На состоявшемся 28 июля текущего года в офисе «Грузинской мечты» чрезвычайном брифинге, председатель правящей партии Ираклий Кобахидзе заявил следующее: «Документ Шарля Мишеля выполнил свою миссию и исчерпал себя. Несмотря на то, что больше половины депутатов не подписали это соглашение, мы заметили, что наши международные партнеры не считают нужным строго потребовать от радикальной оппозиции поставить подписи под документ и принять участие в его исполнении. Проведение выборов в органы самоуправления на политическом фоне соглашения, которое не подписывает главная оппозиционная партия, наносит ущерб интересам страны. В этой обстановке нам представляется безальтернативным решение «Грузинской мечты» объявить данное соглашение исчерпанным. В результате аннулирования соглашения от 19 апреля, естественно, возникает вопрос: какая судьба постигнет те его пункты, выполнение которых еще не начато или пока не завершено? Мы еще до подписания документа заявили, что изменения, связанные с выборной и судебной властью будут осуществлены и безо всяких соглашений. Соответственно, данный процесс будет продолжен. Судебная реформа завершится к лету будущего года, а конституционные изменения будут глубоко рассмотрены и приняты».
После этого заявления состоялись выборы в местные органы самоуправления, которые оппозиция окрестила референдумом. Несмотря на выход «Грузинской мечты» из соглашения, западные партнеры упрямо твердили, что если правящая команда не преодолеет 43-процентный барьер, будут назначены внеочередные выборы. Затем, когда Европа, Америка и оппозиция все-таки совместно проиграли эти выборы в местные органы, они стали лихорадочно размышлять, как же им все-таки добиться смены власти. Да, именно, как грузинскую власть сменить, поскольку Америка и Европу желают иметь в Грузии более послушное и радикальнее настроенное в отношение России руководство. Из-за отсутствия человеческого ресурса, поменять ее в результате уличных акций не получилось, и тогда Запад активировал свой главный козырь – в Грузию пробрался Михаил Саакашвили. Теперь уже смело можно утверждать, что «зеленый талон» на приезд в страну Миша получил именно от Запада. Экс-президента уверили, что никто его поймать не посмеет, а если и арестуют, то вскоре освободят. Не оправдалось ни одно, ни другое обещание, потому Западу пришлось вновь погрузиться в раздумья. Тем временем, «Грузинская мечта», пытаясь приспособить законодательство под себе и под страну, начала утверждать назначение судей и правила избирательной реформы.
«Поспешное решение парламента относительно отмены последних реформ в части правила назначения членов Центральной избирательной комиссии подрывает согласованные усилия правящей партии и оппозиции, направленные на то, чтобы заполнить эти критически важные позиции на основе многопартийного консенсуса. Это еще один ненужный шаг, далеко отстоящий от обязательств, которые правящая партия взяла перед гражданами и международным сообществом, выполняя давно существующие рекомендации БДИПЧ по усилению избирательной системы и демократических институтов Грузии путем сотрудничества с оппозиционными партиями и гражданским обществом. Для того, чтобы у грузинских избирателей появилось доверие к выборному процессу, они должны верить в непредвзятость, независимость и квалификацию членов Центральной избирательной комиссии. Именно это ставила целью прежняя, основанная на консенсусе процедура, по которой правящая партия и оппозиция договорились между собой до того, как в конце процесса правило это было изменено без инклюзивной консультации. Мы призываем все парламентские партии, гражданское общество, президента и ее команду к совместной работе по достижению консенсуса в отношение наиболее высококвалифицированных, независимых и непредвзятых кандидатов для замещения тех позиций в Центральной избирательной комиссии, которые станут вакантными в феврале», — такое заявление распространило американское посольство.
Ни для кого не секрет, что главным требованием западных партнеров перед выборами была отставка Тамар Жвания. Они почему-то были уверены, что с освобождением Жвания «Мечта» выборы проиграет, однако этого не случилось. Теперь «партнеры», судя по всему, намереваются полностью поменять выборную администрацию, и не только в Центральной избирательной комиссии, но и повсеместно, даже на уровне регионов, и для этого подстрекают оппозицию любыми методами поддержать их в этом начинании. Такую же реакцию выказали американское посольство и европейские послов, когда дело дошло до назначения судей. Именно в тот момент и выяснилось, что в период правления националов те согласовывали с послом США не только правила назначения судей, но и сами эти назначения, то есть кого и на какую должность назначить с предварительным утверждением конкретных фамилий и имен.
Что такое государство? – Это избирательная система и суд. Когда бесперебойно работают оба этих института, можно говорить о том, что государство состоялось, потому что справедливые выборы и суд есть именно то, что обеспечивает главное – правду и прозрачность. Так вот, Запад стремится обрести контроль именно над этими двумя институтами, а все остальное ему менее интересно. Как будут звать первое лицо того или иного министерства или кто будет работать директором школы для него неважно. Когда у тебя в руках выборная администрация, ты можешь привести во власть кого угодно, после чего «отмазать» это через суд, иными словами, назначенный тобой судья примет нужное тебе решение. С одной стороны, хорошо, что наша власть это поняла и именно два этих института Западу уступить не желает, но, с другой – возникает много вопросов в связи хотя бы даже с именами и фамилиями судей, которые назначаются бессрочно. Власть оправдывается тем, что в судебной системе налицо большой дефицит кадров, но это ведь не значит, что на столь ответственную должность можно назначить личность с подмоченной репутацией, человека, которому население не доверяет. Именно население, поскольку в справедливости нуждаются народные массы, а не высокопоставленные чиновники, которые в Грузии и без того всегда правы.
Американский посол не скупится на критику в адрес власти и постоянно старается вмешаться во внутренние дела страны настолько глубоко, чтобы решения без нее не принимались. На этом фоне правительство, вдобавок, в один голос заявляет, что Америка является нашим партнером, и если представители власти где-нибудь сталкиваются с послом США, то немедленно выстраивается целая очередь желающих сфотографироваться рядом с ней. Как же тут поверить, будто министры не видят, что Келли Дегнан пытается держать все грузинское правительство под своим острым каблучком и управлять им?! Она беззастенчиво указывает на то, что все ей должны подчиняться, впасть перед ней в рабство, в противном случае у американского посла каждый раз будет возникать претензия на то, чтобы сменить власть. Ну так вот, когда желающего поработить тебя ты, тем не менее, называешь стратегическим партнером, это серьезная проблема.
К лету будущего года эти процессы завершатся и у нас, как обещает руководство, появится не только совершенная законодательная база, но и хорошо отработанный основной закон страны – Конституция. Впрочем, Запад угрожает: только посмейте скроить и одно, и другое не по нашему шаблону, мы, мол, тут же остро поставим в повестку дня вопрос о внеочередных выборах. Между тем, никаких предпосылок для проведения внеочередных выборов в Грузии как раз не видно, больше того, они не появятся, если нам не станут навязывать их силой. Мне пришлась по душе инициатива президента о примирении, которую оппозиция, как всегда, переиначила под себя: дескать, сначала выпустите из тюрьмы Саакашвили, а уже потом давайте мириться. Западные партнеры догадываются, что единственный выход для того, чтобы досрочно сменить власть заключен как раз в освобождении Миши. В первую очередь, это даст повод для возмущения большей части населения, а потом оказавшийся на свободе Саакашвили решит, что ему все дозволено, потому что следующий его арест уже можно подать в красивой политической упаковке, как это и было заведомо задумано. Так что, важно, чтобы эта президентская инициатива о примирении не обернулась сговором и не привела к тому, что единственным выходом из ситуации останется освобождение Саакашвили.
Честно говоря, и само это примирение тоже представляется мне навязанным со стороны, потому что, по мнению населения, с «Национальным движением» не мириться следует, а его давно пора осудить и наказать. Чувство несправедливости – это главное, что беспокоит сегодня людей. Остается лишь сожалеть, что «Грузинская мечта» с 2012 года по сей день никак этого не поймет. Или прекрасно все понимает, но ничего не делает, поскольку сделать это ей не разрешают, а теперь она уже и сама не сможет даже при огромном желании, так как именно «Мечтой» назначены на должности многие «отважные националы», и если их теперь осудить, это станет равнозначно дискредитации правящей команды.
С будущего года Запад опять будет стараться подогнать под себя грузинское законодательство, тем более, теперь, когда предстоит саммит НАТО и можно легко пригрозить правительству пальчиком: не будете вести себя с умом, ничего «лучше ПДВ» получить не сможете. Потому власть должна проявить терпение и выдержку, ведь если нам снова затянут слегка ослабленную (но не скинутую) узду рабства, на то, чтобы избавиться от нее, не хватит и десятилетий.
Бесо Барбакадзе