Домой Новости Грузия Георгий Гахокидзе:Что за фрукт это наше Министерство образования и кому оно нужно?

Георгий Гахокидзе:Что за фрукт это наше Министерство образования и кому оно нужно?

«Министерство образования становится обычной конторой, прерогативой которой является лишь распределение бюджетных средств по учебным заведениям»

6 декабря были обнародованы данные исследования, оценивающего образовательные достижения учащихся в рамках международной программы (PISA) 2022 года. Цифры, приводимые в отчете касательно Грузи, указывают на то, что знания и навыки грузинских учащихся в возрасте 15 лет по математике, осмыслению прочитанного и естественным наукам не улучшились в сравнении с показателями 2018 года (предыдущее исследование по программе PISA было проведено именно тогда).

В 2022 году на одно очко по сравнению с 2018-м улучшился результат лишь в области естественных наук. А что касается математики и осмысления прочитанного, то здесь показатели ухудшились соответственно на 8 и на 6 очков. Согласно полученным в ходе исследования результатам, 2-й базовый уровень по математике достигло всего лишь 34% учащихся из Грузии. Эти проценты существенно ниже показателей других стран, участвовавших в данной международной программе. А при оценке общеобразовательных достижений грузинских учащихся в области осмысления прочитанного на 2-й и более высокий уровень сумело выйти только около 33% грузинских подростков. По естественным дисциплинам данный показатель чуть выше – примерно 35%.

Что значит выход на 2-й уровень? Это свидетельствует о том, что учащиеся умеют вырабатывать простые стратегии для решения проблем, что они в состоянии получать информацию из одного или большего количества источников, что они способны решать простые задачи и, наконец, им под силу осуществлять прямую интерпретацию результатов.

Согласно данным международной оценочной программы, Грузия по итогам 2022 года оказалась на 61-м месте среди 81 страны и экономики мира. Результаты исследования свидетельствуют о том, что результаты Грузии в сравнении с показателями 2018 года в области осмысления прочитанного и математики ухудшились. Они немного улучшившись лишь в части освоения естественных дисциплин.

Мы, между прочим, попали в перечень стран, в которых девушки по достигнутым результатам превосходят юношей. Показатели, примерно соответствующие грузинским, имеют Бруней, Северная Македония, Филиппины, Марокко, Албания, Палестина, Монголия, Азербайджан, Доминиканская Республика, Финляндия и еще 6 стран.

В связи с этим крайне болезненным вопросом «Грузия и мир» обратилась к прозаику Георгию Гахокидзе (Гоги Рионели):

— Учеба никогда и ни для кого не была и никогда не будет медовым месяцем. Дело в том, что заслуженно насладиться ее результатами можно лишь тогда, когда человек оказывается в состоянии принести определенную пользу своей стране, а затем и себе самому. А поскольку процесс этот бесконечный, то здравомыслящие люди прекрасно понимают – получение наслаждения и удовлетворенность в ходе приобретения знаний совершенно нереальны, так как умный человек продолжает учиться всю свою жизнь и постоянно стремится быть еще более полезным для общества.

Что мы наблюдаем в сегодняшней Грузии?

Невольно приходит на память, как из Поти и других мест по обменной программе в США был направлен первый поток грузинских учащихся. Так вот, ведущие западные колледжи, школы и университеты не могли скрыть тогда своего восхищения нашими детьми, все еще получавшими советское образование. Они были окружены буквально ореолом славы, и американцы открыто адресовали благодарность представителям местных органов самоуправления.

Что же случилось после прихода к власти нацев? Руководить министерством просвещения усадили Александра (Каху) Ломая, который сумел быстро поставить все с ног на голову. Впрочем, план по разрушению грузинской системы образования был разработан и начат раньше. Новому министру предстояло предпринять лишь несколько решающих шагов, чтобы полностью разделаться с тем, что оставалось от прежних времен. И Ломая успешно справился с порученным заданием.

В связи с этим не следует, конечно забывать о том обстоятельстве, что на международном уровне Грузия до сих пор фигурирует в перечне развивающихся стран. Соответственно, ее система образования схожа с образовательными системами, разработанными для колониальных африканских стран. Таким образом, принятые нами обязательства по интеграции с западными и европейскими ценностями не могут создать полноценных условий для того, чтобы мы были в состоянии стать страной, если не лучших, то хотя бы средних академических достижений. Таких возможностей никто нам попросту не предоставит.

— Но должны же мы что-то предпринять? Ведь при столь постыдных результатах у страны не будет будущего.

— Чтобы осуществить коренные переделки и обеспечить прогресс в общеобразовательной системе, в первую очередь, необходимо, чтобы ООН поменяла нам этот унизительный статус – «развивающаяся страна». В существующем статусе мы элементарно не сможет стать полноценными членами цивилизованного мира. Об этом никто, почему-то, не говорит. Соответственно Грузия продолжает придерживаться образовательной схемы, которая была отведена ей в результате так называемого международного «признания». Хвала нашему «государственному мышлению»!.. Я имею в виду в данном случае государственных чиновников, ибо государственных деятелей у нас просто нет. Большинство членов грузинского общества далеки от требований и качеств, присущих государственному мышлению, и это одно из объяснений, что именно нам мешает и что, вообще, с нами творится.

Итак, частично я описал, в чем же кроется причина того, что по итогам международной программы исследования образовательных достижений учащихся Грузия угодила в список стран с низкими оценками. Однако существуют и другие проблемы – прежде всего, тяжелая картина складывается непосредственно в школах и семьях. В ходе «реформ» у школ отобрали все права в процессе воспитания учащихся и скрупулезно насаждают их под видом самоуправления самим детям. Это позволяет стоящим выше в нынешней правовой иерархии ученику или ученице, сыну или дочери успешно противостоять как учителю, так и родителям. Бывают случае, когда кто-то из родителей скрепя зубами врывается в школу и начинает выяснять отношения с педагогами. Случается, что происходит и наоборот — это когда учитель не соблюдает сохранившиеся у него права и обязанности, хаотически выстраивает повестку проводимого им урока… В числе причин, не способствующих совершенствованию процесса передачи знаний и воспитания можно также назвать, например, своеволие преподавателя, опирающегося в процессе спора с детьми на неверные постулаты, унижающего их достоинство, тем самым, ослабляя их интерес к предмету и желание его изучать. Причем, происходит это целенаправленно.

Крайности, вообще характерная примета образовательных реформ. Как прикажете оценивать перевод образования на систему, когда ученикам перестают задавать что-либо на дом и, соответственно, не выставляют им отметки или баллы. В этом же ряду считаю нужным выделить и предоставление всем без исключения школам полной независимости практически по всему кругу вопросов.

Спрашивается, что за фрукт в соответствии со всем этим наше Министерство образования и кому оно нужно? С учетом сказанного, Министерство это превращено в обыкновенную контору, прерогативой которой является лишь распределение бюджетных средств по учебным заведениям. Во всех других отношениях функция его сведена к нулю. Вот так обстоит дело – вместо Министерства образования у нас уже давно функционирует контора! Они там абсолютно деморализованы, как в одно время были деморализованы наши образцовые педагоги, а также учащиеся и студенчество. Чрезмерное равноправие в отношениях учителя и ученика способствовало появлению элементов наглости в поведении последнего и привело к смещению ценностей. В результате, мы декларируем, что овладели высотами пресловутого «21 века», а на самом деле стремительно падаем и теряем наши национальные ценности, утрачиваем идентичность, достоинство, чувство государственности и т.д. Осталось лишить людей главной ценности – веры.

Вера – это то, что формирует из нас нравственного индивида, что привязывает к другим ценностям, благодаря которым происходит идентификация личности, а не беспомощного подлизы и подхалима.   

Сегодня все мы находимся в подчиненном состоянии. Так что, удивляет, по правде говоря, не то, почему посторонние организации во всем определяют нашу будущую позицию; удивляет и печалит то, что мы сами сделали, в частности, с собственной системой образования и до чего как ценность способен опуститься сам человек.

Откровенно признаюсь, меня мало заботят и мало о чем мне говорят данные организации, действующей за девятью морями и десятью долами. Эти статистические показатели, скорее, предназначены для сторонников глобализации. Для меня важна другая статистика, существующая вне них. Однако беда в том, что и с этой позиции у нас не просматривается ничего обнадеживающего.

Перед развитыми странами подобная проблема не стоит. И знаете почему? Образование, как и необходимость вкладывания в него крупных ресурсов, и человеческих, и материальных, изначально у них в приоритете, а нам даже то, как распределять бюджетные средства, устанавливают иностранцы. Согласитесь, после всего этого даже странно спрашивать о том, как можно помочь грузинской системе образования?!

Тяжек удел нашей страны, и общество у нас слепо, потому что смотрит на все, словно с противоположного берега. К несчастью, это так…

Беседовала Эка Наскидашвили                                                      

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь