Здравствуйте, уважаемые читатели!
1936 год, Восточная Сибирь, Байкал, более 5000 километров от Москвы, станция Трассибирской магистрали Маритуй.
Не сильно большой поселок при ней даже по временам Советского союза, а сейчас и подавно.

Но несмотря на свои размеры, Маритуй был важным звеном в процессе бесперебойного движения поездов с Востока на Запад СССР и обратно.
И работали здесь обычные люди, как и в других местах СССР: колхозах, предприятиях, школах.
Трудились по-разному: бывали и случаи разгильдяйства, когда невыполнения прямых обязанностей приводило к авариям, но в целом люди не щадили себя в то непростое время и полностью отдавались работе.

А время действительно было сложное: поиск вредителей внутри коллективов, газеты пестрели информацией о том, что Союз окружен кольцом врагов, товаров и продовольствия не хватало.
Но было главное — уважение к человеку труда и неважно, кем он был: директором крупного предприятия или простым стрелочником на железной дороге или машинистом водокачки.
Приказы о поощрениях тружеников постоянно публиковались в советских газетах и в 1936 году группа железнодорожников депо Слюдянка, Иркутск-2 и Черемхово была награждена именными часами от Наркома путей сообщений СССР Л. М. Кагановича (приказ № 16Ц от 16 февраля 1936 года, опубликован в газете Восточно-Сибирский путь № 33 от 22.02.1936 г.)

В число ударников вошел и обычный стрелочник станции Маритуй Филатов В.С, которого в приказе выделили отдельной строкой.
Казалось бы, наградили и наградили, сколько таких приказов мог подписать Нарком.
Что для него были эти фамилии в списке — вчитывался ли он в их имена, размышлял ли, откуда они, как и где живут?
А оказывалось значили.
Зимой 1936 года Народный комиссар путей сообщений был, как бы сейчас выразились «в рабочей командировке» по вверенному ему хозяйству.
Проезжал он и по Кругобайкальской железной дороге.
И на обратном пути сделал незапланированную остановку на станции Маритуй, где жил и работал ранее награжденный им стрелочник Филатов В. С.
Об этом нам также сообщает газета Восточно Сибирский путь № 43 от 11 марта 1936 года.

Л.М. Каганович побывал в гостях у Филатова В.С., поговорил с ним о работе, посмотрел как живет его подчиненный, похвалил за чистоту в доме. Причем это был не единичный случай. Л.М. Каганович посетил также водокачку на станции Байкал, где работал награжденный им машинист водокачки Андруканец Б.А. заметка об этом также есть в газете.

Что это были встречи, а главное для чего?
Думаю, Нарком Л.М. Каганович досконально интересовался делами в своем хозяйстве, а для простых рабочих эти встречи становились одними из главных событий в жизни.
Ведь не даром, после этого они брали на себя повышенные обязательства и выполняли их.
Та же водокачка на станции Байкал была долгое время образцовой на дороге.
Получалась идеальная рабочая ситуация: верхи интересовались делами простых людей и лично поощряли их за достижения, а низы старались не уронить поднятую планку.
А что сейчас осталось от поселка Маритуй, можно посмотреть в видео ниже:
https://zen.yandex.ru/