Сегодня одной из проблем для всего человечества стало наличие здоровой и натуральной пищи. К сожалению, вольно или невольно, но мы вынуждены ежедневно потреблять очень вредные для нашего здоровья продукты. В пище, которую мы едим, и в напитках, которые пьем, можно встретить едва ли не все химические элементы из периодической таблицы Менделеева. Сплошь и рядом нам приходится покупать хлеб, в составе которого на муку приходится лишь 20% от общей массы. Мы пьем (по крайней мере раз в год, а большинство из нас гораздо чаще) «Кока-колу», состав которой до сих пор хранится в тайне. При этом очевидный факт, что напиток этот легко заменяет чистящие химические вещества и прекрасно справляется с их функцией при мытье ванн, раковин, унитазов, а также широко применяется в животноводстве, считаясь едва ли не лучшим средством для промывания желудка у скота…
Министра охраны окружающей среды и сельского хозяйства Грузии Давида Сонгулашвили «кабинетным начальником» не назовешь. Хорошо известно, что его можно встретить в любом регионе Грузии, где он знакомится с большими и малыми предприятиями, старается поглубже вникнуть в наболевшие проблемы, лично выслушивает, у кого какие трудности и претензии, что, безусловно, очень похвально. Сам по себе факт личного общения с министром и возможность ставить перед ним острые вопросы очень важен, однако этого недостаточно, чтобы все они решались немедленно и полностью. Говорю об этом, потому что на прошлой неделе мне довелось присутствовать на одной из таких встреч, и министру там доложили о серьезной проблеме. Причем, не только доложили, но и предложили простой способ ее решения.
Дело в том, что сыр, который продается сегодня в Грузии, в основном представляет собой пищевую массу, приготовленную из сухого молока и пальмового масла, наносящего вред нашему здоровью. Примерно лишь около 30% этого продукта, выставленного на местных прилавках, сделано из настоящего молока, а если брать в расчет только Тбилиси (все-таки в регионах крестьяне делают сыр преимущественно из натурального молока), то этот показатель опустится до 10% и ниже. То есть почти 90% сыров, продаваемых в столице, даже с натяжкой нельзя назвать натуральными.
«Нам приходится ежедневно закрывать повсюду кустарные производства, незаконно изготавливающие сыр из сухого молока, но и это капля в море, потому что таких производств слишком много, и работать необходимо еще активней», — честно признался министр в ходе встречи. И в этот момент попросил слова один из фермеров, который сформулировал совершенно конкретное решение упомянутой проблемы:
«Господин министр, если не возражаете, я начну с простых расчетов. Мешок сухого молока стоит примерно 240-250 лари, и получается, что один литр приготовленного из него молока обходится в 65-70 тетри. Это при том, что натуральное сырое молоко крупные компании закупают у фермеров пусть и по кабальной цене, но так или иначе платят за литр по 1,70-1,80 лари. Разница на каждый литр составляет, как видите, примерно 1 лари. Однако дело упирается не только в деньги, но и в то, что из одного лишь сухого молока сыр никак не сделаешь – обязательно требуется жир, и именно отсюда начинаются основные беды. Абсолютно все производители используют в качестве такого жира пальмовое масло, а это продукт, способный причинить вред и нам, и особенно нашим детям. Почему же его все-таки используют? Да потому что пальмовое масло тоже стоит очень дешево. Арифметика тут элементарная: для приготовления одного килограмма сулгуни из натурального компонента потребуется 10 литров молока, то есть это будет стоить примерно 17 лари, а при использовании комбинации «сухое молоко плюс пальмовое масло» один килограмм сулгуни обойдется лишь в 7–8 лари, то есть разница составит около 9–10 лари на каждый килограмм. О какой конкуренции и здоровом питании тут можно говорить?! Поэтому и выход из ситуации однозначен и очень прост: надо, как во многих странах и почти во всех республиках бывшего Советского Союза, запретить использование пальмового масла. Тогда, если даже кто-то все равно захочет делать сыр из сухого молока, он будет вынужден добавлять в него сливочное масло, а это настолько удорожит себестоимость продукта, что производить такой сыр станет попросту невыгодно. И тогда его в любом случае придется делать о только из настоящего молока. Конечно, и само молоко несколько подорожает, но зато люди получат доступ к здоровому продукту…»
Министр не скрыл, что инициатива ему понравилась, хоть и не стал обещать, что немедленно, буквально с завтрашнего дня, как, впрочем, и через год, вредное для здоровья пальмовое масло будет в Грузии запрещено. На то имеется несколько весомых причин. Первая – запретить что-либо не так уж и просто. Прежде необходимо создать специальную комиссию, получить ее заключение и т.д. К тому же, с пальмовым маслом связано не только производство сыров. Например, у нас в стране продается «Нутелла» — любимое лакомство детей, но и в нем присутствует пальмовое масло. Получается, нельзя будет ввозить и «Нутеллу», точнее, импортеры будут вынуждены ввозить такие сорта, в которых нет пальмового масла. И вот тут потребитель сталкивается с дилеммой, что же ему выбрать: покупать продукт высокого качества, но дорогой или предпочесть дешевый, но причиняющий вред здоровью? Надо полагать, на словах любой из нас, не задумываясь, ответит – лучше покупать здоровый продукт. Но тут есть серьезная загвоздка: в Тбилиси (и не только в столице) и сейчас функционируют специальные магазины, где как раз-таки продают только здоровые продукты, естественно, по соответствующей цене. Так вот, спрос на них, к сожалению, невелик. Почему? Да потому что наше население не располагает сегодня, например, возможностью платить за пачку, скажем так, «здоровых» макарон 10 лари, если пачка обычных макарон в магазинах тут же рядом стоит 2–3 лари. И эту столь ощутимую разницу в цене и в качестве создают как раз всевозможные добавки, прежде всего, уже упоминавшееся выше пальмовое масло.
Посмотрим, однако, и другую статистику. В прошлом году в Грузии умерло 43 971 человек, что на 1215 человек (на 2,8%) больше показателя 2023 года. Перечислю пять наиболее распространенных причин, по которым скончались эти людей. На первой строке – нарушения в системе кровообращения – 18 159 человек, далее следуют онкологические заболевания – 5720, нарушения дыхательной системы – 3641, травмы, отравления, внешние причины – 1826, нарушения пищеварительной системы – 1307. В пятерку это не входит, но, полагаю, всем следует знать, что 444 человека погибло в прошлом году в результате автоаварий, и это катастрофический показатель.
Так вот, как я и говорил, часть причин смертности кроется в еде, в нездоровой пище. Нарушение системы кровообращения – это отчасти результат именно такой пищи, поскольку попавшие в кровь химические вещества разрушают и уничтожают наш организм. Рак тоже бывает нередко спровоцирован ими, а нарушение в системе пищеварения вообще связано со всем этим напрямую. Теперь задумаемся, не лучше ли есть меньше и платить дороже, чем…
Мы понимаем, у этой медали, как и у любой другой, есть оборотная сторона – очень многие семьи вынуждены неделями питаться только хлебом и картошкой, и что прикажете делать, если пальмовое масло намешано и в этом хлебе? И как исправить ситуацию, если картошка насыщена ядохимикатами? Сейчас на рынке массово появились арбузы и дыни, но и они могут быть опасны. Я ничего не выдумываю и не нагнетаю – если у вас есть контрольный прибор, проверьте сами, и вы убедитесь, что яды присутствуют либо на верхней границе допустимой нормы, либо их содержание еще выше. Думаю, врачи со мной согласятся и подтвердят, что к ним обращаются десятки людей, отравившихся арбузом или дыней.
Населению скажу лишь одно – бо́льшая часть молочной продукции, которая лежит у нас на прилавках, сделана из сухого молока и пальмового масла. Натуральное сырое молоко в ней либо отсутствует, либо его содержание не превышает 2–3%, и то лишь потому, что если этот сыр долгое время пролежит наружи, он хотя бы слегка, но прокиснет или станет заметно, что он портится. Ну а тот, что сделан из порошка и масла, попросту высохнет, затвердеет, как камень. А потом иди гадай, что же с ним произошло?! К сожалению, единственным выходом из подобной ситуации, как и посоветовал во время встречи с министром один из фермеров, является полный запрет на пальмовое масло. Однако повторяю — шаг этот непростой и небыстрый, а главное, такой запрет спровоцирует подорожание очень многих продуктов, если вообще не всех. Потому что в тех или иных дозах пальмовое масло присутствует практически во всех завозимых в Грузию видах продукции.
И знаете, что еще любопытно? В Цалка, где много молочных ферм и где действительно производят хорошее молоко, цена его колеблется от 1,10 до 1,20 лари. Крупные компании больше платить не соглашаются – мол, Цалка далеко, и на транспортировку тратится куча денег. Хотя уход за скотом и питание одинаковы и в Цалка, и в Батуми, и в Хашури, и в Сачхере…
Леван Габашвили