«НАТО на Восток не расширится, этот вопрос в повестке дня не стоит», — это заявление, сделанное канцлером Германии в Москве, поставило точку на спекуляциях в отношении политики «открытых дверей» альянса. 15 февраля, во время визита в российскую столицу, Олаф Шольц подчеркнул, что принятие в военный блок новых субъектов даже не рассматривается: «Расширение НАТО не планируется, не рассматривается, не стоит в повестке дня. Нам не придется заниматься этим вопросом, пока каждый из находится на своей должности…».
То, что Германия против расширения НАТО, это не новость. Свою категорическую позицию по этому вопросу еще в 2008 году выразила тогдашний канцлер Германии Ангела Меркель. Однако действующий канцлер упрямо надеющимся на евроатлантический курс не оставил и минимального основания для оптимизма. Щольц окатил холодной водой всех, кому бесконечное стремление в НАТО давало возможность создания определенных иллюзий, в том числе – и с точки зрения внутреннего потребления значительную политическую выгоду… Между прочим, за несколько недель до Шольца и американский президент сделал не менее открытое заявление. Джо Байден в интервью одному из американских телеканалов подчеркнул, что Украина не должна надеяться на членство в альянсе в ближайшем будущем. По его же словам, Вашингтон даже теоретически не рассматривает вопрос отправки военных и физического вмешательства в российско-украинский конфликт. Причину объяснил просто: «Когда русские и американцы начинают стрелять в направлении друг друга, это мировая война…». Ради Украины мировую войну никто не начнет – такой контекст содержало заявление Байдена. Белый дом готов обеспокоиться по поводу проходящих событий, гтов поставлять Украине оружие и в круглосуточном режиме вести подстрекательскую, военную пропаганду. Однако не берет ответственности за безопасность «дружественного» государства. Что касается Германии и ее позиции по поводу расширения альянса, то заявление Шольца, что НАТО даже не рассматривает принятие новых членов, понятно, продиктовано одним обстоятельством: Берлин не желает чужие территориальные проблемы превратить в собственные, так же, как не желает ставить под вопрос собственные экономические интересы, которые связаны с целым рядом обстоятельств и, прежде всего, с «Северным потоком 2». Все это явствует, что ни у Грузии, ни у Украины на пути евроатлантического устремления перспективы нет. Несмотря на эту ясность, власть Грузии упрямо продолжает взятый годы назад курс.
Для сведения: На прошлой неделе, будучи с официальным визитом в Брюсселе, наш министр обороны Джуаншер Бурчуладзе заявил журналистам, что получил твердую поддержку от руководства альянса. По его словам, решение Грузии стать членом НАТО твердое, и так же, как Грузия не отступит в этом решении, так же непоколебима и позиция альянса.
Что за посыл для Грузии заявление канцлера Германии, что расширение альянса даже не рассматривается, и какие изменения могут понадобиться внешней политике страны на фоне этих подходов? Об этом с «Грузией и миром» беседует генерал-лейтенант Гурам Николаишвили.
— На прошлой неделе канцлер Германии Олаф Шольц заявил в Москве, что расширение НАТО не планируется, и этот вопрос в повестке дня не стоит… Как вы оцениваете это заявление, и, главное, какой политический контекст оно содержит для нас?
— Не могу сказать, что это посыл или намек. Посылом или намеком можно назвать заявление, в котором косвенно выражена та или иная позиция. Шольц прямо сказал, безо всяких дипломатических эки-воков, что НАТО не будет расширяться, не примет новых членов. И более того, этот вопрос даже не будет предметом рассмотрения. Если обратиться к нашему ближайшему прошлому, можно увидеть, что Федеративная Республика Германии не впервые выражает эту позицию. Подобные заявления были сделаны и в 2008 году. Помните, наверное,до Бухарестского саммита Ангела Меркель заявила, что страны, у которых не урегулированы территориальные проблемы, не смогут вступить в альянс… Все, после этого позиция Германии не менялась. Что касается обстоятельств, что обуславливает эту категоричность со стороны Германии, то это, в первую очередь, конечно, безопасность. Все хорошо понимают, что, если между коллективным Западом и Россией дойдет до крайней отметки, то под вопросом встанет безопасность сначала Восточной Европы, затем – Центральной, и менее всего – Западной Европы. Кстати, именно поэтому самыми умеренными и сдержанными, когда речь идет об увеличении военного контингента альянса на континенте, бывают страны Восточной Европы. Вспомните хотя бы заявление министра иностранных дел Венгрии, который подчеркнул, что ни одного дополнительного солдата на территории Венгрии не будет… Теперь возьмем экономические интересы: Германия, называемая государством – экономическим мотором Европы, прямо связано с энергоресурсами России. «Северный поток 2» для нее – стратегический важный проект. Вообще же, к сведению, речь о проекте, который предполагает многомиллионные прибыли… Возникает простой вопрос: для чего этой экономически сильному, отлаженному, как часы, государству напрягать отношения с Россией? С какой точки зрения это может быть в интересах Германии? Понятно, что ни с какой.,.
— Но есть страны на Западе, в попытках которых явно просматривается желание углубить российско-украинский кризис.
— В глобальной политике ничего случайно не происходит. Понятно, у стран, в действиях которых просматривается деструкция (имею в виду Соединенные Штаты и Соединенное Королевство) есть свои интересы… То есть, Соединенным Штатам, исходя из чисто географической данности, рост напряженности с Россией прямой угрозы не создает. Соединенное Королевство же не является континентальной Европой… Теперь вернемся к Германии и ее твердой позиции о неприемлемости расширения НАТО. Заявление Шольца, правда, не новость, но думаю, в нынешней ситуации несет особую нагрузку. Причем, прежде всего, для Украины и украинского народа, потому что украинцев в свое время убедили в безальтернативности стремления в НАТО. НАТО требует жертв, идущая к НАТО и Евросоюзу дорога не будет простой – такова балы примерно та риторика, которой годами обрабатывали людей. Сегодня у них уже есть возможность делать выводы и правильно оценивать. Сегодня все видят, что НАО, иллюзия которой довела их до грани войны, бросила, и все бегут, все собираются смотреть издали, как друг друга будут истреблять братские народы… Что касается Грузии, то в начале интервью вы спросили, что для нас означает заявление канцлера Германии. Я не стал бы ограничиваться только заявлением Шольца. Для нас то, что происходит в Украине, очень большой урок. И если у политического руководства Грузии есть способность здравого анализа, оно сейчас должно сделать правильные выводы…
— Что вы имеете в виду?
— НАТО для нас — не менее губительная иллюзия. Мы в этой иллюзтт пребываем, как минимум, 15 лет. Что получили? Ничего. Между тем, обратимся к своему прошлому, что мы делали в течение этих лет, были во всех миссиях НАТО – в Косово, Ираке, Афганистане, Северной Африке… Для сведения: 20 тысяч наших солдат участвовало в миротворческих операциях, мы потратили 4 миллиарда из бюджета, ранены 293 человека, погибли – 42, 52 остались калеками… Вот, после таких жертв и заслуг мы слышим только благодарность, но когда реально встает вопрос, принимают нас или нет, в ответ – отказ. После столького времени и стольких заслуг опять отказ, и это, думаю, четкий ответ на вопрос: что мы должны делать? Должны оставить иллюзии. Должны осознать, что ни НАТО, никакая другая организация не является самоцелью. Любые союзы нам нужны только в том случае, если они приносят стране пользу. А не для того, чтобы нас заставляли воевать с империей, когда сами ничего делать не собираются, помимо того, что смотреть издалека и беспокоиться…
— В условиях нынешней власти надеетесь ли вы, что удастся выйти из иллюзий НАТО?
— Власть относительно соблюдает умеренность, и это стало видно при принятии парламентской резолюции в поддержку Украины. Относительно обнадеживающие заявления делает и премьер, но сегодня обстановка, когда умеренности, проявленной в воздержании от оскорбительных заявлений, может быть недостаточно. Сегодня нужен прямой диалог с Россией, и правящей партии, по понятным причинам, это не удается. Что касается будущего, должны ли мы надеяться, что закончатся политические иллюзии, то на мой взгляд, с этими иллюзиями покончит неизбежное изменение самой политической повестки дня. Но для нас главное – время. Главное, чтобы Грузия вовремя осуществила изменения, чтобы не отстать от политической конъюнктуры региона, не то потом, возможно, нам будет мало что предложить всем. Такова реальность, но насколько правящая партия правильно все этр воспринимает или анализирует, сказать трудно. Во всяком случае, по ним пока что не видно готовности к коренным политическим изменениям. Они неизменно продолжают прежний курс, который далек от новой реальности и будет еще дальше в будущем…
Беседовал Джаба Жвания