Домой Рубрики Общество Георгий Шервашидзе: Хорошо знаю абхазский народ и сомневаюсь, что сегодняшняя либеральная Европа...

Георгий Шервашидзе: Хорошо знаю абхазский народ и сомневаюсь, что сегодняшняя либеральная Европа со своими ценностями для него приемлема

Георгий Шервашидзе: Хорошо знаю абхазский народ и сомневаюсь, что сегодняшняя либеральная Европа со своими ценностями для него приемлема

Выступая 26 мая на мероприятии, посвященном Дню независимости, премьер-министр Ираклий Гарибашвили говорил о конфликтных регионах и заявил, что Грузия как суверенное государство сделает все для восстановления территориальной целостности. По его словам, он уверен, что страна сумеет сделать абхазских и осетинских соотечественников достойными гражданами  сильной Грузии – члена евроатлантической семьи. По его же оценке, чем больше Грузия углубит сотрудничество с евроатлантическими структурами и приблизится к их членству, тем желаннее будет для конфликтных регионов восстановление с ней отношений. По мнению премьера, поддержка Запада, которая непоколебима, является единственным путем для завершения деоккупации.

Позднее за выступлением Гарибашвили и его посылами относительно конфликтных регионов последовали оценки и в рядах большинства. В частности, Арчилом Талаквадзе, Ираклием Кобахидзе и другими были сделаны заявления, что единственный путь восстановления территориальной целостности – только в стремлении в евроатлантические структуры и полноценном членстве страны в западной семье (примерно схожего содержания были и заявления т.н. прозападной  оппозиции). Однако ни Гарибашвили в своем выступлении, ни другие не разъяснили, почему абхазы и осетины должны хотеть западной, либеральной ориентации и, соответственно, Грузии, находящейся в конфронтации с Россией.

Для справки: о привлекательности для абхазов и осетин приближенной к евроатлантическим структурам Грузии власть Саакашвили говорила еще 15 лет назад, однако, несмотря на это, ни с одним регионом, с точки зрения диалога, предпринять шаги не удалось. Наоборот, существующие ранее отношения прервались, и потерялся шанс реальных переговоров.

Насколько реальна оценка премьера о сближении Абхазии и Самачабло с ориентированной на евроатлантические структуры Грузией, и как сами конфликтные регионы принимают эти посылы – об этом с «Грузией и миром» беседует бывший командующий Внутренних войск, генерал-лейтенант Георгий Шервашидзе.

— Премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили заявил, что уверен, что мы сможем сделать абхазских и осетинских соотечественников достойными гражданами  сильной Грузии – члена евроатлантической семьи. И это мы сумеем сделать при активной помощи западного сообщества, в том числе – стратегических партнеров… Реальна ли эта оценка, и, вообще, насколько в нынешней реальности для абхазов и осетин приемлема Грузия, имеющая подобную политическую ориентацию?

— Начнем с того, что сказанное господином премьером совершенно не является новостью. Подобные заявления мы слышим уже более 20 лет и уже привыкли. Привыкли к тому, что, как правило, с этими посылами приходит к власти каждая сила. Это обычная политическая практика, и она даже стала своего рода визитной карточкой грузинской политики. Результат, попросту говоря, точно соответствует тому, какова объективная данность. Имею в виду как внутренние, так и внешнеполитические факторы… Грузия – в НАТО, и Абхазия и Осетия – в Грузию-член НАТО, понятно, что хорошая формулировка. Однако посмотрим на реальность и сделаем выводы. Только ли от желаний и политических устремлений Грузии зависит, станет ли она членом НАТО? Не думаю. Так же, как не только от доброй воли абхазов и осетин зависит, где они будут и с кем… Политическая фигура такого высокого ранга, как премьер, хотя бы чем-то должна обосновать свое мнение, заявляя, что «уверен»… Сомневаюсь, чтобы сегодня у нас были основания для такой твердой уверенности. Это – скорее, попытка представить в виде реальности желания и идеи…

Давайте, на все это взглянем под другим углом. Власть, понятно, проводит определенную конъюнктурную политику, которая предполагает также обязанности перед тем же Западом. Однако соответствует ли нашим объективным интересам посыл о том, что территориальная целостность рассматривается только в контексте полноценного членства НАТО ?

— Интересы часто меняются, поэтому я заострил бы внимание несколько на ином. Реальность в том, что декларированная политика стремления в НАТО насчитывает уже более двух десятков лет, и в течение этого времени никто не сможет назвать хотя бы один незначительный факт, который мы могли бы посчитать за какое-то политическое просветление, какую-то искорку надежды на этом пути. В НАТО нас не принимают, во всяком случае – пока. А где находится реальный ключ урегулирования конфликта, знаем все… Поймите меня правильно, тут речь не о том, кто чего хочет или предпочитает. Речь о том, что территориальные проблемы Грузии – результат конфронтационной политики с Россией. Это политика, которая ни на одном этапе со дня обретения независимости не была совместима с жизненными интересами Грузии. Не была и быть не могла из-за того, что невозможно, чтобы для нас, малочисленного народа, для государства со столь малыми ресурсами и возможностями, давал, с какой бы то ни было точки зрения, положительный результат открытый конфликт с империей, к тому же – соседней империей. Вообще же, разумеется, подчеркивается также, что причиной этих проблем является не только наша политика. Ошибки были допущены и с той стороны, и, понятно, что следует говорить и об этом… Что касается посылов премьера, думаю, что он достаточно умный и благоразумный человек для того, чтобы посмотреть реальности в глаза. Однако, как я уже сказал вначале, дело не в личностях. Это уже устоявшаяся политическая повестка дня. Поэтому кто бы  завтра — послезавтра ни был председателем правительства, ему обязательно придется повторять ту же риторику.

Поговорим об абхазах и осетинах, приемлема ли для них Грузия с такой внешнеполитической ориентацией? Как они смотрят на тот же Евросоюз?

— С кем бы я ни встречался и ни общался из Абхазии – кто-то смотрит на это положительно, а для кого-то (и их довольно много) этот курс категорически неприемлем. Что касается конкретно Евросоюза, я хорошо знаю абхазский народ и сомневаюсь, что сегодняшняя либеральная Европа с ее ценностями для них приемлема. Кстати, они внимательно наблюдают за тем, что происходит в Грузии и, понятно, все видят. Абхазы и осетины видят, как стране диктуют целый ряд неприемлемых для большинства населения законов, которые служат интересам небольших, финансируемых из-за рубежа групп. Очевидно, это для них, как и для нас, неприемлемо, поэтому, если дело дойдет до выбора, конечно, они никогда не пожелают жить там, где маргинальное меньшинство, назначенное из-за границы, будет устанавливать псевдолиберальную повестку дня, противоречащую их многовековым обычаям и традициям.

— Выходит, что стремление к Евросоюзу и евроатлантическим структурам делает Грузию еще более неприемлемой для абхазов и осетин…

— Давайте, не будем во всем винить только НАТО и Евросоюз. Вообще, тут идеология такая, что угнетается  грузинский народ, его интересы. Не хочу отходить от темы но посмотрите, что происходит вокруг НамахванГЭС: Более полугода люди находятся вне дома, и власть, фактически, над ними смеется. В Панкисском ущелье раньше было нечто подобное, и вы, наверное, помните, что случилось – все было побито об головы полицейских, им сожгли и разбили  машины… Представляете, если на акции НамахванГЭС кто-то сделает подобное, что с ним будет?! Вот, это есть то, что для всех делает ясным и в том числе – для взгляда со стороны, что в этой стране меньше всего, в самом конце стоят интересы грузинского народа.  Всем все может сойти с рук и прощаться, кроме грузин. Это уже, кажется, дело обычное, которое мы как-то приняли…

— Что нужно для того, чтобы мы не крутились постоянно на одной политической карусели по вопросу того же восстановления территориальной целостности?

— Все зависит от нас и от выборов, то есть, от того, кого мы выберем. Факт, что на протяжении всего этого времени слово и дело тех, кого мы выбираем, находятся. И результат налицо… Это одно, и второе, что также очень важно. В частности: сегодня мы видим, что, практически, все политические субъекты, все партии, за исключением одной-двух, открыто проводит ту идеологическую линию, которую внешние силы диктуют нам устами неправительственных организаций, ими же финансируемых. Вот, эта практика должна закончиться. Что касается опять же конфликтов и путей их урегулирования, то на этом пути диалог с Россией альтернативы не имеет. Однако я понимаю также, что и от самой России необходимы встречные шаги. Просто, и в их руководстве должны осознать, что так же, как  для Грузии важна Россия, так и Грузия для них важна.  И есть, наверное, люди, которые это понимают, однако, видимо, и там определенные силы не хотят урегулирования российско-грузинских отношений. Факт, что все это для нас является большим барьером, который, в конечном счете, создает серьезные препятствия и ничего, кроме плохого, не приносит… Одно очевидно: какого-либо прогресса, в направлении того же урегулирования конфликтов, при этой политике ожидать не следует. Во всяком случае, в ближайшем будущем этого не произойдет, и, к сожалению, я в этом уверен…

Беседовал Джаба Жвания

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь