На первый взгляд, ситуация может показаться странной: практически все крупные компании объявляют, что у них имеется масса различных незаполненных вакансий, и, тем не менее, никто на работу к ним наниматься не спешит. Действительно, почему же сюда не трудоустраиваются люди, которые вечно жалуются на отсутствие рабочих мест?! А дело обстоит как нельзя просто: компании не лукавят, они действительно нуждаются в рабочих руках, однако не желают при этом назначать сотрудникам адекватную затратам их труда зарплату. Неудивительно, что подобные вакансии месяцами остаются невостребованными…
В то же время приехавшие в Грузию иностранные граждане бывают готовы устроиться даже на «нищенскую» зарплату. Не потому, что они испытывают острую материальную нужду. Им это необходимо для другого: от иностранцев при получении банковской карты в обязательном порядке требуется справка с места работы, потому им нужна любая работа, чтобы получить право на открытие счета и осуществление банковских операций. Таково грузинское (и не только) законодательство. То есть, в общем-то нетрудно понять, почему граждане иностранных государств соглашаются работать за мизерную заработную плату, на которую, подчеркнем, ни за что бы не согласились, будь они у себя на родине. Все, вроде бы, понятно, но это стало прекрасным поводом для оппозиции, чтобы устроить очередную бурю в стакане воды. Она направила официальный запрос, желая установить, сколько граждан зарубежных государств были трудоустроены в Грузии на протяжении последних десяти месяцев. Ответ не заставил ждать – 1646 человек! Естественно, сразу поднялся шум (какая ж «политика» без этого!): дескать, российские граждане отбирают рабочие места у грузин! Дальше, правда, выяснилось, что из 1646 трудоустроенных иностранцев на россиян приходится только 1052 – остальные являются гражданами других стран. Однако оппозиционеров это, как вы понимаете, не остановило – 1052 все равно большое количество, — заявили они. Вообще-то, если это число разделить на 10, то ежемесячно получится не так уж много, а главное – ни граждане России, ни представители других стран у грузин никаких рабочих мест не отнимали, а трудоустраивались там, куда местные жители идти работать не желают из-за низкой, чтобы не сказать резче, оплаты труда.
Пока оппозиция тревожно «била в набат», никто даже не вспомнил о том, что в России проживает миллион наших соотечественников, и даже если допустить, что занято из них не больше трети, все равно получается, что они отняли у местных граждан, как минимум, 300 тысяч рабочих мест! Вы, однако, слышали хотя бы раз со стороны российских политиков или рядовых российских жителей жалобы на то, что грузины отнимают у них рабочие места, и потому их надо выдворить из страны? Естественно, не слышали, потому что в России тот, кто хочет работать, всегда работу себе найдет, а если есть такие, кого не удовлетворяет оплата, то и в этом нет ничего из ряда вон выходящего – в любой стране можно отыскать людей, недовольных своей работой, которые не задерживаются на одном месте и продолжают искать, где получше, борются, трудятся, стараются доказать, что заслуживают большего, и чаще всего в конечном счете добиваются своего. Оппозиция не удосужилась вспомнить и о том, что после приезда российских граждан в стране заметно увеличились коммерческие обороты супермаркетов и ресторанов. Когда вы в последний раз слышали жалобы рестораторов, мол, люди к нам больше не ходят, бизнес становится убыточным, мы вынуждены увольнять сотрудников? Если и слышали, то давно, в любом случае, до массового въезда в Грузию россиян. Сегодня все обстоит наоборот – чуть ли не каждый ресторан ищет официантов, у всех приличная загрузка, и все это за счет российских граждан. Даже небольшие районные магазинчики не скрывают, что их основными потребителями являются россияне. То есть, на деле получается, что массовый приезд российских граждан позитивно сказался не только на экономике страны, но и на финансовом благополучии рядовых жителей. Тем не менее, если признать это вслух, Запад придет в негодование, а оппозиция любого заявившего такое немедленно обвинит в «русоблюдстве».
К сожалению, и власть не желает обо всем этом упоминать, опасаясь лишних конфликтов с оппозицией. Правда, выступая на экономическом форуме в Катаре, премьер-министр сказал, что рост торговых отношений с Россией дал положительные финансовые результаты как на уровне государства, так и в том плане, что благотворно отразился на рядовых грузинских гражданах. Но дальше этот тезис не был никем подхвачен и не получил никакого продолжения. К примеру, не выступил наш министр сельского хозяйства, который мог бы рассказать местному населению о том, что подавляющая часть произведенной в Грузии сельскохозяйственной продукции покупается именно в России, что мы радуемся ожидаемому щедрому урожаю нектарин и персиков только в надежде на их вывоз в Россию, что ртвели в Кахети проходит в последние годы так помпезно тоже в расчете на российский рынок, и винные и коньячный заводы реализуют грузинские вина и коньяки преимущественно именно в Российской Федерации. Министр экономики не удосужился сказать что-нибудь хорошее по адресу дешевых российских нефтепродуктов, а министр финансов промолчал по поводу укрепления лари и сотнях миллионов долларов, перечисляемых нашими гражданами из России и выполняющих в грузинской экономике роль прямых иностранных инвестиций. Тех самых инвестиций, которые, вроде бы, должен был осуществить Запад, но так их и не осуществил.
Несколько дней назадмне встретился грузин, вот уже 22 года владеющий в России магазином детской одежды, которому приходится постоянно летать туда-сюда. Он признался, что у него на глазах выступили слезы, когда самолет из Москвы прилетел прямо в Тбилиси и не пришлось пересаживаться в Армении или Турции, или лететь во Владикавказ, а откуда 5-6 часов трястись в машине, чтобы добраться до дому. С возобновлением прямых полетов люди сэкономят не только деньги, но и время, здоровье, нервы… Это видят и Европа с Америкой, и оппозиция, однако они все выворачивают наизнанку, пытаются представить дело так, будто народ в один голос с ними опротестовывает восстановление прямого авиасообщения и полученное для себя хоть какое-то облегчение в и без того полной разных проблем жизни…
Вернемся к рабочим местам. Знаете ли вы, что дистрибьюторам в месяц платят от 500 до 700 лари? То есть, эти люди весь день перемещаются на автомобиле (если их при этом оштрафуют, штраф они платят из своего кармана, а штрафуют их чаще всего за неправильную парковку, потому что физически мест под разгрузку в городе нет), с утра до ночи по жаре и по холоду, в дождь и ветер таскают тяжелые ящики. Одним словом, работают, как проклятые, а месячной зарплаты в конечном счете едва хватает на две недели. В последний период появилось немало русских дистрибьюторов, которые, безусловно, знают о том, что их зарплата не соответствует затратам труда, однако у них попросту нет другого выхода. Один из моих приятелей, русский, именно таким образом проработал 3 месяца, только чтобы получить право открыть счет в банке, а затем зарегистрировал общество с ограниченной ответственностью, трудоустроил 4-х местных жителей, и каждому платит по 2 тысячи лари. Недавно он пожаловался мне: в конце июня у меня истекает срок вида жительство, и, как мне сказали, велика вероятность того, что его не продлят. Я понимаю подобное проявление бдительности, когда дело касается безопасности страны, но почему мы мешаем находиться в Грузии человеку, который изготавливает инвентарь для магазинов, трудоустроил у себя нескольких местных граждан и сам вместе с ними работает физически, исправно платит все налоги?! Между прочим, все четверо сотрудников ходят с ним по домам юстиции и различным ведомствам, пытаясь убедить того или иного чиновника, что человек этот ничего не портит, но пока безрезультатно. Тем временем, у одной из крупных компаний (если вообще не крупнейшей в стране), занимающейся напитками, открыта вакансия на позицию дистрибьютора с месячным окладом 550 лари. Рабочий график – с 8 утра до 8 вечера, то есть 12 часов. Если пересчитать оплату на часы, получится по 2,27 лари в час. Между тем, Запад официально объявил: если кому-то платят меньше 1 доллара в час, значит, этот человек нищий и он борется за выживание. Так вот компания, о которой идет речь, недавно вывесила баннер – в Грузии 235 тысяч семей, имеющих детей, живут в нищете. Любопытно, а что она сама делает для того, чтобы сократить их число? Мы с удовольствием размахиваем флагом Евросоюза. Но может прислушаться и к этим рекомендациям, подкрепив наше стремление в европейскую семью не только словами, но и размером зарплат.
Трудно сказать, насколько еще долго придется оставаться в Грузии гражданам Российской Федерации. Многие купили здесь квартиры и утверждают, что даже возвратившись домой, приобретенное недвижимое имущество продавать не станут, потому что хотят сохранить возможность приезжать в Грузию, жить и отдыхать здесь. Именно этого не хотят понять ни Запад, ни оппозиция. Обычные люди общаются очень просто, запросто решают бытовые проблемы, помогая друг другу, и сколько бы мы ни размахивали флагами Евросоюза, на то, чтобы местные жители стали забрасывать камнями приезжих из России и наоборот, чтобы кто-то враждебно встретил гражданина Грузии, приехавшего в Россию, понадобятся века. И то вопрос, а получится ли? Наши люди всегда смогут трудоустроиться в России, а россияне, приехавшие в Грузию работать или отдохнуть, будут встречены с радушием и гостеприимством. И не имеет ровным счетом никакого значения, что скажут при этом Виола фон Крамон или Анна Фотыга, в каком настроении окажутся Кубилиус или Шарль Мишель.
А главное – до тех пор, пока, наконец, местные компании не поймут, что, вместо того, чтобы извлекать 200-300%-ую прибыль, им необходимо увеличить размер зарплат сотрудникам и гарантировать людям достойную оценку их труда, до тех пор они будут обречены впустую вывешивать объявление о вакансиях, а потом удивленно разводить руками: работа есть, но нет желающих на нее претендовать.
Бесо Барбакадзе