На фоне процессов, протекающих на Украине, все более четко вырисовывается интерес к Грузии со стороны сил, действующих вне нашей стране. Явно прослеживается стремление коллективного Запада расширить географию спровоцированной им на Украине войны на счет еще нескольких государств. Грузия и Молдова рассматриваются в этом контексте как новые дополнительные очаги сопротивления. О желании создать очередные горячие точки вокруг Кремля свидетельствуют неоднократные прямые призывы, которые в последний период мы слышим, как в свой адрес, так и в адрес Молдовы.
Несколько дней тому назад секретарь Совета безопасности Украины Алексей Данилов в своем видеообращении напрямую заявил о том, что в создавшейся обстановке Грузия должна подумать о возвращении утраченных территорий. Не обошел он также и Приднестровье с Калининградом. «Но если бы и Приднестровье, и Грузия, и все сегодня занимались бы возвращением своих территорий… Более того, Польша пока не на официальном уровне уже выступила с претензиями на Калининградскую область. Это бы нам точно помогало, потому что им было бы чем заниматься, кроме того, чтобы уничтожать наши города и села, убивать наших детей и женщин», — откровенно пояснил Данилов… Это был прямой призыв к войне. «Дружественная» Украина открыто заявила о том, что если мы хотим ей помочь, то должны сделать так, чтобы и на Грузию посыпались российские снаряды. То есть, поддержка заключается только и только в том, чтобы включиться в войну с Россией. Надо признать, что «Грузинская мечта» заняла в создавшейся обстановке более или мене умеренную позицию. Правящая команда отказалась присоединиться к абсурдным санкциям против России. Это позволило нам избежать полного экономического коллапса, который имел бы место в случае такого присоединения. Однако факт, что руководство наше именно из-за своего умеренного подхода испытывает на себе серьезное давление (одним из проявлений этого стал и отзыв Зеленским из Тбилиси украинского посла)…
Сумеет ли грузинская власть выдержать беспрецедентный нажим «доброжелателей», и хватит ли у нее сил не ввергнуть страну в разрушительную войну – все это покажет время. Однако кое-что совершенно очевидно: спровоцированная Западом на украинской территории война с Россией коренным образом меняет действительность и в нашем регионе. Подобная трансформация политических реалий вызывает необходимость фундаментальных изменений в наших подходах и в особенности в проводимой нами внешней политике.
Какие угрозы создают Грузии процессы, происходящие на Украине, и какую политику следует осуществлять нашей стране в ходе формирования новой региональной и мировой повестки дня? – По этим и другим важным вопросам с нами беседует политик Дмитрий Лордкипанидзе.
— Батоно Димитри, на фоне процессов, протекающих на Украине, явно прослеживается определенный корыстный интерес Запада в отношение Грузии. Чувствуется желание вовлечь ее и Молдову в войну с Россией. Наглядным подтверждением стал призыв Алексея Данилова к Грузии начать возвращение утраченных территорий… Аналогично об этом однозначно свидетельствует и дипломатический демарш Зеленского – имеется в виду отзыв посла. Как бы вы прокомментировали сказанное? Какие силы скрываются за предпринимаемыми провокационными шагами?
— Сразу соглашусь – это важнейшая на сегодня тема, которая по-настоящему заслуживает постоянного изучения и оценок аналитиков. Тем более, чем больше проходит времени, тем сильнее возрастает давление на действующую власть как в Молдове, так и в Грузии… Здесь же хочу заострить внимание читателей на одной очень важной детали, которую грузинские средства массовой информации почему-то не стали освещать: в эти в Тбилиси находился с визитом министр вооруженных сил Соединенного Королевства Джеймс Хиппи, который провел несколько встреч за закрытыми дверями, а затем озвучил крайне провокационное заявление. Он без особых церемоний сказал, что в протекающих на Украине процессах, которые связаны с борьбой за свободу и демократию, Грузии отводится своя роль, и потому совершенно непонятно обособление нашей страны от санкционной кампании, проводимой против России всем прогрессивным человечеством… Заявление означало, что Запад пытается задействовать все рычаги для того, чтобы вовлечь Грузию в вооруженное столкновение с Россией. Они стали говорить с нами открытым текстом, указывая на то, что мы должны стоять рядом со всем «цивилизованным миром»…
— И чего Грузия добьется этим?
— Именно тут и кроется главное… В случае, если наша страна присоединится к санкциям против России, нас опять включат в список 50 недружественных государств, из которого Россия не так давно Грузию изъяла. Тем самым, мы окажемся перед угрозой невиданного экономического кризиса. Кроме того, это будет означать постоянное пребывание на грани войны, то есть, на столь опаснейшем фоне, когда в любой момент можно ожидать воя сирен, оповещающих о начале боевых действий, как это происходит в настоящее время на Украине. Фактически это ставит огромный знак вопроса над будущим всей нашей государственности, которая и без того выглядит беззащитной и постоянно попирается… Вдобавок, здесь же хочу акцентировать внимание на следующем обстоятельстве: в последнее время делаются заключения по Лугарской биолаборатории, показывающие, что с ней были связаны лаборатории в Харькове и Полтаве. Речь идет о сотрудничестве под углом проведения конкретных патогенных исследований. А это означает, что со стороны российских официальных лиц данные исследования расцениваются как угроза создания биологического оружия, то есть, как вызов российским государственным интересам и безопасности страны. Россия не оставит этого вне реагирования. Что касается пребывания на Украине грузинских добровольцев и их участия в идущих там боевых действиях, то естественно, вне поля зрения Кремля не пройдет и тот факт, что из Грузии туда день ото дня отправляется все больше людей. Все чаще слышатся подстрекательские призывы о том, будто на Украине решается и наша судьба… Все перечисленное накапливается, выпадая в виде мутного и очень неприятного для нас осадка. Причем, хуже всего в этом смысле воспринимаются последние заявления Саломе Зурабишвили…
— Что вы имеет в виду?
— Я хочу подчеркнуть, что в последнее время риторика нашего президента выпадает из реально сложившегося контекста. Она заявляет, что Грузия использовала все платформы, чтобы присоединиться к антироссийским санкциям. На мой взгляд, при нынешней обстановке это негосударственная, неадекватная риторика, использование которой не вправе позволить себе не только высшее официальное лицо государства, но и вообще любой политик, заботящийся об интересах своей страны.
— К обострению какого уровня в российско-грузинских отношениях могут привести заявления подобного рода?
— Безусловно, в России есть немало граждан, желающих, чтобы отношения с Грузией были, наконец-то, улажены, однако будем до конца откровенны: к сожалению, там активно действуют и другие силы, предпринимающие как раз все для получения обратного результата… Именно эти силы способны использовать сделанные президентом заявления нам во вред, и я полагаю, что с данной точки зрения они представляют собой угрозу для страны. Президент обязана эти угрозы осознавать, но, как видно, ничто в этом мире не происходит случайно…
— Вернемся к теме давления, которое осуществляется на наше руководство по причине проведения им умеренной политики в отношение России. Вы уже упомянули о заявлении министра вооруженных сил Соединенного Королевства. Не менее активное давление на власть оказывает и деструктивная оппозиция под водительством «Национального движения»… Как вы думаете, выдержит ли все это правящая команда, сумеет ли она и дальше придерживаться существующих подходов?
— В отношение позиции Великобритании еще раз отмечу – то, чем на фоне протекающей на Украине войны занимается это государство, не является проявлением общей для всей Европы политики. Это типичная англо-саксонская геополитика, являющаяся плодом решений, принятых в Вашингтоне и Лондоне, и у нее имеется конкретная цель… Касательно же активного проявления интереса к Грузии, министр вооруженных сил Соединенного Королевства Джеймс Хиппи прямо указал нам несколько дней назад, что Грузия не должна оставаться в тени, когда «цивилизованный мир» демонстрирует единство в борьбе со злом. Толкуется это очень просто: Грузия должна стать второй линией фронта, и в стране будет такой же ад, какой творится сегодня на Украине. В этом и состоит их интерес, а когда здесь у нас воцарится полный ад, они выступят с комментариями и начнут предостерегать: главное, чтобы война на выплеснулась за пределы Грузии и, не дай бог, не затронула страны НАТО…
У всех сейчас по понятным причинам рождается вопрос – выдержит ли грузинская власть это давление и сумеет ли она сохранить в условиях такого жесткого политического прессинга сохранить умеренность? Я бы ответил на него так: «Мечта» этот пресс не просто должна выдержать, она обязана это сделать. Обязана перед нашим государством и народом, поскольку сегодня Грузии ничто не требуется так, как ей нужен мир…
— Однако факт и то, что сегодняшняя умеренная политика в будущем может оказаться недостаточной для сохранения мира и стабильности. В регионе и во всем мире коренным образом меняется геополитическая повестка дня… Сумеет ли «Грузинская мечта» адаптироваться к реальности и решиться хотя бы на прямой диалог с Россией?
— Прежде всего, Грузия должна высвободиться из жалкого положения политического инструмента для внешних сил. Нас, как и Украину, используют в качестве орудия, и мы сегодня видим, как страдает по этой причине почти 50-миллионный народ. Мне трудно гадать, сумеет ли «Мечта» выбраться из этого опасного положения, однако совершенно очевидно, что спровоцированное коллективным Западом российско-украинское вооруженное столкновение сняло все кулуарные завесы и обнажило суть конфликта. Все увидели ее собственными глазами, и это поставило окончательную точку на политическом векторе, базировавшемся на идее, будто у евроатлантической ориентации нет альтернативы. Никакой реальной перспективы в виде светлого евроатлантического будущего на самом деле не существует. Это иллюзия, которая рассеялась, как дым, и теперь все понимают, что пора возвращаться в настоящую действительность…
Беседовал
Джаба Жвания