Государственные ведомства обязаны публиковать официальные данные и, хотят они того или нет, в конце каждого месяца, квартала и года отчитываться перед общественностью, предоставляя ей конкретную информации. Тем не менее, почему-то возникает ощущение, что если не заставлять соответствующие подразделения делать это, никто сам цифры, о которых мы не раз говорили раньше и продолжаем говорить сейчас, обнародовать не станет…
Что имеется в виду? Согласно отчету Национального банка Грузии, в феврале в страну было перечислено 372 миллиона долларов США, причем 187 миллионов из них пришлись на Российскую Федерацию. По этому показателю она более чем уверенно опережает все другие государства. Достаточно сказать, что из находящейся на втором месте по этому параметру Италии в Грузию за тот же период было переведено 39 миллионов долларов. За ней следуют США–30 миллионов, Греция – 17 миллионов, Израиль – 16 миллионов и т.д. Вроде бы в этом нет ничего странного. Все и без того знали, что подавляющая часть денег в виде переводов приходится на Россию. Однако теперь их объем еще больше возрос. На рост поступлений российских денег, надо полагать, сильно повлияло то, что в период зимнего туристического сезона к нам в страну приехала масса граждан из России. С другой стороны, те, кто переехали сюда и не только здесь живут, но и ведут бизнес, уже не раз становились объектами нападок грузинской оппозиции, неправительственных организаций и Запада. Запад нашептывал нам – русские заработают в Грузии деньги, которые потом начнут отсылать домой, позволяя вздохнуть российской экономике. О таких диверсиях или теориях заговора публично говорят как оппозиционеры, так и представители неправительственного сектора. Но не будем голословны и обратимся к цифрам.
По данным Национального банка из Грузии были отправлены переводы на 27,6 миллиона долларов. Даже если допустить, что вся эта сумма ушла в Российскую Федерацию (а реально деньги пересылались в более чем 20 стран), получится, что в чистом виде поступления из России в Грузию составили только за один месяц более, чем 160 миллионов долларов. То есть, переживания оппозиции и Запада относительно того, что российская экономика дышит благодаря деньгам, заработанным в Грузии, не более, чем откровенная пропаганда, основанная на лжи. Во-первых, что бы ни происходило, Грузия в силу своих масштабов никак не сможет влиять на российскую экономику. К тому же, находящиеся у нас в стране российские граждане в любом случае гораздо больше денег тратят в месте своего пребывания, чем отсылают (если отсылают вообще) к себе на родину. Основной компонент стабильности национальной валюты и экономической устойчивости – это прямые иностранные инвестиции, количеством которых не особенно похвастаешься. Эксперты утверждают, что если ежегодно в страну будет поступать 1,5-2 миллиарда прямых иностранных инвестиций, этого окажется достаточно, чтобы решить все проблемы, связанные с обеспечением нашего поступательного движения. Так вот, теперь помножьте российских 187 миллионов на 12 месяцев. Сколько получилось? Как раз та сумма, о которой мечтают грузинские экономические эксперты, и, что примечательно, прямо говорят представители власти. То есть все происходит реально, и отрицать после этого, что стабильность лари за последнее время, снижение цен и другие положительные тенденции – это результат поступающих из России и от россиян денег, было бы, мягко говоря, некомпетентно и глупо. Это помимо того, что российские туристы оставили у нас на зимних курортах почти 1 миллиард лари. Особенно это касается Сванети, куда потянулся основной поток гостей. Дело в том, что местные гостиницы в Гудаури и Бакуриани были под завязку заполнены делегациями и спортсменами, прибывшими сюда для участия в чемпионате мира. Если взглянуть на показатель исходящих из Грузии сумм, нетрудно убедиться, что все эти 187 миллионов остались внутри страны, растворились среди населения, между рядовых граждан и были истрачены. При этом бюджет тоже получил солидное пополнение.
Уже не раз было доказано, что приезд российских граждан исключительно позитивно сказался на Грузии. При этом оппозиция продолжает утверждать, что большинство въехавших – агенты ФСБ, которые, дескать засланы в нашу страну с целью осуществления диверсионной деятельности. Однако прошло уже больше года, но никто пока никаких диверсионных актов не наблюдал. В связи с этим возникают обоснованные сомнения: а понимают ли в оппозиции, что вообще означает слово диверсия?Похоже, там просто получили с Запада директиву – на все, оказавшееся в контексте России, делать только отрицательные заключения. Тут ни в коем случае не должны присутствовать положительные стороны, а самое печальное, что и власть занимается тем же самым, причем, уже по собственной воле, а не в соответствии с чьими-то указаниями. Ведь у того же президента Национального банка есть возможность объяснить: люди, 187 миллионов долларов это очень важно для нашей экономики и для устойчивости лари. Но если он признает это, у его дома будет организована акция протеста, а на него самого немедленно навесят ярлык предателя и изменника, как и на многих других. А потом ходи и оправдывайся! Да, потому что у нас приходится искать оправдание, если сказал вслух правду. Все хорошее, если оно исходит от России, в последнее время наказуемо.
Зато оппозиция и неправительственные организации устроили специальный брифинг в связи с тем, что Великобритания выделила помощь в размере 10 миллионов фунтов стерлингов. Ну, во-первых, эти 10 миллионов предназначаются пополам Грузии и Молдове. А, во-вторых, все, кто элементарно умеет считать, легко поймет, что на фоне 187 миллионов вышеприведенная сумма выглядит просто смехотворно. Кроме министра иностранных дел Великобритании, Грузию посетила также делегация из Объединенных Арабских Эмиратов. Министр экономики Грузии обрадованно и сгордостью заявил, что мы продали арабам почти 2 миллиона овец. Сразу поправим министра – не около 2 миллионов, а 1,4 миллиона, что, согласитесь, достаточно ощутимая разница. И добавим – возможно, в нашей стране вообще нет достаточного поголовья овец, чтобы выручить за них 187 миллионов долларов. Создается впечатление, что руководство страны и в особенности министр прекрасно понимают, что происходит на самом деле, чем обусловлены укрепление лари и прогресс в экономике, но упрямо пытаются приписать это проданным в Объединенные Арабские Эмираты овцам, отправленным в Германию 50 килограммам апельсинов, с помпой доставленным во Францию двум ящикам вина и т.п. При этом они не хотят сказать вслух главного и по-прежнему пытаются подать Турцию в качестве главного торгового партнера Грузии, в то время как в феврале оттуда поступило переводов на 9 миллионов долларов. Кто-нибудь захочет вступиться за турок и пояснит, что им сейчас не до переводов, а то бы их было на гораздо большую сумму. Между тем, эти 9 миллионов, отправленные в «трудные времена» на 19% превышают прошлогодний февральский показатель, когда там не наблюдалось природных катаклизмов. Кстати, Турция до недавнего времени действительно больше всех ввозила в нашу страну картофеля, однако после того, как этот продукт стал завозиться из России, наше население безоговорочно отдало предпочтение российской картошке – она дешевле и качественней. Правда, никто из грузинского руководства на счел нужным даже заикнуться на сей счет, но это ничего не меняет, поскольку в магазинах и на рынках все чаще можно услышать характерный вопрос: «Картофель российский?».
Не потому ли, что российские продукты в Грузии ценят так же высокого, как грузинские в России? Потому мы их продаем в Россию больше, чем остальным… А теперь вот уже и завозим больше, чем от других. Эксперты приписывают рост торгового оборота российско-украинской войне, дескать, из-за санкций России просто больше некуда продавать свою продукцию, вот она и наращивает торговлю с Грузией. Любопытно, а пытались ли мы раньше завозить из России тот же картофель и при этом получили отказ? Если же все вернется в прежнюю колею, кто-нибудь сможет объяснить местному потребителю, почему российские продукты исчезли с прилавка, а цены выросли? Именно нынешняя ситуация дала людям понять, что именно углубление торговых отношений с Россией, рост оттуда денежных переводов привели к экономической стабилизации и укреплению национальной валюты почти на 1 лари, чего никогда раньше не случалось. Лари продолжает «твердеть», и если этот процесс продолжится в таком же темпе, к концу года курс может выйти на 2-ларовую отметку. Таким образом, происходит то, чего ни один грузинский эксперт не вообразить даже во сне.
Именно по этой причине мы так упрямо твердим: жизненно важно и крайне необходимо начать говорить с Россией напрямую, прежде всего, на тему торговли. А когда отношения в этом направлении будут улажены и стабилизируются, можно будет перейти и к другим темам. И это, между прочим, как раз то, чего больше всего опасается Запад. Там ни в коем случае не захотят допустить даже крошечную возможность того, чтобы Грузия села одна за стол переговоров с Россией и вела их как независимое суверенное государство. Ведь очевидное в этом случае экономическое благополучие станет настолько бросаться в глаза, что Запад окажется не в состоянии использовать свои рычаги воздействия, и тогда в один прекрасный день с грохотом обрушится создававшийся в течение многих лет образ врага.
Бесо Барбакадзе