Домой Рубрики Общество Раньше шутили: грузины должны воздвигнуть памятник лобио – оно помогло нам выжить...

Раньше шутили: грузины должны воздвигнуть памятник лобио – оно помогло нам выжить в тяжелые времена

Все грузинские дети рождаются уже обремененные долгом, причем, довольно солидным

Раньше шутили: грузины должны воздвигнуть памятник лобио – оно помогло нам выжить в тяжелые времена

Число ковидинфицированных в мире уже перевалило по официальным данным за 120 миллионов. Этим во многом объясняется, почему на мировом рынке так взлетела цена на золото и криптовалюты. Судите сами, в Грузии в течение минувшего года золотое обручальное кольцо 958 пробы подорожало на 42,26%. Таким образом, обычное 5-граммовое кольцо обходится вступающим в брак в сумму, превышающую 1000 лари, и теперь каждой потенциальной супружеской паре при создании семьи только на покупку колец требуется, как минимум, 2000 лари. Это, кстати, служит одной из причин, почему в Грузии так мало людей вынашивают идею о вступлении в брак. Соответственно, из года в год падает показатель рождаемости. Не следует забывать и о возросшей в результате пандемии CoViD-19 смертности, что вкупе с падением рождаемости способно привести к катастрофическому сокращению прироста населения.

Предположим даже, что новые семьи не проблема, во всяком случае, когда молодоженов связывает большая любовь, золотые кольца ничего для них не решают. Но тогда обратимся к продуктам питания. Действительно, без презренного металла человек как-нибудь проживет, однако при отсутствии пищи это исключено. За последний год особенно заметно возросли цены на следующий продукты: подсолнечное масло – на 62,03%, гречиха – на 38,44%, сахар – на 36,72%. Тем не менее, попытаемся несколько упростить вопрос, допустив, что население перестало потреблять подсолнечное масло и гречневую крупу, а чай и кофе отныне будет пить без сахара (сахар, как известно, вредит нашему здоровью). А что поделаешь, если на все продовольственные продукты вкупе цена в среднем возросла на 17%-20%? И рост этот неуклонно продолжается в течение последних пяти лет. За минувшую пятилетку (как сказали бы коммунисты, предпочитавшие оперировать пятилетними периодами)) цены на продовольствие, как минимум, удвоились, а в некоторых случаях налицо оказалось еще большее подорожание. Прибавьте инфляцию национальной валюты, и нетрудно будет понять, в каком крайне тяжелом положении мы находимся.

Об инфляции лари было упомянуто не случайно. Только за последний год Национальному банку страны пришлось предпринять интервенции из резервного фонда на сумму 993 миллиона долларов с тем, чтобы приостановить инфляцию и поддержать курс грузинской валюты. То есть, понадобился почти миллиард долларов на то, чтобы лари не обесценился ниже того уровня, который имеется на сегодня. Для сравнения надо заметить, что сумма, потраченная на интервенции за минувший год, намного превосходит суммарные годовые показатели валютных аукционов всех других лет. К примеру, во время кризиса 2016 года Нацбанк продал на аукционах 280 миллионов долларов, в 2015-м эта цифра составила 287 миллионов, в 2014 – 300 миллионов. Надо заметить, что весь резервный фонд НБА составляет примерно 4 миллиарда долларов. И как вы думаете, что мы имеем в результате предпринятых мер, то есть, после продажи на рынке 25% от этой суммы? На первый взгляд ничего плохого не случилось, поскольку резерв этот банк заполнил вновь, и теперь размер фонда даже чуть превысил 4 миллиарда. Однако надо понимать, что добиться этого удалось, взяв очередной дополнительный внешний долг. Самый низкий показатель внешнего долга страна имела в период президентства Эдуарда Шеварднадзе. Потом в стране начался процесс возрождения, и власть националов резко этот показатель увеличила, оставила после себя в наследство долговые обязательства на 7 миллиардов долларов (при Шеварднадзе долг не доходил и до одного миллиарда). Ну а «Грузинская мечта» со своей стороны их удвоила. По данным Национального банка Грузии (см. www.nbg.gov.ge), по состоянию на 31 марта 2020 года весь внешний долг Грузии составил 18,3 миллиарда долларов, а на сегодня он вырос еще больше. Если не будет нарушен график выплат, то только в марте мы выплатим по этой статье расходов 85 миллионов, и такой обременительный график рассчитан на несколько лет. Причем, это в случае, если за рубежом мы брать денег в долг больше не станем, потому что если долговые обязательства возрастут в очередной раз, то, не исключено, страна наша будет объявлена банкротом, и тогда, как минимум, на полвека придется вообще распрощаться с перспективой жить без долгов.

«Национальное движение» оправдывало внешний долг страны необходимостью осуществлять инфраструктурные проекты. Надо, дескать, интенсивно прокладывать дороги, строить дома. Или, вон, чтобы оградить министров от искушения коррупцией, им нужно платить солидную зарплату – по несколько тысяч каждому. Кому-то это может показаться иронией, но с приходом «Мечты» в Грузии было осуществлено вдвое больше инфраструктурных проектов, чем сумела воплотить предыдущая власть. Сказанное не снимает, однако, с повестки дня главный вопрос – какую выгоду от всего этого получил народ? И он до сих пор остается без ответа. Никто не станет спорить, что хорошие дороги позволили нарастить туристический потенциал. Конечно же, все были бы не против жить в условиях хорошо развитой инфраструктуры. Но те же самые туристы нередко сетуют на то, что вместо приглаженных асфальтированных дорог предпочли бы, оседлав лошадей, отправиться в путешествие к труднодоступным селам. То есть, дорогостоящие бетонные автомагистрали, проложенные в Сванети, Хевсурети, Рачу, возможно, и пришлись по душе местным жителям, однако туристов они восхищают гораздо меньше.

Отдельная тема расходов – государственное субсидирование на различные продукты питания. Безусловно, кто ж не обрадуется, если продовольствие стоит дешево, однако многие ли задумывались над тем, что дешевизна эта обеспечивается ничем иным, как нашими с вами налоговыми платежами. Никого не заботит то обстоятельство, что цена на хлеб, которую государство удерживает буквально зубами, на самом деле гораздо выше, чем мы за него платим, просто государство увеличивает субсидии производителям, и все это происходит опять-таки из нашего с вами кармана. Мы этого, естественно, почти не замечаем, но реально-то вся сумма формируется за счет ущемления других сфер. Или вот ситуация, когда под предлогом отказа от взяток высокопоставленным чиновникам назначены огромные зарплаты. Но чем, спрашивается, провинились работники низших звеньев? Ведь именно представители низших звеньев трудятся не поднимая головы, ишачат и получают тоже, как ишак – одну траву, да и ту на такой длинной палке, что невозможно дотянуться. Пересмотрим наши зарплаты и пенсии: у кого они возросли вдвое? Или может быть за последнее время вдвое увеличилось количество рабочих мест в стране? Ничего похожего не произошло, мы движемся вспять, просто пока еще, как ни странно, дышим.

Порой создается впечатление, будто всех нас, не спросив согласия, вовлекли в один гигантский эксперимент, который условно можно назвать: «До каких пределов голодная нация способна сохранять терпение». Помните, в шеварднадзевские времена была такая шутка: грузинам надо воздвигнуть памятник лобио – оно помогло нам выжить в тяжелые времена. Ттеперь же и фасоль стоит так дорого, что для большинства населения стала почти деликатесом. Так что, не исключено, настала пора нам подумать о новой монументе – картошке, ведь она теперь стоит дешевле всего. Впрочем, продукт который продается у нас под этой вывеской, было бы большим перебором реально называть картофелем. Вспомните, сколько раз эту так называемую картошку, пораженную зеленым раком, санитарный контроль заворачивал на границе. А кто-нибудь рискнет ответить, сколько ее, тем не менее, просочилось в страну?

Идем дальше. Гранты, получаемые из Европы и Америки, практически никогда не содержат социального пакета. Запад никогда не предлагал грузинскому руководству – вот, мол, вам деньги и, пожалуйста, накормите свое население. Он и теперь ничего подобного не говорит; скорее всего, не скажет и в будущем. Под питанием я не имею в виду хлеб, который люди в состоянии купить, чтобы затем есть его дома. Речь идет о проектах, способных обеспечить массовую занятость населения, в результате которой люди сами сумеют заработать себе и на хлеб, и на сыр, и на все необходимое. Да, Запад действительно выделяет средства на проведение реформ, однако у подавляющего большинства населения нет ни малейшего преставления, что это за реформы, для кого и во имя чего они осуществляются.

…Пусть тот, кто не согласен, назовет хотя бы одну реформу, которая в социальном плане принесла бы хоть какое-то облегчение рядовым гражданам! Не сумеет назвать, и это в условиях, когда, начиная с 2003 года, все без исключения руководители только о реформах и говорят. Они фигурируют лишь на бумаге, а расходы на демократическое развитие государственных институтов – это всего лишь красивая сказка. При предыдущей власти оппозиция указывала на авторитарность ее государственных институтов. Беда в том, что и сейчас там творится нечто совершенно аналогичное. Так куда же уходят выделяемые Западом на строительство демократических институтов гранты? Правильно! Оседают в карманах отдельных персон. И что с того, что карманы эти время от времени меняются – населению-то все равно не достается ровным счетом ничего.

Сказка и то, будто при повышении уровня налогообложения необходимо проводить общенародные референдумы – руководство, когда ему нужно, просто берет и повышает налоги и будет повышать их впредь. Гранты до населения так никогда и не дойдут, при этом Запад вечно будет предупреждать, что нам, прежде всего, необходимо построить демократические институты. Из года в год нам выделяются гранты, и потому на Западе лучше всех знают, что мы не готовы и «нам надо построить демократические институты». Они прекрасно понимают, что средства эти ускользают не по назначению, однако хранят молчание и делают вид что ничего не замечают. Почему? Да потому что это оставляет у них на руках весомый аргумент, и как только кто-нибудь из высокопоставленных грузинских чиновников заявит вслух, дескать, мы готовы ко вступлению в НАТО и Евросоюз, нам сразу же укажут на институты, которые сначала следует «построить», вдобавок упрекнув, что мы и пальцем о палец не ударили. Вот и живут столь припеваючи некоторые наши деятели уже почти второй десяток лет, а караван продолжает идти непонятно куда под надрывный лай голодного населения. Национальный банк будет проводить новые интервенции, чтобы искусственно поддерживать курс лари, руководство по-прежнему будет стоять насмерть, не позволяя хлебу дорожать и покрывая разницу из уплаченных нами налогов, а затем, когда прижмет до предела, опять-таки за наш счет и в надежде на нас возьмет очередной долг. Внешний долг страны по состоянию на сегодня составляет в перерасчете на каждого гражданина 17 тысяч лари. То есть, все грузинские дети рождаются уже обремененные долгом, причем, довольно солидным.

Бесо Барбакадзе

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь