Первым сигналом о возможной новой роли Турции в европейских делах стало участие турецкой делегации в «экстренном саммите» в Париже по вопросам безопасности, созванном Эммануэлем Макроном. Это, в отличие от «создания европейской армии» было логичным ходом: именно турецкая, а не французская армия является самой боеспособной в Европе… если, конечно, (А) всё-таки допустить Турцию к делам ЕС, как и обещали когда-то и (Б) не считать армию украинскую.
Позже начальник штаба вооруженных сил Метин Гурак принял участие в военном совещанием под руководством французского президента в Париже. И вот теперь премьер-министр Польши Дональд Туск провёл переговоры в Анкаре. После переговоров с Эрдоганом Туск заявил, что он сделал Турции «четкое предложение взять на себя максимально возможную совместную ответственность» за мир на Украине и за региональную стабильность.
На этом фоне агентство Reuters пишет: «Дипломаты и аналитики говорят, что Турция стала ключевым потенциальным партнером в реструктуризации европейской безопасности, поскольку Европа изо всех сил пытается укрепить свою оборону и найти гарантии для Украины в рамках любого предстоящего соглашения о прекращении огня, на котором настаивают Соединенные Штаты… Аналитики говорят, что стремление европейцев сохранить военный потенциал Украины и согласовать гарантии безопасности, одновременно укрепляя собственную оборону без участия Вашингтона, предоставило Турции редкую возможность углубить связи с Европой, несмотря на затяжные споры о верховенстве закона, морские проблемы с Грецией и Кипром, а также затянувшееся вступление Анкары в Европейский союз. заявка».
Синан Ульген, бывший турецкий дипломат и директор Центра экономических и внешнеполитических исследований (EDAM), заявил Reuters: «Европейские страны, которые до сегодняшнего дня думали, что могут позволить себе роскошь исключать Турцию, теперь видят, что они больше не могут исключать Турцию».
Ульген добавил: «Фундаментальный вопрос, который встанет перед Турцией, — это вопрос о связях с Россией, потому что суть европейской системы безопасности начинается с рассмотрения России как угрозы. Анкара должна выбрать сторону и позицию в отношении России, чтобы взять на себя большую роль в обеспечении безопасности».
Разумеется, всё пока вилами на воде, но логика происходящего очевидна. Президент Эрдоган и министр иностранных дел Турции Хакан Фидан заявили, что Европа должна включить Турцию в реструктуризацию своей архитектуры безопасности «устойчивым и сдерживающим» образом. Турецкий чиновник, пожелавший остаться неназванным, сказал, что пока нет четких планов относительно новой архитектуры европейской безопасности или возможного вклада Турции в нее, но определенные шаги могут способствовать развитию сотрудничества.
Источник: ДРОБНИЦКИЙ