Домой Новости Грузия Мамука Картозия: Грузинская власть не сможет вечно пребывать в позе страуса, завтра...

Мамука Картозия: Грузинская власть не сможет вечно пребывать в позе страуса, завтра или послезавтра ей все равно придется отправиться в Россию и вступить в переговоры, потому что граница – это такой вопрос, обойти который не удастся

«Встрече и контактам с официальными представителями России мешает политическая конъюнктура, то, что руководство Грузии очень хочет вступить в Евросоюз»

2 декабря нынешнего года Министерство иностранных дел Российской Федерации распространило информацию касательно встречи, состоявшейся 30 ноября с представителями властей Абхазии и Южной Осетии, на которой присутствовали заместитель министра иностранных дел России Михаил Галузин, заместитель министра иностранных дел Абхазии Ираклий Тужба и советник президента так называемой Республики Южная Осетия Константин Кочиев. По информации Министерства иностранных дел Российской Федерации, акцент был сделан на обеспечении долгосрочной безопасности Абхазии и Южной Осетии. Россия подчеркивает необходимость начала процесса делимитации границ.

«С учетом провокаций, имеющих в последнее время место в пограничной зоне, была подчеркнута необходимость разработки в срочном порядке обязательных юридических гарантий неприменения со стороны Тбилиси силы в отношении Сухуми и Цхинвали. Также начало процесса делимитации грузинско-абхазской и грузинско-югоосетинской государственных границ с их последующей демаркацией», — отмечено в заявлении.

Сегодня на эту важную тему с нами беседует историк Мамука Картозия:

— Границы, их уточнение и охрана – тема очень серьезная. Это процесс политический, и это главный атрибут формирования государства.

Грузия входила в состав Советского Союза, и внешние границы у нас не были установлены, фигурировали только внутренние. Когда Советский Союз распался, перед нашей страной встала сложнейшая задача – осуществление делимитации-демаркации границ. В независимой Грузии для проведения этого процесса полностью отсутствовала теоретическая база, у нас не было необходимых архивных материалов, и, таким образом, мы не смогли обеспечить главный атрибут независимого государства – границы. Независимой стране необходимы армия, граница и Конституция, а их у нас не было, при этом бо́льшая часть архива оказалась вывезена в Россию.

В период нахождения в составе Советского Союза никто у грузинского руководства мнения по поводу установления границ не спрашивал. Подобные вопросы Москва всегда решала сама, но мы не проявляли недовольства, так как не сталкивались с нарушениями и отклонениями.

Установление границ – дело крайне непростое. Помимо глубоко отработанной методологии, нужны люди, глубоко разбирающиеся в данном вопросе, а в Грузии таких специалистов, понятно, не было. В советский период существовала единая пограничная зона, охрану которой осуществляли войска тогдашнего Комитета государственной безопасности. Отдельной службы ни у нашей страны, ни у других постсоветских стран в те времена не существовало.

У Грузии существует сухопутная граница с Азербайджаном, Арменией, Турецкой Республикой и Российской Федерацией. Сегодня у нас болезненно стоит проблема делимитации границы с Арменией и Азербайджаном. Меньше всего проблем с Турцией, так как граница тут определена еще с советских времен, и к тому же ее охрана подкреплена рамочным договором. 

— Серьезные проблемы возникают на т.н. границе с Абхазией и Осетией. Эту проблему не решить без вмешательства России, и потому российская сторона вызывает Грузию для беседы по поводу делимитации-демаркации. Для грузин эти границы – очень болезненная тема…

— Границы с Абхазией и Осетией действительно тема весьма сенситивная, и мы должны подходить к данной проблеме с глобальных позиций. Причем, тут огромное значение имеют отношения Грузии с Россией, а также грузин – с абхазами и осетинами. У руководства нашей страны должны быть сформированы сбалансированные отношения с Россией, но, к сожалению, у нас нет даже элементарного плана, в котором было бы отражено, каких бы отношений мы хотели с соседней нам страной, чтобы в конечном счете мы смогли, наконец-то, разобраться, чего желаем и в какую сторону направляемся, что реально можем предпринять, а что сделать не в наших силах. Для этого необходимо начать разговаривать с Россией.

В настоящее время отношения Грузии с Российской Федерацией ограничиваются лишь так называемым женевским форматом, который по большому счету ничего не дает ни одной, ни другой стороне. Все эти встречи не ориентированы на достижение какого-либо результата.

Делимитация границ обязательная задача, поскольку мы являемся свидетелями многочисленных несчастных случаев у линии границы – сколько уже людей было убито, арестовано. Так дальше продолжать не может. Чтобы в дальнейшем избежать жертв, необходимо четко договориться хотя бы относительно временной границы. Мы не станем соглашаться с Россией во всем, но на каком-то уровне вопрос должен быть урегулирован. Вряд ли кто-нибудь станет сегодня оспаривать утверждение о том, что установить границы без участия России нам не удастся.

— Когда на границе происходят инциденты, грузинские власти обращаются к так называемым западным партнерам…

— 33 года назад мы объявили о своей независимости. На протяжении этого времени мы потеряли Абхазию и Самачабло, однако ни одно международное объединение или организация ничего для нас не сделали, никто даже не пытался помочь в возвращении утраченных территорий. Нам не удалось восстановить правовой статус-кво.

Грузия занимает такое геополитическое положение и мы так зависим от России и Турции, что никто нам помочь не в состоянии. Европа никогда не вмешается в урегулирование наших конфликтов. На эту тему Грузия должна говорить с Россией, только русские в состоянии взяться за решение нашей проблемы. Вместе с тем, надо повести доверительный разговор с абхазами и осетинами, внимательно выслушать их мнение. Российское руководство уже несколько раз недвусмысленно адресовало нам посыл, приглашая грузинские власти к разговору. Но наши на контакт не идут, хотя что им, собственно, мешает это сделать?!

— Действительно, что, по-вашему, мешает начать разговор?

— Встрече и контактам с официальными представителями России мешает политическая конъюнктура, то, что руководство нашей страны очень хочет вступить в Евросоюз. Грузия пошла на все, чтобы понравиться Европе и получить так называемый кандидатский статус. Именно в этом кроется одна из причин отказа от участия в формате «3+3» в Тегеране. Непонятно только главное – зачем нам этот прсловутый кандидатский статус на членство в Евросоюзе? Все равно в Евросоюз нас не примут, во всяком случае, до 2030 года…

Тем временем, Грузия должна хорошо осмыслить и определить свое место в глобальных процессах, причем, вопрос государственной границы непосредственно ко всему этому привязан. Именно по этой причине нам так необходима разумная, прагматичная политика, а пребывание в позе страуса делу не поможет. Пора, наконец, всерьез взяться за улаживание проблем с нашими государственными границами, и если не открыто и публично, то хотя бы кулуарно, без шума начать диалог с Россией. Надо поехать, поговорить, посмотреть, что нам предлагают.

Потомки не простят нам бездействия и потерю территорий. Абхазия и Самачабло – это Грузия. Нам, грузинам, предстоит вернуть могилу грузинского царя Баграта Третьего, возвратить наши святыни. Все равно рано или поздно мы – грузины, абхазы и осетины, будем вместе – такие импульсы уже есть. Абхазы и осетины приезжают в Тбилиси лечиться, получать образование; это придает огромный стимул народной дипломатии и вселяет надежду…

Грузинская власть не сможет вечно пребывать в позе страуса, завтра или послезавтра ей все равно придется отправиться в Россию и вступить в переговоры, потому что граница – это такой вопрос, обойти который не удастся. Нельзя опрометчиво откладывать его в сторону. Пусть к установлению границ подключатся парламент, правительство, соответствующие ведомства – и обеспечат решение данного вопроса. Необходимо сделать все, чтобы в дальнейшем избежать бессмысленных жертв у грузинских границ. И помнить, что пребывание во власти – это не роскошь, а, прежде всего, ответственность, которую пора научиться брать на себя.

Сегодня в глобальной политике все стремительно меняется. Обстановка может повернуться так, что нам удастся очень просто вернуть свои территории, и в этом смысле хорошим примером может служить то, чего удалось добиться Азербайджану. Надо хорошо об этом подумать …

Подумать и отправиться для разговора в Россию!

Беседовала  Эка Наскидашвили

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь