Национальная валюта стала походить на всадника без головы, куда помчит всадник – никто не знает, и, главное, никто не знает, когда сумеют его остановить. Национальный банк признал, что его интервенций уже недостаточно, и в обесценивании лари, оказывается, виноваты плохие ожидания. Выходит, мы и вы – общество. Общество, которое, оказывается, боится будущего. Между тем, мы не должны бояться, поскольку премьер нам пообещал: мы, мол, так продвинем экономику, что позавидуют многие европейские страны, и таких результатов не будет у многих государств. Разумеется, на словах все это очень красиво, но, давайте, посмотрим, что происходит на деле.
Шеф Союза импортеров Ива Чкония десять дней сказал: если лари выйдет за отметку 3,10, мы будем вынуждены повысить цены на продукты. Сейчас же, когда национальная валюта обесценилась больше, чем ожидалось, следует ожидать ежедневного подорожания продуктов. Поскольку бизнесмены не станут понижать маржу на прибыль, не обанкротятся и будут вынуждены повысить цены. В результате, получим европейские цены, а зарплата и пенсия по-прежнему будут грузинскими.
К этому всему прибавляется и то, что внешний долг Грузии только за одну, прошлую неделю вырос на 168 миллионов долларов, и, вообще, он уже превысил годовой бюджет страны. Что это означает? Это прямой показатель того, что не то что строительство экономики будет, а возможно, объявят Грузию банкротом. И как раз тут начнется процесс нашего официального попадания в рабство. Здесь же скажу, что имеется в виду, и какие у нас подозрения.
Если обратиться к ближайшему прошлому, то пару лет назад в аналогичном положении оказалась Греция. Одна из древнейших цивилизаций, страна, которая, практически, была родоначальником всего. Мир объявил ее банкротом именно после того, как внешний долг превысил государственный бюджет. Страна с населением в 10,7 миллиона стала неплатежеспособной, ее объявили банкротом и несколько раз сменили правительство. Грекам грозила реальная опасность голода. А затем мировые государства-лидеры ей помогли, поставили на ноги… Но это была не бескорыстная помощь. Страну объявили банкротом, и она снова набрала долги. Сейчас у Греции столько долгов, что ей понадобится два века, чтобы окончательно выпутаться из них и освободиться. Наверное, понимаете, что это очень большой срок для того, чтобы вытащить страну из болота. И то показное экономическое положение, в котором сейчас, на первый взгляд, находится Греция, зависит от доброй воли больших стран. И достаточно греческим властям захотеть начать самостоятельную игру, рычаги смены власти находятся в руках именно больших стран. Элементарно, больше не дадут денег, потребуют вернуть долги и… Голод – такая вещь, ни один народ его не выдержит. Интересн, что было причиной этого? Не то ли, что, несмотря на все невзгоды, греки говорили, что были представителями древнейшего в Европе государства, что на принятых ими законах и правилах создана чуть ли не половина Европы, и что культуру проповедовали они, и должна была исчезнуть самобытность народа, его прошлое и наступить горькая реальность? Гордый народ должен был превратиться в рабов, и это сумели сделать, этого добились. Греки сейчас переключились на то, чтобы как-нибудь не умереть с голоду, и власть говорит не о прошлом, а о будущем. Скажу также, что на одну душу населения номинал внутривалового продукта составляет 22 594 доллара.
Теперь перейдем к Грузии и скажем о нашем ВВП. На душу населения ВВП составляет 3 863 лари. По сегодняшним данным, мы находимся в семь раз худшем положении, нежели греки, и, соответственно, нас обанкротить в семь раз легче. Население у нас также в семь раз малочисленнее, и, при желании, обанкротить нас и полностью к себе привязать, большим государствам это обойдется в сущие «копейки». Этого они не делают, предположительно, потому, что пока в этом надобности нет. Власть и оппозиция беспрекословно выполняют желания Запада. Да и, в отличие от греческих политиков, политики грузинские с высоких и низких трибун говорят именно то, что им пишет Запад.
Вообще же, Евросоюз ведь потому и был создан, чтобы появилось ощущение, будто не существует народов, что все едины, но эта идея умерла в самом зародыше. Большие государства создали Евросоюз, чтобы управлять другими, как своего рода пустышку, чтобы мечтали туда попасть. Народ устал от нескончаемых перспектив попасть в другие союзы, и теперь подкинули пустышку. Поверьте, эта тема устареет, и будет создан новый союз, и нас заставят мечтать, чтобы мы туда попали. И так мы будем крутиться по одному и тому же кругу. О «благе» Евросоюза вскоре догадалась Великобритания, страна, у которой также большое прошлое. Но экономическая мощь Британии была настолько велика, что одолеть ее не сумели, не сумели свалить, хотя попытки и угрозы были. Угрозы, как экономических санкций (в случае, если она покинет Союз), так и того, что из страны уйдут различные европейские бренды, и британская экономика получит огромный удар. В конечном счете, между экономикой и сохранением самобытности британцы выбрали второе. И им повезло – они не упали, не пали и остались равноправным игроком в Европе. Конечно, такого Грузия сделать не сумеет…
Один из экспертов несколько дней назад сказал, что реальный курс лари – 4.00, и нам придется с этим смириться. Что же получается? Все знают, что национальная валюта мчится к отметке 4,00, и ничего поделать не могут? Или не делают? Тогда скажем также, что нынешняя пенсия в 250 лари в период «националов» составляла бы 147 долларов, а сейчас – 74 доллара, то есть половина от того… Выходит, что, в условиях повышенной пенсии, доход, реально, наполовину меньше, и, несмотря на то, что возвращение к власти «Национального движения» мы рассматриваем как начало конца Грузии, такова реальность…
Как вы думаете, если бы в условиях такой пенсии и зарплат (зарплаты тоже повысились) курс доллара остался прежним, у населения были бы претензии? Разумеется, нет. Но этого не допустит уже Запад. И не допустит именно потому, чтобы, в условиях постоянного недовольства, было легко вывести людей на улицу. Просто, Запад не просчитал, что «Национальное движение» оставит такой горький след в памяти людей и окажется без человеческих ресурсов.
В принципе, они и в 2003 году пришли к парламенту всего с 5 тысячами человек, и все закончилось «революцией роз». Такая попытка обязательно будет и после выборов, и любая революция, кто бы ни пришел к власти, принесет губительный результат.
Несмотря на то, что действующая власть активно напоминает избирателям девять лет правления «Национального движения», она должна понимать, что, в конечном итоге, населению придется делать выбор между веником и голодом. И, если следовать логике, веник убивает нравственно, голод – физически, поэтому необходимо, жизненно необходимо что-то придумать, сделать, создать. Нужно хотя бы надлежащим образом использовать гранты, полученные от Запада, а не нести их домой.
С 2003 года по сей день Запад, в виде долгов или грантов, перечислил более 10 миллиардов долларов. И скажет кто-нибудь, куда пошли эти деньги, куда пропали, на что потрачены? На курсе национальной валюты обычно играют 30 и 40 миллионами долларов, а от 10 миллиардов страна должна была расцвести, и курс лари должен был опередить курс доллара. Но нет, эти деньги, просто, исчезли и потерялись.
В заключение, вспомним также, как действующий парламентарий и снова стремящийся в парламент Георгий Гачечиладзе сказал: когда лари в отношении доллара укрепится, готовы ли вы к тому, что делать с избытком лари, который станет дороже доллара? К господину Гачечиладзе претензий нет, но, может, он тот же вопрос задаст сейчас?…
Бесо Барбакадзе