31 июля премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили на встрече с стипендиатами и выпускниками 2021-2021 учебного года Международного центра образования говорил о значении образования и заявил, что сегодня государство делает все, чтобы как можно больше способных молодых людей получили качественное образование как внутри страны, так и за ее пределами. По его словам, для него самой важной ценностью и ориентиром является образованная молодежь, которая есть самая большая и важная инвестиция для государства: «Этот проект, который мы вместе начали в 2014 году, оказался очень успешным. За один год мы подобрали примерно 1150 студентов и помогли им продолжить учебу в лучших университетах… Для нас самая большая ценность – это образование и, в целом, студенчество, поскольку будущее принадлежит вам…».
Для справки: Действующая власть, так же, как предыдущая, возглавив управление страной, по сей день провела в системе образования не одну «реформу». В их числе был проект «Новая школа», который подразумевал внедрение среди будущего поколения «критического мышления» и создание «ориентированной на личность образовательной среды» и снятие для 11 и 12-классников аттестационных экзаменов, целью чего, оказывается, было «усиление роли школы». Однако, несмотря на указанные реформы, все международные исследования показывают, что в стране уровень образования, как общего, так и высшего, падает из года в год…
Какие изменения нужны сегодня грузинской системе образования, и реалистично ли, в условиях существующей политики, заявление премьера о «внедрении образования европейского уровня» в Грузии?. По этим и другим важным вопросам беседует доктор теологии, специалист по образованию, поэт Важа Отарашвили.
— Премьер-министр Ираклий Гарибашвили на встрече со студентами заявил, что сделает все для того, чтобы как можно больше студентов смогли учиться за рубежом, однако, по его же словам, это продолжится до тех пор, пока министр образования Михаил Чхенкели своими реформами сумеет обеспечить в грузинских образовательных учреждениях уровень образования, существующий в ведущих европейских университетах. Реалистично ли это заявление, и каков тот главнейший компонент, которого более всего не хватает сегодня грузинскому образованию?
— Государственная политика образования, заявленная премьером, уже на корню ошибочна и антинациональна. Вместо того, чтобы заботиться о своем интеллектуальном потенциале, и государство поддерживало на местах развитие учебных очагов, внедрение в практику открытий и изобретений наших молодых ученых и исследователей, сокращение размера оплаты для студентов, магистрантов, докторантов, обеспечение процесса восстановления студентов с приостановленным статусом, повышение авторитета наших традиционных высших учебных заведений, молодые в массовом порядке уезжают из Грузии, что вызывает сокращению студенческого контингента в наших вузах. В результате, будут закрываться кафедры, научно-исследовательские лаборатории, и приостановятся работы, у профессоров и преподавателей сократится лекционная нагрузка, что, естественно, повлияет на доходы их семей. Хватит с нас того, что, в результате неправильной государственной политики, в поисках кусках хлеба мы отпустили за границу наших бабушек, матерей, сестер и т.д. Не будем забывать, что Грузия находится перед демографической катастрофой, и выезд каждого грузина за рубеж для страны равноценен потере капель крови. Чхенкли, охваченный лицемерием, не отличает Такаишвили и Иванишвили… Мы, оказывается, должны надеяться на такого министра образования до тех пор, пока он завершит «европейский стриптиз» реформ образования. Нужно, чтобы мы позаботились о своих профессорах и преподавателях, студентах, магистрантах и перевели образовательный процесс в европейское русло, а не ходить по ЛГБТ рельсам под диктовку западных дядей. Между прочим, заявление премьера похоже на раннее заявление министра здравоохранения Тикарадзе, которым она призывала население ездить на лечение только в зарубежные клиники, пока наша система здравоохранения не приравняется к европейскому уровню… Вот, такими глупыми реформами режим Саакашвили, посредством национальной банды Ломая-Шашкина-Нодия-Гварамия разрушал систему образования, и этот путь, чтобы ублажать сердца западных боссов, с успехом продолжает «Грузинская мечта». Вообще, хочу напомнить власти «мечтателей», что, когда функционировали академии Гелати и Икалто, некоторые западные страны даже сформированы не были, не говоря уже об Америке. Что касается конкретно реформ, спрашиваю господина премьера, господина министра образования: назовите хотя бы одну «реформу», проведенную вами или вашими предшественниками, которая бы повысила в Грузии уровень образования. Назовите один успешный проект, который на уровне статистики принес хоть какой-то положительный результат для системы среднего и высшего образования.
— Успехом они считают хотя бы то, что самым успешным студентам помогают продолжать учебу за рубежом?
— Между прочим, предательская власть Саакашвили тоже считала одним из вызовов посылать как можно больше студентов за рубеж, а потом их судьбой никто не интересовался. Большинство студентов оставалось за границей и даже не думало возвращаться на родину… Что касается поддержки для студентов и улучшения качества образования, если бы они действительно этого хотели, то, прежде всего, сократили бы плату за обучение, и было бы доступно хотя бы то образование, которое у нас есть. Они бы проводили международные научные конференции, симпозиумы, финансировали бы научные исследования, создали лаборатории и т.д. Кто-то скажет: а ведь все это связано с расходами. А разве с расходами не связаны бессмысленные реформы, ежегодное печатание все новых учебников и их т.н. грифирование, что стало гнездом коррупции?! Или взять привоз англоязычных учителей, знаете, во сколько это обошлось в свое время?! Миллионы… И каков результат, кто-нибудь сегодня в Грузии знает английский лучше, чем раньше?!
— 30 июля министр образования Михаил Чхенкели представил новый план реформ и заявил, что их цель – поддерживать «проведение исследований высокого качества, ориентированных на результат». По словам министра, к 2030 году бюджет науки будет составлять 230 миллионов лари…
— Это чистейшей воды демагогия! Не может быть у тебя науки, если среднее и высшее образование не находится на высоком уровне. А мы что видим – вместо того, чтобы учебники были национальными, и учебные планы были под стать национальным интересам страны, детей уже не обучают фундаментальным предметам, им уже не преподают историю, грузинский язык, который в течение определенного периода вообще был изъят как отдельный предмет… Выпускные экзамены отменили вообще. Представьте, ребенок идет в медицинский университет, и им в школе не сданы химия, биология, сдает на математический и в школе не сдал экзамен по математике. Что касается финансирования и исследований, если бы их действительно интересовало развитие в каком-либо направлении, они бы, в первую очередь, исходя из нашей специфики, развивали бы главнейшие специальности…
— Например?
— Например, позаботились бы о сельскохозяйственном институте, который в свое время был передовым учебным заведением, и потом его за один лари подарили Бендукидзе. Именно в руках Бендукидзе разрушили этот традиционный очаг научного исследования плодоводства, виноградарства, овощеводства и других важных отраслей. Также разрушили научно-исследовательский институт пчеловодства, институты математики, сейсмостойкости (т.н. институт Завриева), кибернетики, институт систем управления. Не говоря уже об институтах физики и истории, откуда многие из изгнанных научных сотрудников умерли в страшной нищете.
— Что нужно для того, чтобы повысился уровень грузинского образования?
— Главное и наипервейшее – министерство образования должно освободиться от людей, запрограммированных на финансируемых Соросом тренингах, и политика образования от начала до конца должна определяться, в соответствии с национальными интересами страны. Что касается поддержки со стороны Европы и Америки, то для них мы – третий мир, т.н. развивающаяся страна. Поэтому здесь они никогда не будут финансировать образовательные проекты высокого уровня. То, что они финансируют, рассчитано на страны, 60-70 процентов населения которых не умеют читать и писать.
— Министр образования заявил, что с будущего учебного года в школе будет внедрена эстонская модель обучения, целью которой будет развитие в молодежи критического мышления. Что принесет это изменение?
— Нашему обществу не нужно объяснять, что значит «критическое мышление», в современном неолиберальном понятии. Все это вводят для того, чтобы в ближайшем будущем в сознании молодежи появились понятия «родитель №1» и «родитель №2». Потом за этим последует учение, якобы ЛГБТ – это хорошо, и не имеет значения, женщиной ты будешь или мужчиной. Вот таково лицо современной Европы и Америки. Поэтому я и раньше говорил, что мы не хотим такой Запад, Грузия не является колонией ни Америки, ни Европы! Выход, думаю, единственный: грузинский народ должен встать на ноги и привести во главу страны патриотическую силу, которая будет православной и восстановит дипломатические отношения с Россией как большим православным государством. Вот в этом я вижу выход, и только таким путем представляю создание грузинского, национального, ориентированного на православные ценности государства, где и образование будет на высоком уровне, и наука, и все. Иначе мы всегда будем пробной лабораторией, в которую Запад вложит определенные суммы и якобы поможет. Но поможет в том, чтобы мы всегда были рабами…
Беседовал Джаба Жвания