Во времена коммунистов, если человек (не важно мужчина или женщина) находился в состоянии развода, это крайне отрицательно сказывалось на его карьерном росте, считаясь серьезным препятствием для продвижения по служебной лестнице, особенно на высокую должность. Руководствовались простой логикой – раз ты не сумел сохранить семью, это свидетельствует об отсутствии у тебя устойчивой психики, о неумении осуществлять управление, налаживать прочные отношения с партнерами (в данном случае с женой или мужем), находить с ними общий язык. В любом случае, по статистике уровень разводов в Грузии самым низким был именно при коммунистах.
В свое время вступление в брак представляло собой нечто вроде расписанного ритуала. Сначала влюбленные пары начинали вместе ходить… Да, именно ходить, гулять по улицам, в парках – тогда так и говорили: Васико ходит с Мананой. По мере развития отношений иногда шли в кафе или ресторан – их тогда, правда, было немного. Но главное, чем отличались все парочки – это предельно корректным поведением, и, к примеру, столкнуться в общественном месте с целующимися «взасос» парнем и девушкой было совершенно исключено, потому что выносить на публику интимные отношения считалось крайне неприличным, неприемлемым и ненормальным. Кто-то поспешит возразить: мол, свобода и раскованность в отношениях лучше, чем показная скромность! Отвечу: свобода свободе рознь, и ее не следует путать с распущенностью, невольными свидетелями которой мы с вами так часто становимся теперь. Скажу вам больше, публичные объятия, страстные поцелуи в тех же скверах или других местах отдыха можно, пожалуй, счесть самым невинным и целомудренным занятием из того, что порой видим мы и наши дети.
Институт святости семьи постепенно обесценивался, и лозунг «если не уживаетесь, разводитесь, вступайте в брак во второй, третий или десятый раз» стал, к сожалению, нормой. Неужели вы думаете, что раньше все в семьях идеально уживались и ладили друг с другом? Естественно, нет, но сама внутренняя мотивация была иной, и потому то одна сторона уступала другой, то другая первой, ведь семья – это, прежде всего, искусство уступок и взаимного понимания. В конечном счете проблемы, казавшиеся неразрешимыми, при таком настрое как-то незаметно улаживались. Благодаря прочности семейных уз и дети росли с устойчивой психикой, а такие понятия, как сводный брат, сводная сестра в общей массе фигурировали редко. Недавно кто-то из приятелей грустно пошутил: «Кажется, новорожденных теперь действительно приносит аист: столько знакомых женщин с детьми, а мужа нет ни у одной». Самое же печальное в этой истории то, что почти никто не воспринимает разрушенные семьи как трагедию – будто это обыденное явление: ну была семья, а теперь ее нет, и все!..
Я не случайно начал с эмоциональной окраски проблем, характерных для современной грузинской семьи, потому что дальше в качестве подтверждения нас ожидает сухая статистика. Начнем с формальной стороны. По данным Сакстата, за первые 6 месяцев 2024 года в Грузии было зарегистрировано 9924 брака, то есть именно столько было официально создано семей. Однако за тот же период в стране было оформлено 6859 разводов. Таким образом,за первые полгодаразводы составили более 69% от числа заключенных браков, и это катастрофический показатель… Сын моей подруги, который в этом году пошел в первый класс, рассказывает всем, будто его отец находится в плену у пиратов, но скоро он сбежит и вернется к нему. На самом деле, «пират» – женщина, живущая в одной из европейских стран. Да, сначала парень женился на соотечественнице, но потом оставил беременную жену, отправившись в поисках работы в Европу, и пропал. Не просто бесследно исчез, а банально познакомился за рубежом с какой-то женщиной и известил семью, чтобы назад его не ждали. С ребенком он не общается, а тот продолжает наивно о нем мечтать и строить иллюзии, дескать, вот-вот его сильный папа победит пиратов и вернется…
За первые 6 месяцев нынешнего года в Грузии было зарегистрировано 18 633 новорожденных, при том, что за этот же период скончалось 22 265 человек. Цифры опять-таки мало обнадеживающие: за первое полугодие население страны сократилось на 3632 человека. Мы неоднократно писали о том, как в результате исследований, проведенных несколько лет назад, Грузия была включена в перечень наций, которым к 2050 году грозит реальная угроза вымирания. На первый взгляд, до 2050 года, вроде бы, еще немало времени, но, с другой стороны, процесс явно протекает весьма «успешно», и, что хуже всего, не видно не только механизма для его приостановки, но, и (это еще существенней) нет желающих заняться решением данной проблемой… Приведу в качестве сравнения Узбекистан, население которого в 2016 году составляло 31 млн, а сейчас его численность достигла 37 млн. Там вопрос стоит в корне иначе: население ежегодно увеличивается на 1 миллион человек, и в правительство выражает озабоченность такими темпами роста, считая, что следует что-нибудь предпринять, чтобы как-то затормозить процесс. У узбеков проблема с тем, как замедлить рост населения, а у нас – как бороться с вымиранием нации. Кто-то может привести в качестве аргумента то, что у Узбекистана гораздо больше территориальных ресурсов, чем у Грузии. Это так, но ведь речь идет не о территории?! Скажем, территория Нидерландов даже меньше нашей, а численность населения этой страны превышает 16 миллионов, то есть превосходит численность нашего населения почти в четыре раза. Это наглядно подтверждает, что даже на небольшом пространстве может проживать много людей, причем, они могут жить в достатке, как это происходит в тех же Нидерландах. Но одного желания рядовых граждан для того, чтобы этого добиться, явно недостаточно.
Недавно один из представителей власти высказал неожиданную мысль о том, что зря, мол, мы ноем по поводу малочисленности населения. Ежедневно по Грузии продаются сотни квартир, а это значит, что мы размножаемся, — заключил он. Все это, скажу я вам, не только ложь, но и огромная глупость. Объясню почему. Во-первых, квартиры у нас покупают, по сути дела, одни и те же люди, то есть существуют семьи, владеющие несколькими квартирами – иногда больше 10. Они сдают эти комнаты в аренду, получая доход и прикупая новую жилплощадь. Во-вторых, значительную часть квартир приобретают эмигранты; большинство из которых возвращаться в Грузию не собираются, а построенное жилье… тоже сдают в аренду. Арендаторами в основном выступают иностранные граждане, поскольку при таких высоких ценах на аренду, как в столице, грузины, приезжающие из сел, не могут позволить себе их снять. Только что начался учебный год, и мы видим, как приехавшие из регионов студенты вынуждены кооперироваться по 3-4 человека, чтобы оплатить проживание в однокомнатной квартире. Ну и… Вряд ли, четыре человека в одной комнате будут в состоянии успешно учиться и получить полноценное образование. Как это обычно бывает, кто-то захочет привести в гости друга, кто-то пригласит родственника или односельчанина, и возникнет такая обстановка, когда невозможно даже просто книгу почитать.
А что предпринимает наше государство, как оно старается развернуть процесс в лучшую сторону или хотя бы разработать на перспективу долгосрочный план по его совершенствованию? Выборы на носу, и политики всячески стремятся произвести на избирателей впечатление: кто-то предлагает следовать путем, указанным нации Ильей Чавчавадзе, кто-то ссылается на план Маршалла, а у кого-то просто под рукой старые предвыборные конспекты, потому что реального плана ни у кого все равно нет, и никто никогда даже не думает полностью выполнять свои предвыборные обещания. С чего же теперь вдруг их соблюдение станет Божеским предначертанием?! Население прекрасно понимает, эффектный и броский план необходим конкурирующим партиям только в ходе предвыборной кампании, а потом его по традиции элементарно выбросят на помойку или, в лучшем случае, задвинут на полку до следующих выборов. Оппозиция в этот раз решила сделать акцент на возвращении в страну эмигрантов, обещает сформировать для них специальный фонд помощи, создать десятки тысяч рабочих мест… Впрочем, все это откровенная липа! Во-первых, многие из уехавших не настолько наивны, чтобы поверить только словам и вернуться, а тех немногих, кого получится уговорить, обеспечить достойной зарплатой все равно не удастся, и это для всех совершенно очевидно. В конце концов, если действительно существует возможность кардинально что-то изменить в этой сфере, то давайте сначала обеспечим достойными условиями для существования и работы тех, кто живет в стране и ее не покидал. Возможно, это и в эмигрантах пробудит реальное желание вернуться.
Но мы-то понимаем, все эти рассуждения – лишь слова. Как можно обеспечить людям условия, о которых идет речь, если десятки тысяч работающих зарабатывают в настоящее время всего лишь по 200 лари в месяц (а есть и такие, кто по 100). Кстати, в действующем законе конкретно указан предел для минимальной зарплаты, но кто на это смотрит! Между прочим, в статистических данных фигурирует и среднемесячная зарплата, составляющая в Грузии больше 1500 лари. Но как тогда прикажете объяснить, что в тех же государственных структурах, особенно в регионах, многие сотрудники не получают и половину этой суммы, а есть и такие, кто вынужден довольствоваться лишь третьей частью? При этом, на аппетиты оппозиции это никак не влияет, и предвыборные посулы ее растут день ото дня – помимо достойных рабочих мест, она уже обещает избирателям и пенсию в размере 1000 лари. На фоне нашего Государственного бюджета подобные псевдо-проекты выглядят просто смешными – получается, что государство будет заниматься исключительно раздачей пенсии и ничего другого делать не сможет, потому что на другое элементарно не хватит денег. Расчеты не такие уж заковыристые: при нынешнем объеме Государственного бюджета, в случае выполнения подобного обещания, только на пенсии уйдет третья часть всех бюджетных средств, а ведь к этому следует прибавить еще и заработную плату государственных служащих. Да наше государство просто не потянет такое! Денег не останется ни на развитие инфраструктуры, ни на образование и культуру, ни на сельское хозяйство… И сказанное совершенно очевидно практически для всех, но наши политики до сих пор считают народ безмозглой толпой, предать и обмануть которую – дело обычное. Главное добраться до власти, вернее, до кормушки, а дальше хоть потоп…
Бесо Барбакадзе