Домой Рубрики Политика Георгий Мдивани:«Мир меняется на наших глазах, американцы уже не могут быть единоличными...

Георгий Мдивани:«Мир меняется на наших глазах, американцы уже не могут быть единоличными его жандармами, и не имеет значения, станет ли у них президентом Байден или Трамп»

Георгий Мдивани:«Мир меняется на наших глазах, американцы уже не могут быть единоличными его жандармами, и не имеет значения, станет ли у них президентом Байден или Трамп»

«Россия не сумела обеспечить себе влияние на Закавказье», — эта часто повторявшаяся политологами фраза утратила смысл в 6 часов утра 10 ноября нынешнего года, когда Российская Федерация ввела в Нагорный Карабах свои миротворческие силы – воинский контингент в составе около 2-х тысяч человек. Война, разразившаяся между Азербайджаном и Арменией из-за Нагорного Карабаха, прекращена. Кто остался в выигрыше, а кто проиграл от завершения так называемого карабахского конфликта, что при этом теряет Грузия и что надо учесть в будущем нашей стране, почему с внеплановым визитом в Грузию прибыл руководитель Госдепа Америки? – На эти и другие актуальные темы с нами беседует блогер Георгий Мдивани.

— То, что мы увидели в эти дни в Закавказье (имеется в виду завершение карабахской войны), означает, что России удалось не только сохранить, но и усилить свое влияние в регионе, поскольку в мирном договоре, который был оформлен между Арменией-Азербайджаном и Российской Федерацией, не представлены ни Турция, ни Америка, ни какое-либо другое государство. Нравится подобное кому-то или нет – я об этом говорить сейчас не стану, однако очевидный факт, что Россия укрепила свои позиции в Закавказье. Такова объективная реальность. В Закавказье — в Карабахе – Россия разместила еще одну военную базу, которая будет находиться очень недалеко от Сирии…

Что касается столкновения между Арменией и Азербайджаном, то тут можно сказать, что Азербайджаном правит автократ, который длительное время готовился к карабахской войне, а против него оказался армянский премьер Пашинян, занявший свою должность благодаря «цветной революции», у которого не оказалось в достаточном количестве ни военных, ни организаторских способностей, да и мыслил он не по-государственному. Пашинян проявил себя типичным неолибералом, и остается лишь сожалеть, что по его вине погибло так много граждан и солдат.

Сегодня часто говорят, что такие территории, как Карабах, являются минами замедленного действия, заложенными еще в период Советского Союза, однако это не так, поскольку все конфликты, начавшиеся в постсоветский период, являются уникальными и имеют собственную историю. Ни один из них вообще никак нельзя отождествлять с другим. К примеру, противостояние между Азербайджаном и Арменией насчитывает века. Карабах всегда был азербайджанским, но жили там и армяне, и албанцы, а численность армян часто превалировала (между прочим, как и в Тбилиси).

Советскому Союзу удавалось на протяжении многих лет обеспечивать мир на спорных территориях в подобных конфликтных регионах, но стоило Союзу разрушиться, как «современная мировая повестка дня» все перевернула с ног на голову. Надо заметить, что очень часто конфликты, подобные карабахскому, обостряются именно вслед за развалом супердержав…

Тем не менее, есть и положительные стороны в том, что произошло в эти дни в Закавказье и в чем воочию убедился весь мир. Если долгое время после развала Советского Союза в мире существовал только один центр – Вашингтон и американцы могли вести войны на отдалении в десятки тысяч километров от своей территории, то сегодня эта данность поменялась, и Российская Федерация также является мировым центром. Центры формируют Китай и азиатские страны – то есть, мир становится многополюсным. Вслед за Сирией, Россия сумела сохранить Венесуэлу, я имею в виду, что Америке не удалось поменять обстановку в стране в свою пользу. Аналогичное произошло и в Азербайджане – американцы очутились в положении вне игры.

— Грузинские политологи утверждают, что Америка, Россия и Турция поделили между собой Закавказье…

— Официального документа на этот счет, естественного, не существует, хотя неофициально Турция заявила, что Азербайджан ее. Эрдоган никогда не скрывал, что готов включиться в эту войну, и даже перебросил в Азербайджан неофициальные военные подразделения. Грузия остается де-факто под американским влиянием, а Армения опять находится под российским, точнее, по-прежнему является стратегическим партнером России. Вообще-то, если б не Россия, армяне потеряли бы и Степанокерт с прилегающими селами.

Армения — член организации Договора о коллективной безопасности (помимо Армении, в эту организацию также входят Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан – Э.Н.), однако в рамках данного членства Карабах не рассматривается как армянская территория. Россия могла оказать помощь Армении, как она, например, помогла Сирии, если б Армения к ней обратилась, однако в данном случае Россия действовала в рамках своей внешней политики. Россия не собиралась терять Армению как зону влияния и разместила в Карабахе собственные войска. Причем, весьма серьезный контингент.

Территории, расположенные вокруг Карабаха, вообще не признавались армянскими. Первый президент Армении Левон Тер-Петросян даже предлагал – давайте, мол, мы по собственной инициативе передадим их Азербайджану. Однако в результате этого его заявления обстановка в стране стала напряженной, за чем последовала отставка. После Тер-Петросяна к власти пришел клан Кочаряна-Саркияна, и обстановка еще больше обострилась.  Ну а Пашинян и вовсе усложнил дело.  Для России это было совершенно нежелательно.

От конфликта в Карабахе в выигрыше оказались Азербайджан, Россия и, правда, недекларированно Турция, поскольку турки считают город Шушу частью своего культурного наследия. Так что, его возвращение стало для них настоящим праздником.

Меньше всего воспользовалась тем, что произошло в последние дни в Закавказье, Грузия. Мы многое теряем, и, прежде всего, статус транзитной страны. Турция уже объявила, что построит сухопутную и железнодорожную магистраль в Азербайджан через Нахичевань, после чего они будут связаны друг с другом без нашего участия. Возможно, со временем Грузия утратит и статус регионального хаба.

— Когда понадобился транзит, было использовано наше воздушное пространство, которое непременно понадобится и в будущем…

— Грузия пока не потеряла транзитного значения, это случится в будущем, потому что, как я уже сказал, они собираются проложить железнодорожную магистраль через Нахичевань и недавно заговорили об этом. Азербайджан и Турция обязательно свяжутся друг с другом напрямую, а это в определенной мере означает потерю Грузией транзитного пути.

Если уж мы заговорили о будущем, то надо учесть, что мир меняется на наших глазах, американцы уже не будут и не смогут быть единоличными его жандармами, и не имеет значения, станет ли у них президентом Байден или Трамп. Американцы всегда отыщут время для России, но для Грузии его у них не будет. Америка стоит на грани гражданского противостояния, ей трудно экономически. Она очень давно не была настолько поляризована и напряжена. Страна находится перед коллапсом. Так что ей явно будет не до Грузии, даже несмотря на то, что она считает нас «своим стратегическим партнером».

Данность такова: Россия располагает военными базами в Армении, Азербайджане, Абхазии и так называемой Южной Осетии. И это создает серьезные проблем американцам.

— Должен ли карабахский пример заставить нас, грузин, задуматься о том, что, возможно, существует какой-то способ вернуть Абхазию и Осетию, если, безусловно, мы сумеем уладить отношения с Россией?

— На примере Карабаха мы ясно увидели, что невозможно что-нибудь решить на постсоветском пространстве, если на то не будет доброй воли Российской Федерации. Особенно это касается территориальных вопросов. Если мы выберем в будущем путь мира и развития, что полностью исключено в условиях сегодняшней прозападной либеральной повестки дня, абхазы и осетины могут задуматься об интеграции с Грузией. Но и в этом случае без России ничего не получится, и хотим мы того или нет, но такова геополитическая реальность. Крайне важно – и это обязательно надо сделать – чтобы на данном этапе Грузия всячески использовала в отношениях с Россией возможности народной дипломатии, а затем повернулась в сторону восстановления дипломатических отношений. Лишь после всего этого можно будет говорить о чем-нибудь реальном, что приблизит нас к единству страны.

— На постсоветском пространстве (и не только) мы успели повидать «цветные революции», завершившиеся крахом. Закончился ли на Пашиняне этап «цветных революций»?

— Каскад «цветных революций», подброшенных Америкой, завершился не только на постсоветском пространстве, но и в странах Северной Африки. «Цветные революции» похоронены везде, это наши читатели прекрасно знают, так что я не стану перечислять. Скажу лишь одно: «цветная революция» — это государственный переворот, а не революция. Революция подразумевает коренные политические изменения в стране, а не только смену правительства или политиков. Мы наблюдали везде классические государственные перевороты.

Очень печально, что либеральные политики в нашей стране утверждают: потерей Карабаха Армения и Пашинян сняли с себя груз. Говоря так, для Грузии они, по-видимому, подразумевают под грузом Абхазию и Цхинвальский регион. Эти люди хотят любой ценой как-то войти в НАТО, пусть даже без Сухуми и Цхинвали. Они, наверное, считают, что тем самым обеспечат собственное благополучие…

— В Грузию прилетел руководитель американского Государственного департамента Майк Помпео. Чем был обусловлен его незапланированный и столь срочный визит?

— С представителями оппозиции Майк Помпео не встретился, так что выборы 31 октября тут явно не причем. Он прилетел и не затем, чтобы обсуждать, почему наши премьер и президент поторопились отправить текст поздравления Байдену. Думаю, визит Помпео вызван глобальными проблемами. Американцев тревожат процессы, протекающие в Закавказье, то, что судьба Карабаха была решена без них. А Грузия считается для США так называемой страной-стратегическим партнером в Закавказье, потому он и прилетел к нам для предметного решения региональных проблем.

Помпео, предположительно, прибыл для того, чтобы поговорить о размещении в Грузии американской военной базы. Правда, пока мы не увидим итогов, не поймем до конца, с какой конкретно целью он прилетел в Тбилиси. Но я все-таки предполагаю, что он касается процессов в Закавказье и ничего другого…

Беседовала

Эка Наскидашвили

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь