Домой Новости Грузия Георгий Гахокидзе: Провозглашение православия государственной религией станет прямым ударом по Грузинской церкви...

Георгий Гахокидзе: Провозглашение православия государственной религией станет прямым ударом по Грузинской церкви и угрожает грубым вмешательством в ее деятельность

Грузинское руководство в очередной раз подняло перед выборами вопрос о провозглашении православия государственной религией нашей страны. Идея эта муссируется очень давно, и ее обсуждение неизменно приводило к серьезным спорам, как среди сторонников, так и в лагере противников. Нынешнее решение властей о ее выдвижении часть общественности и на этот раз встретила без особого воодушевления. Протопресвитер Георгий Звиададзе заявил, что Грузинская православная церковь хорошо знакома с практикой объявления православия государственной религией, и что этот шаг «содержит в себе определенные риски». Он также отметил, что подобные отношения неминуемо приведут к вмешательству государства в дела церкви.

Почему же власти решили обратиться к этому вопросу именно сейчас? – Сегодня с нами на эту тему беседует прозаик Георгий Гахокидзе (Гига Рионели):

— Согласно заявлению «Грузинской мечты», партии необходимо обеспечить на выборах получение конституционного большинства в парламенте, и это требуется ей для решения четырех вопросов. Делая подобные заявления, представители правящей команды долгое время не уточняли, с чем же именно связан четвертый вопрос.

«Есть еще один, четвертый вопрос, конституционное урегулирование которого, возможно, имеет огромнейшее значение для отстаивания самобытности Грузии и ее защиты ее национальных ценностей. Консультации по данному вопросу продолжаются, и свою позицию мы, вероятно, сформируем к концу месяца». — Об этом было сказано в заявлении «Грузинской мечты» от 20 августа. А уже 31 числа первый номер избирательного списка «Мечты» и ее почетный председатель Бидзина Иванишвили публично объявил о том, что правящая партия хотела бы провозгласить православие государственной религией Грузии.

С вашего позволения, дальше, я немного отклонюсь от темы… Не надо забывать о том, что близятся выборы и в последние два-три месяца перед нами попеременно предстают фигурирующие в эшелонах власти «звезды». Да, им удалось привлечь профессиональных актеров и представителей модной индустрии, так что определенная часть принимающей участие в выборах грузинской общественности действительно живет сегодня их жизнью.

Отклонение от темы имеет под собой конкретную цель – проанализировать в общих чертах идейное соответствие между властью и народом, так называемой, оппозицией и ее последователями. Факт, что наше расколотое  надвое  общество с обеих сторон придерживается единого вектора, полностью дополняя друг друга. Потому они начали вести «игру» от имени Бога, избрав религию в качестве темы для обсуждения и манипулирования в предвыборный период. Однако не надо забывать, что все это происходит по непосредственной указке заказчика.

Люди, которые занимают серединную позицию и представляют собой единственную здравомыслящую часть грузинского общества, испытывают полное непонимание, пытаясь объяснить, прежде всего, самим себе, каким образом можно так радикально перестроиться от неолиберализма до ортодоксального консерватизма, который стал характерен для правящей силы? Попытаюсь объяснить: дело в том, что никто никак не перестраивался и никаких изменений не претерпевал, потому что все, что мы сейчас наблюдаем, высосано из пальца, и они подают свои решение именно в таком свете, потому что это выгодно с точки зрения сохранения власти и одновременно соответствует интересам глобального западного порядка.

Вы сомневаетесь в моей правоте? Но их упрямая ориентация на европеизацию свидетельствует о лояльной позиции в отношении западного заказчика, а остальные действия, если в них вдуматься, только лишний раз подтверждают, что все их шаги за последнее время являются показными и представляют собой достаточно профессионально поставленные перформансы.

— Какие угрозы может содержать в себе провозглашение православия государственной религией?

— Главная угроза очевидна — это удобная возможность для государства подчинить себе церковь, как и религию и веру в целом. Это была уловка, потому что они наверняка знали, что в рамках действующего Конкордата Патриархия никогда не согласиться дать зеленый свет подобному предложению.

В настоящее время именно Конкордат регулирует отношения между государством и церковью и наоборот – определяет роль церкви по отношению к государству.

В подобных условиях ни одно нормальное правительство не станет предлагать церкви войти в подчинение государству, поскольку это противоречит Конкордату и является неуместным по самой своей сути. В «Грузинской мечте», думаю, прекрасно все это понимают, однако перед выборами очень выигрышно играть роль, позволяющую гнаться сразу за двумя зайцами — с одной стороны, добиваться симпатии народа, не осознающего всех попутных рисков, сопровождающих провозглашение православия государственной религией, а с другой — искусно исполнять заказы западноевропейских структур.

Провозглашение православия государственной религией станет прямым ударом по Грузинской церкви и угрожает грубым вмешательством в ее деятельность, поскольку дает государству право ворошить церковные законы и принимать односторонние решения в интересах конкретных групп. При нынешних реалиях подобные изменения крайне опасны для грузинской православной нации.

Если же параллельно рассуждать о возможной пользе от такой инициативы, то при иных обстоятельствах она, на мой взгляд, не только не представляла бы опасность, но и могла быть воспринята как нечто необходимое, поскольку делала акцент на православной вере и идентичности нации, что, безусловно, стало бы фактором, способствующим укреплению Грузии как суверенной единицы, имеющей статус развитого, а не развивающегося государства, которым она наделена в настоящее время. Не надо забывать, что грузинский народ всегда стоял над государством и жил в полном согласии с принципом – единый язык, Отечество, вера.

Наша вера – православие всегда являлась для нас приоритетом. Вспомним Григория Хандзтели и Георгия Чкондидели. Примеров этих личностей достаточно для осознания того, насколько сильным было в те времена наше государство. Однако сегодня у нас, по сути дела, нет никакой идеологии, нет даже капитализма в его классическом понимании. Совершенно непонятно, что, вообще, за государство мы строим, а в подобных реалиях присвоение православию государственного статуса является откровенной угрозой для веры и нации.

— Зачем же государству понадобилось выступать с таким предложением именно сейчас?

— Это сделано для того, чтобы скормить людям хорошо взбитый политический гоголь-моголь – сладкий, питательный и полезный. Вдобавок играют свою роль региональные представления, что в сумме дает проверенную веками формулу…

Беседовала Эка Наскидашвили

                                                                                     

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь