Домой Рубрики Политика Гиви Иукуридзе:Ни Грузия, ни Украина не являются сегодня стратегической задачей для Америки...

Гиви Иукуридзе:Ни Грузия, ни Украина не являются сегодня стратегической задачей для Америки и России

«Как Европа защитит нас от России, если она и свою собственную безопасность не представляет без урегулирования отношений с Россией?!»

Гиви Иукуридзе

24 июня, выступая на саммите Евросоюза, проходившем в столице Бельгии Брюсселе, президент Франции Эммануэль Макрон завел речь о будущем в отношениях с Россией и заявил, что на фоне существующих вызовов Европе необходим диалог с Москвой. По его словам, это важно для собственных интересов Евросоюза, прежде всего, с точки зрения обеспечения своей безопасности. Согласно его же оценке, в существующей обстановке абсолютно лишена смысла и, соответственно, требует пересмотра политика санкций, которая подчиняется исключительно реакционной логике: «Мы не может сохранять по отношению к России только реакционную логику. Выражаю надежду, что благодаря европейскому единству и кооперации нам удастся справиться с этим диалогом…»

За заявлением Эммануэль Макрона, как ожидалось, последовала критика в западных политических кругах, тем не менее, французский президент был не единственным, кто подчеркнул на саммите необходимость диалога и урегулирования отношений с Россией. Немецкий канцлер Ангела Меркель также заявила, что у Евросоюза должен быть прямой контакт с первым лицом России.

К сведению:

Франция и Германия выдвинули также предложение пригласить на саммит Владимира Путина. У этой идеи оказалось немало противников, однако, как оказалось, руководители ведущих государств европейского объединения разделяют позицию Макрона и Меркель о том, что сегодня Евросоюзу крайне необходимо нормализировать отношения с Российской Федерацией.

Напомним, что Макрон впервые заговорил о важности диалога с Россией на одной из состоявшихся в Париже встреч с дипломатами еще в 2019 году. Он тогда подчеркнул, что настало время, когда Европа должна протянуть России руку, чтобы стороны вновь не вернулись в реалии холодной войны. Более того, из выводов французского президента следовало, что «невозможно обеспечить гарантии безопасности на Европейском континенте без безопасных и стабильных отношений» с Россией…

Что значит для Грузии как для государства, ориентированного на Евроатлантические структуры, позиция президентов Франции и Германии и какие геополитические данности она создает в регионе? – «Грузия и мир» беседует с бывшим начальником Генерального штаба, генерал-майором Гиви Иукуридзе.

— Батоно Гиви, президент Франции Эммануэль Макрон открыто заявил на Брюссельском саммите, что Евросоюзу пора покончить с конфронтационной политикой в отношение России и приступить к нормализации отношений с ней, что должно быть осуществлено путем прямого диалога. У всего этого на европейском политическом пространстве, естественно, имеется немало противников, однако ведущие европейские страны идею диалога поддерживают. На что, по-вашему, данная инициатива первых лиц Франции и Германии указывает Грузии как государству, ориентированному на НАТО и Евросоюз, у которого давно и настойчиво формируют иллюзию, будто Запад защитит нас от России?

— В политике известна своего рода аксиома: если хочешь нормализовать отношения с каким-нибудь государством, должен с этим конкретным государством начать переговариваться; можно говорить и с другими, однако отношения, в основном, улаживаются прямым диалогом, позволяющим определять точки пересечения интересов, легче находить общий язык, идти на определенный компромисс и т.д. Все это отнюдь не ново для международной политики.

Возьмем теперь Грузию. Нашими соседями, как известно, являются Азербайджан, Турция, Армения и Россия. Многолетняя практика показала, что если с ними, особенно с Россией, у нас не выстроятся нормальные отношения, то, первое – не будет обеспечена безопасность, второе – у нас не будет политической стабильности, которая, как видим, нарушена, и третье – не будет никакого экономического прогресса. Вас интересует, что означало последнее заявление Макрона? – Ничего нового. Ведущие страны Евросоюза уже давно говорят о том, что для них неприемлема такая коллективная среда, в жертву которой приносятся экономические (и не только) интересы. Именно по этой причине из Евросоюза вышла Англия. А что касается безопасности, то Макрон далеко не единственный, кто считает, что с конфронтацией с Россией пора покончить, аналогичной позиции придерживается и руководство Германии. Такой подход, безусловно, правильный, потому что политика санкций, которую Евросоюз проводил против России, оказалась безрезультатной. Скорее, наоборот, после введения этих санкций вес России на международной арене возрос, и она стала одним из главных действующих лиц в процессе отказа от однополярного мира…

— Но у идеи диалога с Россией в Евросоюзе хватает и противников…

— Я согласен с вами, однако из этого не вытекает, будто диалог не имеет смысла, дескать, потому что «кто-то все равно не выполнит соглашения». Думаю, что как раз рассматривать подобный подход в разрезе реальной политики не имеет смысла. Такая риторика деструктивна. Между прочим, в Грузии, в основном, ощущается именно его влияние, поскольку неизменно говорится, что прямой диалог с Россией без подключения международных партнеров бессмысленно. Диалог всегда имеет смысл, но, по-видимому, определенным силам на международном уровне всего этого попросту не нужно. По какой причине и из-за чего – это тема другого разговора, однако невзирая ни на что, неоспоримый факт представляет собой то, что Россия уже совсем не та страна, какой она была 20-25 лет назад. 20-25 лет назад на нее можно было оказывать гораздо больше давления, однако сегодня Россия вернула себе статус сверхдержавы, располагает мощнейшей военной индустрией, современными вооружениями, армией, энергоресурсами и т.д. Это осознают и Макрон, и Меркель, и это является для них отправной точкой, когда они говорят не о том, чтобы продолжить политику санкций и бойкота, наносящую ущерб и самому Евросоюзу, а о том, что надо брать ориентир на диалог, что проблемы можно решать таким способом. Думаю, для Грузии это прямой посыл о необходимости нормализовать отношения с Россией, хотя готовы ли наш политический спектр и в особенности правящая команда к подобной конъюнктуре, сказать трудно. Во всяком случае я признаков этого пока не замечаю. Признаться, вижу лишь прямолинейную политику, устремленную в сторону Запада, который, как мы убедились, и свою собственную безопасность не представляет без нормальных отношений с Россией. Между прочим, тот факт, что российские энергоресурсы имеют огромное значение для ведущих стран Евросоюза, в особенности для Германии, подтверждает и следующее обстоятельство: чего только не предпринимали американцы в отношение немецких фирм, чтобы заставить их прекратить работу на проектом «Северный поток-2», однако все оказалось безрезультатно. Проект успешно воплощается и вот-вот будет завершен. Тем самым, фактически состоялась демонстрация того, что Запад – это не какой-то геополитический монолит, в котором отдельные государства ради общих ценностей готовы отодвинуть собственные интересы на второй план, нет, Запад как понятие складывается из отличающихся друг от друга интересов…

— Впрочем, Вашингтон тоже пришел к заключению, что он не в состоянии остановить «Северный поток-2», и снял с России санкции. Причем, решение было принято так, что Украину даже не поставили в курс дела…

— Безусловно, и этот факт лишний раз свидетельствует о том, что ни Украина и ни Грузия не являются для Запада чем-то сверхважным, как нам хотят это подать… Что же касается России, которую определенные средства пропаганды рисуют так, будто она находится на грани развала, то тем, кто в это верит, напомню, что Россия представляет страну, которая на 70% обновила вооружение своей армии, а также осуществила модернизацию ракетных комплексов, военно-морских сил, авиации, артиллерии и т.д. Уже ничего не говоря о том, что страна эта обладает энергоресурсами, превосходящими энергоресурсы всех стран Европы вместе взятых. Взглянем теперь на экономику: да, у россиян имеются экономические проблемы, но в условиях ковидпандемии они есть у всех. Когда очень туго пришлось странам, располагающим более развитыми экономиками, как например, члену Евросоюза Италии, у России вдруг появилась гигантская резервная сумма, позволившая улучшить условия медперсоналу, врачам там стали выплачивать добавки к зарплате, премии и т.д. Фактически страна оказалась готова к вызовам, связанным с эпидемией и политикой. А что главное она оказалась готова к тому, чтобы на фоне всего этого адекватно ответить на учения НАТО. Я имею в виду, что параллельно со всеми учениями НАТО Россия тоже проводила учения. В том числе, и на Черном море, в Тихом океане и др.

— В начале интервью вы несколько раз упомянули о необходимости диалога, но в нашей политической действительности по поводу диалога с Россией даже говорить рискованно. Любой субъект, будь то партия или отдельный политик, поднявшие подобный вопрос, немедленно попадут под прицел либеральной пропаганды. Что может послужить выходом в подобной обстановке?

— Диалог не является самоцелью, и никто не утверждает будто его надо осуществлять при любых обстоятельствах. Диалог должен восприниматься как объективная необходимость. Пропаганда, о которой вы упомянули, предлагает нам оставаться в вечной конфронтации со сверхдержавой, надеясь на то, что нас защитит армия НАТО, а экономически поддержит Евросоюз. Не думаю, что те, кто ее ведут, сами верят в эти сказки, а если кто и верит, я задам ему элементарный вопрос: как Европа защитит нас от России, если она и свою собственную безопасность не представляет без урегулирования отношений с ней?!  Между прочим, на недавней встрече президентов Америки и России о Грузии и Украине некто всерьез и не вспомнил. Почему? Да по очень простой причине — ни Грузия, ни Украина не являются сегодня стратегической задачей для Америки и России. Вот это и есть реальность, а не то, что в Вашингтоне, видите ли, ночей напролет не спят, думая о том, как принять Грузию в НАТО… Для нас же будет лучше как можно скорее распрощаться с этой сказкой, а то у России более чем достаточно сил, чтобы защитить свои интересы, как и у Соединенных Штатов Америки – свои. Пострадавшими окажемся мы, на нас эта палка и сломается, как уже получилось в 20008 году…

Беседовал

Джаба Жвания

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь