Домой Новости Грузия Нана Какабадзе: Америка нам больше не «директор»

Нана Какабадзе: Америка нам больше не «директор»

«Человек выносил за пределы страны секретную информацию, он сам это признал. Таким образом, мы имеем дело с беспрецедентным преступлением»

Прошлая неделя оказалась богатой на скандальные события. Сначала судья Лаша Чхиквадзе распространил скандальное заявление, в котором публично рассказал о «давлении», оказанном на него со стороны европарламентариев, и о «требовании отчитаться», исходившем от посольства США в Грузии. По утверждению Чхиквадзе, сотрудник американского посольства Кевин Бурк передал ему, что госпожа Келли Дегнан интересуется, почему, вынося обвинительный приговор Нике Гварамия, он избрал в качестве меры прсечения лишение свободы. Как сказал Чхиквадзе, Бурк также информировал, что его участие в посещении США, запланированном для нескольких  грузинских судей, нежелательно, и его изъяли из списка.

Не успел «поостыть» этот скандал, как разразился новый – был арестован бывший заместитель начальника Службы государственной безопасности страны Сосо Гогашвили. Адвокат Гогашвили – Рамаз Чинчаладзе разъяснил журналистам, что высокопоставленному чиновнику СГБ предъявлено обвинение в соответствии со статьями Уголовного кодекса Грузии, предусматривающими наказание за незаконное овладение персональными данными, превышение служебных полномочий и незаконное приобретение/хранение огнестрельного оружия…

Mожно ли всерьез говорить о суверенитете страны, где зарубежный посол, не особенно таясь, позволяет себе вмешивается в дела местного судьи? По этим и другим наболевшим вопросам с нами сегодня беседует правозащитник Нана Какабадзе:

— Для начала у меня самой вопрос: в чьей, интересно, голове ро дилась идея выдвинуть на такую высокую должность социально незащищенного и не имеющего профессиональной подготовки Сосо Гогашвили? Кстати, если б этот человек не перебежал на сторону националов, ничего бы, скорее всего, не случилось – то есть, он бы в обычном режиме продолжил свою служебную деятельность, и никто бы даже не полюбопытствовал, как и каким манером, работая на своей должности, он за короткий период сумел обрасти солидным состоянием. Можно однозначно предположить, что порядочный человек, находясь в его положении, сделать этого бы не смог. Настораживает, однако, и то, что непорядочность, недобросовестность Гогашвили всплыли, лишь когда он вдруг переметнулся на противоположный фланг.

Так ли все на самом деле серьезно, и в чем же, собственно, проявилась его непорядочность? 

Все оказалось серьезней некуда. Выяснилось, что будучи высокопоставленным чиновником грузинских спецслужб, Гогашвили являлся также иностранным агентом, получал финансирование от зарубежного государства и выполнял заказы тамошних шефов. Все скрытые записи, попавшие за последний период в руки оппозиции и ставшие поводом для разжигания ажиотажа в нашей стране, были связаны с именем Гогашвили. У него, безусловно, не могло не быть и наверняка были сообщники. Так что, хотелось бы верить, что следствие досконально во всем этом разберется.  

Недальновидная и позорная кадровая политика по принципу «он нашенский!» губительна для страны и приводит к тому, что мы в результате ее проведения сами себе создаем врагов. Гогашвили и люди, рекомендовавшие его, не смогли осознать даже того, какая огромнейшая ответственность лежала на нем и на ведомство, с которым он был связан. Такие субъекты не пошли бы на подобный риск, если б хоть отчасти понимали, что означает само понятие государственной безопасности. Но Гогашвили об этом даже не задумывался, и как только перед ним замаячили большие деньги, согласился на все.

Сейчас он вынужден признать, что добытая им информация находится за рубежом, хоть и представляет собой государственную тайну. Признаться, я даже не представляю, по какой статье в конечном счете осудят бывшего высокопоставленного сотрудника органов безопасности, который сам сознался, что вывозил за пределы страны секретную информацию. Ведь исходя из этого признания, мы имеем дело с беспрецедентным преступлением. У нас в самом сердце безнаказанно действовал шпион, а шпионская деятельность в любой стране считается очень крупным преступлением. Еще раз повторяю: Гогашвили был социально незащищенной персоной, а в результате шпионской деятельности за короткий срок превратился в миллионера.           

— Не исключено, что после обнародования подобной информации у людей в Грузии появилось обоснованное чувство страха: ведь получается, что государственная безопасность нашей страны может оказаться в руках людей, подобных Гогашвили. То есть, выходит, мы абсолютно не защищены… Говорят, Гогашвили превысил полномочия во время проведения одной из спецопераций и застрелил Темирлана Мачаликашвили…

— По правде говоря, это все же не превышение полномочий, потому что с террористом, преступная деятельность которого подтверждена фактами, никто не церемонится и убить его могут в любой момент. А Мачаликашвили считался признанным террористом… Дело в другом – надо быть опытнейшим профессионалом, чтобы в подобной ситуации не допустить ошибки. В спецоперации, проведенной Гогашвили, ошибок было много. Кроме того, будучи уже бывшим, он продолжал вести слежку и наблюдение за некоторыми из наших граждан, сотрудничая с бежавшими на Украину и деятельно работающими там нацами. Вот только ответственность за все это лежит уже не на нацах, а на действующей власти, поскольку история эта продолжалась в течение десяти лет. Подобные деяния вдвойне навредили нашей стране – мы так и не избавились от незаконной слежки и в Грузии оказались агенты, сотрудничавшие с иностранными государствами. Жертвы слежки обычно не могут противостоять шантажу со стороны таких агентов и автоматически превращаются в государственных изменников, что для нас гибельно. Их используют против интересов своей страны.

Наше граждане не смогут почувствовать себя в безопасности до тех пор, пока не будут до конца расследованы дела таких, как Гогашвили, пока не будут арестованы все криминалы во власти и системе безопасности страны. Ведь никто пока не знает, сколько еще агентов и предателей окопались в службе госбезопасности, и в таких условиях мы, естественно, не можем чувствовать себя в безопасности. Главное – осудить всех без исключения, раскрыть все дела, установить, кто, как и с кем был в сговоре, чьи исполнял заказы раньше и чьи поручения выполняет сегодня. На все это, бесспорно, потребуются большие ресурсы и опытные профессионалы. Выйти на след того же Гогашвили и разоблачить его было крайне нелегко, поскольку он занимал очень высокую должность. Но теперь, я надеюсь, будут выявлены все, кто присосался к «кормушке» Гогашвили и процветал благодаря ей.

— Представитель американского посла сделал  выговор  грузинскому судье за приговор, вынесенный в отношении Ники Гварамия. Затем американское посольство даже наказало этого судью тем, что не впустило его в Соединенные Штаты для участия в запланированной встрече… Может ли нечто подобное происходить в независимой суверенной стране?!

— Сейчас, знаете ли, уже поздно говорить о том, как и почему посмела поступить так в отношении нас американский посол, потому что американцы прекрасно знают – иностранным послам здесь давали делать все, что только они ни пожелают. Естественно, грузинский посол в США ничего подобного сделать в ответ не осмелится бы, как, собственно, никогда не поступил бы ни один посол ни в одном государстве, где он аккредитован…

А вот в истории независимой Грузии американские послы только этим постоянно и занимались, поскольку им было дозволено все, что ни вздумается. Но на этот раз подобное поведение оказалось ошибкой, потому что сегодня такое с нами не пройдет – судьи возмутились, и возмутились они в результате того, что политика нашей страны, да и не только нашей, изменилась. Мы сегодня, к счастью, находимся уже не в том положении, когда все, что Америка говорила, становилось для нас законом. Америка нам больше не «директор», и потому судья публично заявил о попытке надавить на него.

Америка не признает нашего суверенитета, и нам надо решительно бороться, чтобы убедить весь мир в том, что мы независимая нация, обладающая самолюбием и достоинством. Теоретически-то все, включая наших так называемых партнеров, вроде бы, знают, что Грузия суверенная страна, однако нам следует доказать, что никто больше не сможет посягать на нашу свободу, как это происходило прежде. Наша власть больше не находится в рабском подчинении у кого-то, и это замечательно. Политика нашей страны поменялась…

Сам Господь одарил Грузию этой уникальной территорией, столь необходимой всем крупным мировым державам. Мы богаты во всех отношениях – все это знают, как должны знать и то, что мы не рабы, потому что истинные грузины никогда рабами не были.

— Вы произнесли фразу «политика поменялась»… Не могли бы уточнить, что конкретно изменилось во внешнеполитическом  курсе нашей страны?

Очень важным шагом стало то, что из правящей команды выделились люди, которые решили вслух говорить обо всем правду и начали откровенно публично рассказывать, чего добиваются от нас Европа и Америка, как они воздействуют на нашу страну. Крайне важно и примечательно, что и судьи начали говорить о давлении, идущем со стороны американского посла, а упомянутый случай, я полностью в этом уверена, далеко не первый в нашей судебной практике. Теперь судьи ощутили поддержку государства, удостоверились в том, что если они поднимут голос, правительство будет на их стороне. Я не теряю надежды, что так продолжится и в дальнейшем, и больше никто не посмеет нас ущемить и поработить.

Сроки полномочий американского посла в Грузии истекают, но, думаю, американцы успели почувствовать, что проводить с нами жесткую политику у них не получится. Надеюсь, они поняли, что не надо посылать в страну, как наша, такого неквалифицированного человека, каким оказалась Келли Дегнан. Это должно послужить для них уроком. Непрофессионалы не смогут работать в этой стране… Дегнан не дипломат, и она необразованна. Она даже не удосужилась дочитать до конца письмо избранного народом парламентария или, на худой конец, сделать вид, что дочитала, и составила ответ, дающий повод предположить, что американская дипломатия испытывает крах. Полагаю, американцы больше не допустят подобной ошибки и не пришлют к нам кого попало…

— Калбатоно Нана, прежде вы, отвечая на вопросы, всегда говорили с оттенком разочарования, что этой стране ничто не поможет… А теперь в вас явно чувствуется оптимистический настрой. Что дает вам повод для него?

— Согласна, у меня раньше действительно не было никаких радужных надежд на будущее, однако нынешние действия нашей власти позволили таким надеждам затеплиться в душе. Я убеждаюсь, что представители власти больше не стоят на коленях, жалко склонив головы перед другими, что в них проснулось чувство достоинства. Как видно, процессы, протекающие на планете, дали понять и нашему руководству, что время рабства миновало. В мире идет новый процесс перераспределения сил и влияния, меняется все, и мы, в силу нашего геополитического положения, оказались в очень выигрышной позиции. Слава богу, грузинские власти увидели, что происходит в глобальных масштабах, и приняли адекватное решение. Наконец-то, догадались, что мир больше никогда не будет однополюсным. Грузинская политика пробуждается ото сна – и именно это меня радует больше всего, давая надежду на то, что в конечном счете мы все-таки построим настоящую, подлинно суверенную страну! Пусть даже нам потребовалось для этого пройти через 30-летний период тяжелейших испытаний и мук.

Беседовала

Эка Наскидашвили

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь