В 1979 году замечательный режиссер Эльдар Рязанов снял трагикомический фильм «Гараж». В картине, где была поднята проблема, доставлявшая в те времена немало неприятностей советским гражданам, великолепно сыграли актеры Андрей Мягков, Лия Ахеджакова, Ия Саввина, Валентин Гафт и другие – небольшую роль исполнил и сам Рязанов. Думаю, он мог представить себе все, что угодно, но вряд ли был способен вообразить, что через 44 года сценарий его фильма будет почти в точности воспроизведен в Грузии, и главную роль в этом «кино» доведется играть не Лие Ахеджаковой, а послу Соединенных Штатов Америки в Грузии Келли Дегнан. Кстати, не правда ли, если присмотреться, внешне Ахеджакова и Дегнан чем-то похожи друг на друга?..
Теперь представьте, что в американском штате Иллинойс, в городе Чикаго обитатели одного из жилых корпусов никак не могут договориться по поводу распределения мест на паркинге, и тут на их собрание приходит Чрезвычайный и Полномочный посол Грузии в США Давид Залканиани. Он присутствует на встрече, активно вступает в дискуссию с американскими гражданами, бегает туда-сюда с линейкой в руках, что-то измеряет (правда, нам сказали, у Дегнан линейки не было, и она бегала с металлической российской рулеткой), разбирается с претензиями – кому сколько положено квадратных метров. Так вот, за подобное поведение Залканиани, в лучшем случае, выдворили бы из страны, хотя, может, вдобавок поколотили – дескать, тебе-то что за дело до нашего паркинга, кто тебя спрашивает? Не исключено, кто-нибудь даже вызвал бы сотрудников американских правоохранительных органов. А у нас?.. Засуетились – Дегнан приехала! Приготовьте кофе, пирожные, накройте стол…
Могла ли посол, пришедшая по просьбе подруги на встречу, знать, что ее появление на собрании будет истолковано как давление? – Несомненно,знала, но все-таки пришла. Потому что она привыкла не считаться с такими «мелочами», оказывала давление даже на судей, что ж говорить о каких-то соседях по жилому корпусу! Возникает риторический вопрос: Дегнан, получается, ходит на «воровские разборки»? В социальных сетях даже шутят по этому поводу, мол, в ответ на приезд Деганан жители Ваке подключили к делу «четырех судей». А вообще, так называемые «воры в законе» подпадают в Грузии под статью 223 Уголовного кодекса страны и подлежат осуждению на срок лишения свободы от 6 до 9 лет. Впрочем, если считать Дегнан так называемым «вором в законе», то кем же у нас получится Виола фон Крамон? Судя по деяниям Виолы, у нее в этом плане открывается хорошее «будущее», как говорят в криминальных кругах, она «путевая». Тем более, госпожа фон Крамон точно знает, что у нее теперь гораздо больше прав, чем раньше, и пример в этом ей подала Келли Дегнан. Возможно, кто-то рассмеется, однако мне кажется, что глядя на все это, уместней восклицать: «О, горе мне!»… Или «О, горе ему!».
Государственный департамент Соединенных Штатов действий посла не осудил, будто так и должно быть. Потому что Дегнан имеет право делать все, что захочет, что пожелает и что взбредет ей в голову. Потому что она работает послом не в какой-нибудь большой европейской стране, а в государстве, интересы Америки к которому определяются лишь его стратегическим положением. Посол США в Грузии пользуется правом вмешиваться в кадровые решения; правом браковать или одобрять законы, которые намеревается принять парламент; право грозить пальчиком всем, начиная с высших лиц государства и кончая рядовыми гражданами. Она поддержала подругу в решении бытового вопросе, стала измерять и распределять места для паркинга, а потом может отправиться сопровождать эту же подругу или кого-нибудь другого на рынок и начать торговаться с продавцом относительно цены на фрукты или овощи.
К сожалению, поведение Дегнан не получило соответствующей оценки и со стороны местных властей. Лидеры «Грузинской мечты» удовлетворились ироническими и ни о чем не говорящими комментариями, в то время, как оппозиция на их месте муссировала бы эту тему в течение недели и объявила Келли Дегнан сельской сплетницей или назвала тем, кем она является на самом деле. Между прочим, этот ее шаг был сделан еще и для того, чтобы продемонстрировать власти: вы, мол, тут судей пытаетесь от меня защитить, а я скоро начну ходить по домам и указывать вашему населению, что есть на ужин и в какое время отправляться на работу. Да, тут действует элементарный принцип: «дитя плачет, потому что ему потакают». У Дегнан это прошло однажды, потом во второй раз, в третий, пятый, десятый, сотый. Вот ее и не возникало желания остановиться, да и с какой стати ей останавливаться?! Она считает себя единоличным правителем хоть и маленькой, но, тем не менее, страны, и не удивляйтесь, если скоро, переодевшись в дервиша, госпожа Келли станет ходить в народ, чтобы узнать мнение людей. Как видно, она, как и мы, не особенно доверяет опросам IRI и потому готова отправиться в массы…
«А зайди-ка ты к Кокинашвили и так ненароком – болтать с Пелагеей будешь – скажи, что нынешним утром Спиридона Суланджиа наказали за то, что он про Архипа неладно говорил, а Сванидзе донес на него Табагари. Если Кокинашвилевой Пелагеи не будет дома, зайди к Сванидзе и Терезии тоже так, между прочим, шепни, что на Спиридона Суланджиа Кокинашвили стукнул. Что так, что эдак – все едино…» На такой вот уровень опустилась Келли Дегнан, а страна-«стратегический партнер» ведет себя так, будто ничего не происходит. Дегнан стала самой обыкновенной Асинетой, которая доносит Сванидзе, о чем говорили у Кокинашвили. И на основании этого американцы, получается, вводят санкции против четырех судей. Ведь реально нам не предоставили никакого документа, даже не сообщили, в каком именно деле судьи получили взятку. Сказали только, у нас, дескать, имеется надежный источник, а этот источник Келли-Асинета, которая, возможно, услышала что-то краем уха на собрании товарищества и отрапортовала Штатам. Сначала сказала так, потом – иначе. Но «что так, что эдак – все едино…».
Да, американцам все равно, какие встречи посещает их посол, насколько она опустилась; главное – чтобы у нее сохранялось право на все, и никто не смел его опротестовывать. Вас удивит картинка, на которой Дегнан со своей подругой присели на лавочке перед посольством словно две деревенские бабы? Ну на самом-то деле на лавочке у посольства Дегнан, конечно, не сядет, однако поступает ровно так, будто сидит – занимается распространением сплетен, причем, сплетничает во вред интересам нашей страны. Извне этот вред затем синхронно «отмазывают» Америка и Европа, а «пятая колонна» внутри страны бурно им аплодирует и в обмен на эти аплодисменты желает заполучить власть. При этом дает обещание, что в случае необходимости сразу же откроет в стране хоть «второй фронт», хоть «третий» и готова принести Грузию вместе с территорией и населением в качестве жертвенного тельца Америке-Европе.
Мы не раз писали, что для нашей страны наступил один из сложнейших периодов в ее истории. Речь не только о внешнеполитическом курсе, проблема касается спасения Грузии как государства в целом. Запад, как бы, рассматривает нашу страну в качестве одной из ракет (в самом прямом смысле этого слова), которой можно выстрелить по России. Если эта ракета взорвется, попав цель, хорошо, если упадет сама по себе – тоже не беда. К тому же Грузия по территории и населению не такая уж большая страна, чтобы при современных технологиях в случае включения в войну продержалась дольше месяца. А за этот месяц она легко превратится в выжженный полигон, в ровное место, где американцы разместят затем свои военные базы и получат стратегические преференции. Мало ли что в жертву вместе со всем остальным придется отдать и тот «гараж», за передачу которого подруге так активно хлопотала Дегнан! Госпожа Келли будет первой, кто, как только начнут стрелять, покинет Грузию и будет мирно дожидаться, когда ее назначат послом в какую-нибудь другую страну, такую, взорвать которую, как ракету, Америке тоже будет на руку. Штатам крайне необходимы такие опытные кадры, как Дегнан, и если она справится с возложенной на нее миссией, карьерный рост ей гарантирован.
Оппозиционные телеканалы «забили» на то, что случилось в «гараже», ни словом об этом не обмолвились, чем лишний раз подтвердили, что принятие закона «Об агентах иностранного влияния» больше всего не устраивало именно оппозиционно настроенные организации и телекомпании. Подтвердилось и то, что для американского и европейских послов наши неправительственные организации и телекомпании готовы «провести» все, что им угодно. Представьте на минуту, чем бы закончилось это дело, приди на указанную выше встречу не американский посол, а, скажем, российский журналист или какой-нибудь российский политик десятого ранга. Его бы немедленно распяли на кресте (в буквальном значении слова), объявили «персоной нон грата» и потребовали от властей выдворить из страны. Это даже не двойные стандарты – это поход против интересов государства, который легко маскируют и суют нам под нос в красивой упаковке. Получается, американскому и европейским послам разрешено все, а другим… Других попросту не существует, а мы равняемся именно на них.
Леван Габашвили