Нам многократно приходилось писать о том, что перед Грузией уже не первый год стоит серьезнейшая демографическая проблема. Показатель смертности в стране ощутимо превысил в последнее время показатель рождаемости, однако практически никто, кроме нас, громко об этом не заявляет и никто из политиков ничего на этот счет не говорит. Создается впечатление, будто данной проблемы не существует ни для правящей команды, ни для оппозиции. Между тем, вместе с другими проблемами мы часто писали об исследованиях, проведенных японскими учеными и свидетельствующих о том, что некоторым нациям к 2050 году в результате обострения демографических проблем будет грозить опасность исчезновения, причем, подчеркивалось – Грузия вошла в первую десятку таких стран. Говорили мы и о том, что временный позитивный эффект на решение демографической проблемы дала инициатива Католикоса-Патриарха всея Грузии, когда он объявил, что будет лично крестить каждого третьего и последующего ребенка в семье. Именно после призыва Патриарха мы убедились, что подобные инициативы вполне способны себя оправдать, и что положение, следовательно, не столько безнадежно, как может показаться, и пока поддается исправлению. Тем не менее, за последние три года разница между числом новорожденных младенцев и умерших уже достигла нескольких тысяч душ.
Многим, наверное, было бы любопытно узнать, какая практика на этот счет существует в странах, которые более или менее нам знакомы. Для начала возьмем в качестве примера Беларусь – ту самую страну, о которой наша оппозиция и Запад постоянно твердят, дескать, люди там по-прежнему живут, как в Советском Союзе и их президент Александр Лукашенко представляет собой обыкновенного диктатора. Однако надо отметить, что именно по инициативе Лукашенко белорусская семья, ожидающая рождения третьего ребенка, имеет право безо всяких процентов вынести из государственного банка сумму, эквивалентную 50 тысячам долларов, при условии в течение трех лет вернуть только 75% от нее. Причем, если за эти три года в семье появится четвертый ребенок, она вообще освобождается от возвращения взятой суммы. Вот и получается, что Лукашенко, вернее, диктатор Лукашенко в случае рождения в семье третьего и четвертого ребенка безвозмездно выделяет, можно сказать, дарит ей 50 тысяч долларов. Но и это не все, так как после рождения четвертого ребенка главе семьи предоставляется право вновь явиться в государственный банк и взять на тех же условиях очередные 50 тысяч – то есть, обязавшись вернуть через три года лишь 75% от этой суммы, и все это может продолжаться в течение многих лет. В грузинской действительности за дважды полученные 50 тысяч долларов вполне реально приобрести в столице квартиру, которую затем можно будет сдавать за 700-800 долларов в месяц, а то и дороже, а взамен получить гарантию того, что многодетная семья не будет голодать. Именно нечто похожее делается в Беларуси…
Теперь поговорим о странах Прибалтики, то есть о государствах, которые и в коммунистический период считались «европейскими», став затем первыми, кто после распада Советского Союза объявил о своей независимости. Население Лиетувы в 2011 году составляло больше 3 миллионов жителей, сейчас – 2,8 миллиона. То есть, ежегодно население этого прибалтийского государства сокращается в среднем на 10 тысяч человек, что для маленьких стран, наподобие Лиетувы, очень тревожный показатель. Аналогичное происходит в Латвии и Эстонии. Точнее, эстонские власти «нашли выход» из ситуации, решив предоставлять гражданам Евросоюза двойное гражданство, в результате чего формально темпы сокращения населения несколько снизились. Тем не менее, во всех трех прибалтийских государствах аборигенное население считает, что на месте остается все меньше и меньше коренных литовцев, латышей и эстонцев. Они преимущественно переселились в развитые европейские страны, поскольку там и зарплаты выше, и как выходцам из государств, являющихся челнами Евросоюза, им не составляет проблемы найти здесь работу. Реальная же картина такова – все три государства Прибалтики даже не постепенно, а очень быстро пустеют, теряя коренное местное население, и власти уже ничего не способны с этим поделать. Одно из «благ» членства в Евросоюзе в этом и заключается, и потому давайте судить обо всем, как говорится, с собственной колокольни: если завтра вдруг мы войдем в указанную организацию, это будет означать, что все наши граждане получат право легально работать в любой стране Евросоюза и получать заработную плату на уровне других европейских граждан. А теперь вдумайтесь: как вы считаете, сколько граждан покинет Грузию ради получения зарплаты в размере 5-6 тысяч евро? Или как поступят даже те, кто сейчас работают на государственной службе, и кому ежемесячно платят по 5 тысяч лари, если у них появится возможность официально зарабатывать втрое больше? Таким вот незатейливым образом пустеет наше древнее государство, где коренное население тут же заменяют приезжие иностранцы, которые постепенно и прочно здесь у нас обосновываются, а местных жителей становится все меньше, и постепенно они неминуемо превратятся в меньшинство на своей исторической земле.
Для бельгийца, нидерландца или представителей некоторых других стран фраза «моя родина там, где находится прах моих предков» абсолютно ничего не значит. Как тут не вспомнить об эксперименте, который пару лет назад был проведен в Брюсселе. В центре города установили видеокамеру, которая в течение одного часа должна была запечатлевать, сколько за этот отрезок времени в одном конкретном месте пройдет белых и цветных людей. Увиденное превзошло все ожидания – в кадре не появилось ни одного белокожего. Просто взгляните на футбольные сборные европейских стран – французскую, голландскую, английскую, бельгийскую – игроки с темным цветом кожи в них явно превалируют. Я пишу об этом вовсе не потому, что имею что-то против них; я лишь хочу сказать, что по своему происхождению они не местные и большинство из них переселилось сюда с Африканского континента. Ничего нет против них и у коренного населения европейских стран; никто, например, не говорит, что игравший в свое время за сборную Германии Джеральд Асамоа не немец, тем не менее настоящий, коренной немец, бельгиец или француз испокон веков были белыми, как и настоящий, уходящими корнями в древность грузин. Однако…
Знаете ли вы, что в Грузии число новорожденных на каждую тысячу жителей составляет 11,4. Цифра эта заставляет о многом задуматься, потому что в 2015 году данный показатель находился на уровне 15,9, и таким образом он ежегодно сокращается, причем, пока не прослеживается никаких предпосылок для его роста – нет ни ожиданий такого рода, ни реальных возможностей. Можно лишь сказать, что по сравнению с 2015 годом в Грузии родилось на 17 тысяч детей меньше. Задумайтесь, что означает это число, если стольких жителей нет, к примеру, в Боржоми, в Сачхере, Харагаули, Чиатура, Местия, Лентехи, Они, Амбролаури, Хони, Вани, Гардабани, Каспи, Мцхета, Душети… А ведь это центры крупных грузинских муниципалитетов! Скажу вам больше, 17 тысяч человек не проживает в некоторых муниципалитетах Грузии даже вместе взятых, а мы этого количества населения недосчитались менее, чем за каких-то десять лет.
Что следует предпринять властям, чтобы хоть как-то позитивно повлиять на создавшееся положение? Сколько ни ходи вокруг да около, в конечном счете, проблема все равно упрется в финансы. А потому необходимо изыскать средства на поощрение многодетных семей, причем, не для символической их поддержки выплатами по 100 или 200 лари в месяц, а пусть единовременно, но крупными суммами, чтобы они получили возможность приобрести недвижимость, способную приносить им доход или позволяющую начать малый бизнес, который также станет источником доходов и в котором может быть занята вся семья. Кто-то возразит, что государство и без того осуществляет немало программ, позволяющих начать малый бизнес, однако, чтобы принять участие в этих программах, в любом случае необходим какой-то начальный капитал, например, земля, на которой можно осуществить этот проект, но которой нет не только у многодетных семей, но и у большинства граждан Грузии.
В отличии от Беларуси, у нас нет и государственного банка, к которому могли бы обратиться за поддержкой главы многодетных семей. Очень сомнительно, чтобы такие суммы стал выдавать наш Национальный банк. Следует признать и то, что в Грузии вообще отсутствует многое из того, что есть у других бывших союзных республик. Было очень недальновидно по мановению руки избавиться от всего, что связано с Советами; ведь другие сумели сохранить, развить все рациональное, все хорошее (а хорошего было немало) и на этой основе выстраивают теперь нечто новое. А мы привыкли сначала резать и только потом отмерять, в чем тоже проявляется вина наших ура-патриотов. К сожалению, так было в прошлом, так обстоит дело сейчас и, судя по тому, что всем нам приходится наблюдать, также будет происходить в грядущем.
Неудивительно, если нам придется все чаще видеть видеосюжеты о пустующих грузинских селах, где никто не живет или где в школу или в детский сад ходит всего один ребенок, да и тот, как только вырастет, почти наверняка покинет родные края, отправится куда-нибудь в места получше, поскольку воочию видит и хорошо понимает, что в покинутом всеми селе его перспективы равны даже не нулю – они опустились гораздо ниже нуля…
А больнее всего, что главным приоритетом нашего государства объявлено, тем временем, вхождение в европейскую семью и членство в НАТО. Вот только кому прикажете становиться членом Евросоюза или НАТО, если страна пустеет и нация исчезает?! Да, нация, которая, по словам Чабуа Амирэджиби, «напоминает выпущенное на пастбище стадо с одним единственным занятием – пастись»!
Леван Габашвили