеры» действуют стратегически верно и в трудную пору зарабатывают деньги именно на нас. О том, что это именно кредит, яcно проговорился как-то один из высокопоставленных чиновников. Другие повторять не стали, как видно, прекрасно сознавая, что это немедленно изменит настрой населения по отношению к подобной «помощи». Ведь многие, можете не сомневаться, сочли выделенные три миллиарда за бескорыстную помощь.
Одним словом, выслушав стратегический план нашего правительства западные партнеры убедились, что Грузия согласна с предложенными направлениями, а потому обещают теперь выделить нам еще денег. Поговорим в связи с этим и о туризме. У представителей среднего слоя, хотите в Европе, хотите в России, приезд которых в качестве туристов уже приветствовала министр экономики и устойчивого экономического развития Натия Турнава, мол, двери для вас открыты – так вот у этой категории населения денег нет. Вернее, нет столько, чтобы разъезжать по заграницам, и они наверняка предпочтут отдохнуть в собственных странах. В особенности это касается российского направления, так как пандемия очень сильно обрушилась на нашего северного соседа, и сомнительно, чтобы на фоне всеобщего кризиса, это не отразилось на желании и возможности путешествовать. Кроме того, решением Владимира Путина – было даже издано специальное распоряжение на этот счет — рекомендовано как можно активней способствовать популяризации и рекламе местных курортов. Надо сказать и о том, что Россия пока еще не включила Грузию в перечень стран, безопасных для туризма, и, соответственно, если кто-то все-таки решит куда-нибудь поехать, он непременно учтет это обстоятельство. Так что, прояви наша власть чуть больше дальновидности и согласись с предложением председателя Комитета по международным делам Совета Федерации РФ Константина Косачева относительно встречи, возможно, это оказалось бы полезно, как минимум, для туризма.
К сожалению, большого потока туристов не приходится ждать и из Украины, а также из Беларуси. Это из-за регуляций – перед въездом в страну человек должен предъявить документ, подтверждающий, что он прошел двухнедельный карантин. То есть, он должен через этот карантин здесь пройти. Как вы думаете, сколько людей проникнется желанием на две недели изолировать себя для того, чтобы потом в течение двух недель отдыхать в Грузии?! Как мы с вами просидели взаперти, точно так же были самоизолированы и другие, а жители Европы оказались даже в худшем положении, чем мы. А потому сегодня у всех свои проблемы, все думают о себе, и даже без глубокого анализа ясно, что привлечь туристов с нашу страну будет очень сложно. Так что, по идее, акцент на таком фоне лучше было сделать как раз на сельском хозяйстве, как это решили ведущие европейские страны, заявившие – сейчас главным приоритетом является местное производство. Не случайно они выбирают то, что для них полезней всего, а нам подсовывают то, что опять-таки выгодней для них.
Кто-нибудь задумывался, почему завезенные продукты стоят здесь намного дешевле местных? Да потому что ввозится в основном мусор – лук на вкус не лук, чеснок чесноком и не пахнет. Негодные фрукты, низкое качество зелени. А натурально выращенный качественный продукт обходится дорого; крестьянин, естественно, вынужден продавать его по более высокой цене, а у населения нет денег, чтобы купить. Так вот, вместо того, чтобы раздавать по 200 лари и распределять дешевое топливо, было бы лучше властям объявить, что вводится льготный налог на продукцию, произведенную в Грузии. Покупайте, люди, дешевле – и вам будет ненакладно, и фермерам выгодно! Это ведь совсем другое дело. Подобный подход действительно оказался бы весьма полезен для сельского хозяйства. Как и если б из обещанных Иванишвили ста предприятий хотя бы 20 реально заработали, и если б аналогичным образом мы поступили с остальной грузинской продукцией, обеспечив на месте ее реализацию. Речь могла пойти о качественно иных целях и высотах, однако такое возрождение совершенно не устраивает Запад! А куда им девать свой мусор, если мы вдруг перестанем его продавать? Это ведь сильно ударит по их собственной экономике.
Горькая реальность заключается в том, что руководство нашей страны официально сельскому хозяйству, конечно, помогает, но на самом деле это лишь пущенные на ветер деньги, и на них отрасль не продвинется вперед ни на шаг. Средства, направленные на туристическую отрасль, также можно считать впустую выброшенными деньгами, потому что в нынешнем году в Грузии туристического сезона элементарно не будет, поскольку царит кризис мирового масштаба и всем сейчас, по правде говоря, не до отдыха. Да и не будь кризиса, вы что же всерьез надеетесь, что людям, уставшим от сидения дома, захочется отсиживать еще и карантин? Больше всего в настоящее время им нужна работа, что заполнить прохудившийся семейный бюджет. Да и руководители предприятий, возобновивших функционирование только весной, вряд ли согласятся отпускать в летний отпуск своих сотрудников, рискуя снова затормозить работу. Это ведь аксиома – прежде надо восстановить то, что было потеряно.
Как аксиома и то, что, расходуя бюджет страны, наша власть, к сожалению, исходит не из нужд населения, а из того, что устраивает наших «западных партнеров». По самым грубым подсчетам, за эти три месяца наш внешний долг вырос на десять миллиардов лари, и эти деньги предстоит покрывать нам с вами. Поэтому пока мы будем вот так задыхаться в долгах, пока ежегодно вынуждены выплачиваем полмиллиарда лари только в счет долговых процентов, ничто нам не поможет. Между тем, подобная перспектива прописана нам на ближайшее десятилетие в качестве рецепта на совершенно бесполезное лекарство.
Бесо Барбакадзе