Пребывание под арестом одновременно двух бывших президентов Грузии стало бы, конечно, перебором. Тем не менее, если б потребовала объективная необходимость, пришлось бы пойти и на такой шаг. К счастью, подобного развития событий удалось избежать…
Зурабишвили покинула президентский дворец, хотя по-прежнему считает себя единственным легитимным главой государства: «Шесть лет назад я принесла клятву Конституции, но в еще большей степени я поклялась в верности стране и вам. Потому я сегодня здесь, и моя верность ничуть не изменится от того, буду ли я находиться внутри президентского дворца или за его пределами. Я покину его, но останусь с вами. Вместе с собой я уношу отсюда легитимность, флаг и то, что называется вашим доверием. Сам же дворец следует вернуть роду Орбелиани».
В этих словах бывшего президента содержится достаточно очевидной глупости и инфантилизма. Но разве кого-нибудь за такое арестовывали, чтобы вдруг арестовать Зурабишвили?! Причиной ее задержания мог стать только отказ покинуть резиденцию и попытка физически закрепиться в ней. Однако Саломе передумала провоцировать развитие событий в соответствии с таким сценарием (или ее заставили передумать партнеры), в результате чего властям удалось практически полностью разрядить напряженную обстановку.
Сама Зурабишвили дала сложившейся ситуации следующее объяснение: «До последнего момента у представителей «Грузинской мечты» или у самого Иванишвили была возможность прийти сюда, чтобы найти политическое решение для выхода из кризиса – то есть договориться о проведении новых, свободных, подлинных выборов. Это было мое предложение, так как я считаю, что, если любишь свою страну, всегда существует возможность отыскать выход. Но, как видите, никто не пришел. Вместо этого ответом стали угрозы, репрессии, насилие, цинизм и война против собственного народа. Ответом стала и та пародия, которая разыгрывается сейчас в парламенте. Подобное поведение недостойно этого государства. Они сидят там затравленные, напуганные, продавшие себя, нелегитимные, непризнанные, санкционированные и озлобленные. А мы открыты, свободны, последовательны и спокойны. Потому что за нами правда, потому что с нами любовь – любовь к своей стране и друг к другу. И именно потому мы победим».
Трудно сказать, что подразумевала госпожа экс-президент под победой, но вся Грузия стала свидетелем инаугурации нового президента. Бывшая же глава государства, покинув резиденцию, отправилась на молебен в кафедральный собор Светицховели. Где же тут обозначены контуры хоть каких-то предпосылок для так называемой победы оппозиции? Напротив, отчетливо видно, и, причем, совершенно очевидно, что двухмесячная политическая вакханалия, начавшийся после парламентских выборов 26 октября, на которых «Грузинская мечта» одержала победу, собрав большинство голосов избирателей, наконец, завершилась.
За два дня до всего этого Ника Гварамия заявлял: «Чтобы не показалось, будто оппозиция не предупреждала всех заранее. Но мы все же получили нелегитимного президента, потому что не разложили людям ситуацию по слогам и не представили план «АБВГД». Тот, кого они там выбрали для себя президентом, деревянный волчок, которым можно погонять, и потому вы обязаны защитить Саломе Зурабишвили, не дать выдворить ее из президентского дворца, чтобы помешать этому нелегитимному чурбану туда войти! Вот, господа, поле (площадь перед дворцом президента), и нам остается лишь всем вместе ударить по мячу».
Правда, из этой очередной гварамиевской бессмыслицы трудно извлечь какую-нибудь здравую мысль, но из нее определенно явствует, что оппозиция не собиралась отказываться ни от своих планов по осуществлению государственного переворота, ни от желания сохранить за собой президентский дворец. Саломе, как теперь становится очевидно, не случайно и отнюдь не поддавшись эмоциям, призвала армию не признавать нового президента Верховным главнокомандующим и оставаться в подчинении у прежнего, то есть, хранить верность ей. Это был их общий план действий. Если б заявление представляло собой самодеятельность и отражало личную инициативу Зурабишвили, ее бы на следующий день не подхватили с таким рвением Хазарадзе, Джапаридзе, Вашадзе и другие.
Не вызывает ни тени сомнений, что план этот был утвержден кем-то извне, и в данном случае я конкретно имею в виду Вашингтон, где вынашиваются и разрабатываются подобные замыслы. Судите сами: 29 декабря истекал срок полномочий Зурабишвили, на этот же день была назначена инаугурация нового президента, а 27 декабря США ввели санкции против Бидзины Иванишвили. В заявлении Госдепартамента США сказано: «Под руководством Бидзины Иванишвили «Грузинская мечта» выдвинула на передний план интересы Кремля, увела страну с евроатлантического пути, что противоречит Конституции Грузии и воле грузинского народа». Документ был опубликован Управлением контроля за иностранными активами (OFAC) Министерства финансов США. Госсекретарь Энтони Блинкен в связи с ним заявил: «Действия Иванишвили и «Грузинской мечты» подорвали демократические институты, способствовали нарушению прав человека и сделали невозможным защиту фундаментальных свобод в Грузии. Решение принято на основании распоряжения #14024 Джо Байдена. Это то самое распоряжение от 15 апреля 2021 года, которое американский президент издал в ответ на «вредоносные действия Российской Федерации».
Интересно, что же все-таки произошло 29 декабря? Ведь еще буквальнонакануне Саломе Зурабишвили уверенно заявляла: «Я нахожусь здесь, я здесь останусь и проведу ночь». То есть, она имела в виду, что не покинет29 декабря президентский дворец. Но она его покинула. Это позволяет сделать вывод о том, что либо Саломе испугалась и самостоятельно приняла решение оставить резиденцию, либо ей было приказано поступить таким образом. Возможны оба перечисленных варианта, хотя и один, и другой порождают дополнительные вопросы. Обратите внимание на одну примечательную деталь: зал парламента был украшен для инаугурации нового президента только государственными флагами Грузии. Флаги ЕС и США отсутствовали. Прежде ни одно официальное мероприятие не проводилось без раздражающего превалирования флагов Евросоюза и Соединенных Штатов. Тем самым демонстративно была подчеркнута приоритетность государственного суверенитета Грузии, а также подан открытый сигнал Западу о том, что, несмотря на все исходящие от него незаконные директивы, позорные провокации и грязные санкции, Грузия отказывается от рабской покорности ему.
Американцы в подобных случаях действуют в соответствии с заранее вынесенным приговоров, который называют «цветной революцией». Но в данном случае государственный переворот не состоялся, как не удался он в Турции (2016 г.), Венесуэле (2019 г.), Беларуси (2020 г.), Казахстане (2022 г.) и других странах. Не исключено, американская сторона, убедившись в том, что ее план государственного переворота в Грузии не получил народной поддержки, была вынуждена принять решение либо отложить реализацию своего преступного замысла, либо попытаться заново наладить отношения с Бидзиной Иванишвили и, как говорят руководители «Грузинской мечты», начать политику перезагрузки. Ничего нельзя исключать, хотя кто лучше самого Иванишвили осознает, что американцам ни на йоту нельзя доверять. Не существует такой лжи, фарисейства, отказа от данного слова, на которые не пойдут (как называл их Константин Гамсахурдиа) гангстеры с Уолл-Стрит. Потому выстраивая отношения со Штатами, никогда не надо упускать из поля зрения следующие принципы общения с ними:
* Слушай, но не доверяй!
* Разговаривай, но сохраняй бдительность!
* Сотрудничай, но всегда ищи альтернативу!
Последнее условие приобретает особое значение. Уже ясно, что Запад никогда не сможет и не захочет стать полноправным и надежным партнером. Его отличают змеиная природа и повадки скорпиона, потому следует максимально его избегать и опасаться! Мир накопил достаточно опыта взаимодействия с ним, чтобы понимать: выслушивая ласковые слова из его уст, надо прислушиваться к интуиции и подсознательным импульсам, которые подсказывают – всегда ищи себе другого!
Валерий Кварацхелия