Домой Новости Грузия «Парад нулей» в Грузии

«Парад нулей» в Грузии

Несколько дней тому назад одна из наших женщин-парламентариев прямо в телестудии, на глазах у тысяч зрителей полезла в драку с оппонентом-мужчиной и даже основательно врезала ему. Да и мужчины-политики в других передачах до и после этого не раз агрессивно хватались за стаканы с водой, швыряя их затем друг в друга. Дошло до того, что телекомпании стали предусмотрительно разливать воду приглашенным на передачу гостям по бумажным стаканам, поскольку емкостями из стекла или фарфора, как нетрудно догадаться, можно легко проломить друг другу череп или нанести оппоненту серьезные порезы осколками… Прежде чем перейти к основной теме обсуждения, отметим и то, что лидер грузинских феминисток Байя Патарая не стала протестовать по поводу врезавшей мужчине кулаком женщины-парламентария. Но представьте на минутку обратную картину! Инцидент немедленно был бы истолкован как проявление насилия над женщиной, неправительственные организации не замедлили бы дружно выползти на проспект Руставели, расстелить матрасы поперек проезжей части и улечься на них в знак протеста… Но об этом – в другой раз…

Сейчас же познакомимся с несколькими заявлениями некой персоны, ну а выводы обсудим после того, как я назову вам ее по имени.

 «В сложной ситуации оказалась «Грузинская мечта», но в еще более тяжелом положении находится оппозиция. Грузинская оппозиция пребывает в каком-то собственном пространстве, совсем ином, чем грузинский народ… Чем оппозиция оправдывает себя? Способна ли она на какую революцию? Со всеми знаком, всех уважаю, однако никто из оппозиционеров на революционера не похож. И власть, и оппозиция, скорее, выглядят, как карикатуры на самих себя… Грузинский народ уже давно готов к переменам, и потому он очень скоро вынесет свой приговор и власти, и оппозиции. Существует одна большая оппозиционная партия – «Единое национальное движение», но у нее совсем другие проблемы. Да и одного «Нацдвижения» не хватит на то, чтобы изменить обстановку. Тем более, что оно перестало быть проводником между Михаилом Саакашвили и грузинским народом…»

Как вы думаете, кто является автором этих слов? Полагаю, большинство сильно удивится, но это… Губаз Саникидзе. В принципе, есть чему удивляться, так как ни для кого не секрет, что Саникидзе считает главной задачей по спасению Грузии смену власти и возвращение в нее националов, к которым он в свое время находился не просто в оппозиции, но и готовил им Нюрнбергский процесс, называя главным преступником Михаила Саакашвили. А теперь вот господин Губаз не может пережить того, что «Национальное движение» и Миша оказались не в состоянии самостоятельно поменять власть в стране, у остальных же партий рейтинг, как выясняется, нулевой. Или если процитировать самого Губаза Саникидзе, «сегодня в Грузии парад нулей…». По правде говоря, не пытался определить, каков его собственный рейтинг и переходит ли он хотя на самую малость за жирную нулевую черту. Но и об этом в другой раз.

Саникидзе понял, что грузинского политического спектра больше не существует. А вспомнил я о нем по той простой причине, что в Грузии сложилась нелепая традиция – если приходишь в политику, то либо остаешься в ней до самой смерти, либо тебя арестовывают и бросают в тюрьму. Иного пути подавляющая часть грузинских политиков для себя не видит. Господину Губазу 55 лет, и, конечно же, ему не время думать об уходе. Тем не менее, он пришел к выводу, что так больше продолжаться не может, потому что мы даже на месте не топчемся, так как топтать, собственно, нечего. Вот Саникидзе и заговорил вслух о революции, хотя явно понимает, что и из этого дела ничего не выйдет, во всяком случае, пока. Если судитьна основании законности, то, вообще-то, сами разговоры о революции являются у нас в стране уголовно наказуемым преступлением, но опытные политики знают– никто их ловить не будет, потому что у оппозиции в Грузии есть право на все, лишь бы она не начала реально угрожать команде власти. В остальном можно делать не только заявления, содержащие призывы, подпадающие под уголовное преступление, но и творить все что угодно – вон женщина-депутат повела себя по-хулигански в прямом эфире, побила оппонента, и тем, не менее, никто ей даже слова не сказал, напротив – стали аплодировать.

Кстати, еще один опасный порок грузинской политической практики – чем больше ругаешься на глазах у публики и чем агрессивней лезешь в драку, тем тебя охотней и чаще приглашают на телевизионные передачи, с целью поднять рейтинг той или иной программы. Да, людям, как это ни печально, нравится лицезреть на экране всякие безобразия, и в результате невоспитанные, драчливые, лишенные элементарной культуры персоны постепенно, шаг за шагом, брань за бранью продвигают вперед и выше. А потом кто-то начинает удивляться, дескать, почему они так жестоко обращаются с населением? Так они ведь не умеют проявлять уважение даже к коллегам, матерятся, бросаются друг друга с кулаками? Чего же вы ждете от них по отношению к рядовым избирателям? Раздадут на выборах по 50 лари – вот и вся политика… Простите, даже не раздадут – швырнут, словно кость. Не подумайте, будто Саникидзе в этом деле одинок. Все политики прекрасно понимают, если настало время уходить, чувствуют, когда полностью себя исчерпали и больше ни на что не способны, не в состоянии вывести страну из тяжелого положения, в котором она находится. Но куда прикажите идти? Где еще можно, не трудясь, отхватить столько денег?! – Нигде! Потому они будут протирать свои штаны в креслах до тех пор, пока существует хоть малейший шанс усидеть в нем. При этом все заранее готовят почву для того, чтобы дальше усадить в них своих детей. Дети видели, как их «уважаемый» родитель отхватил свои миллионы, и понимают, что это для них хороший шанс. Потому они выходят на акции, орут, размахивают руками, то есть, поступают в точности, как их родители. Формула работает – этих детей, будущих политиков показывают по телевизору, всячески популяризируют, готовят… Рядовым гражданам места в том кругу попросту нет, поскольку никто и ни за что не допустит постороннего к жирному куску политического пирога. Они ни за что не уступят ни крошки и будут жадно есть его сами…

Во всех этих делах, как и в сложившейся порочной цепочке, особый интерес вызывает отношение Запада. Западное образование неслучайно стало своего рода обязательным условием для того, чтобы занять место в грузинской политике и тебя восприняли Европа и Америка. Именно в процессе получения образования в Европе и Америке, нашу молодежь вербуют, подгоняют под западные шаблоны, а грузинские национальные ценности становятся для нее чуждыми и исчезают из поля зрения. Парни и девушки, получившие западное образование, точно знают «цену» неправительственным организациям. Знают и то, на что следует закрывать глаза, а на что надо демонстрировать возмущение. При этом не имеет ровным счетом никакого значения, если их отношение к жизни не укладывается в грузинскую ментальность и не вписывается в традиционные грузинские рамки. Ведь главное – это руководящее кресло, которое занимали до них отцы, матери или дяди и тети, а теперь настал их час.

Не буду голословным и сошлюсь на конкретный пример. Когда «Национальное движение» лишили власти, там поразмышляли и пришли к заключению, что следует перепрятать наиболее одиозных фигур. Согласитесь, все мы были почти уверены, что Акакий Минашвили, Гока Габашвили, Гиви Таргамадзе  и другие расстались с политикой раз и навсегда, буквально истерлись из нее… Ан нет, как только повеяло запахом «политической крови», они немедленно возвратились в публичное пространство и стали заявлять претензии на власть, в которой вновь жаждут оказаться.  Им ни по чем то, что народ назвал их пребывание во власти геноцидом нации. Зато им удалось до неприличия нарастить за счет остальных людей свои семейные бюджеты, понастроить домов, накупить автомобилей и бизнес свой отладить так, что хватит еще на несколько поколений. Но вот беда – не удается одолеть искушение и удержаться от губительного желания добавить к нахапанному еще и еще! Ничего другого этот народ делать не умеет, если их оторвать от политики, они могут испустить дух от голода, потому что не в состоянии честно зарабатывать себе на хлеб. Тем временем существуют такие магические слова, как парламент, кабинет министров, департамент… Дети этих «политиков» слышали их всю жизнь, и жить без этого теперь не могут. Вон цхнетские правительственные дачи, наконец-то, были проданы в общей сложности за 47 миллионов лари, и точно известно, что дачу на 20 миллионов «отрезали» и передали брату одного из заместителей министра. Что тут скажешь, ну привык человек к такой жизни еще с шеварднадзевских времен! Тут он вырастил детей, вот и путь останется – не помешает! 20 миллионов – сумма, конечно, немалая, но это и не так много, чтобы расстраивать из-за нее потомков.

Если в целом реально оценивать вещи и явления, у Грузии после Эдуарда Шеварднадзе не было ни одного серьезного политика. Кто-то возразит: а Михаил Саакашвили? Но мы говорим в данном случае о политиках, а не о политических авантюристах. Политика – это совсем другое; занятие политикой требует огромного опыта и глубоких знаний, интеллекта и высокого культурного уровня. Если б у сегодняшних политиков все это было, они бы не стали замахиваться друг на друга и материться во всевозможных шоу. Кто-нибудь может вспомнить, чтобы Шеварднадзе на кого-нибудь замахнулся, сделал грубый жест рукой или произнес оскорбительное слово? Ничего подобного вспомнить не получится, и именно так делается настоящая политика – с благожелательной улыбкой и добрым взглядом.

«Политическое застолье неинтересно грузинскому народу», — это тоже сказал Саникидзе, и именно так все и есть. Чтобы застолье было тебе интересно, твоим запросам, наряду с выставленными блюдами, должны соответствовать и его участники. А теперь попробуйте назвать, загибая пальцы и не лицемеря, приемлемых для вас за дружеским столом политиков. Если будете честны сами с собой, то легко придете к заключению, что застолье это давно пора разогнать, пнув стол коленом и опрокинув его. Именно коленом – никто из сидящих сегодня за ним другого не заслуживает.

Леван Габашвили

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь